ООП 44.02.03 ДПО 2022 у.г

Министерство образования и пауки Республики Дагестан
Государственное бюдже тное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»

Основная профессиональная
образовательная программа
Специальность
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
по программе углубленной подготовки

Квалификация выпускника: педагог дополнительного
образования в области изобразительной деятельности и
декоративно-прикладного искусства
вид подготовки - углубленная

форма подготовки - очная

Нормативный срок освоения программы:
3 года 10 месяцев на базе основного общего образования/
очная форма обучения;
Профиль получаемого профессионального образования
гуманитарный

Кизляр, 2021

Основная профессиональная образовательная программа разработана
на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности
44.02.03 Педагог дополнительного образования (углубленной подготовки),
входящей в состав укрупненной группы специальностей 44.00.00
Образование и педагогические науки
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»
Разработчики:
- Е.II. Шелкова, зам. директора по УР
- М.А.Мелехина. зам. директора по УПР
- М.А.Омарова,зам. директора по ВР
- А.С.Османова, ст.мстодист
- Н.А.Бобылева, методист
Л. В. Сарычева, председатель П(1 ЦК социально-экономических,
гуманитарных дисциплин;
-А.Н.Раджабова, председатель П(Ц)К математических, естественнонаучных
дисциплин
и
профессионального
цикла
по
специальностям:
Программирование в компьютерных системах и Информационные системы и
программирование;
- М.Г. Исакова, председатель П(Ц)К профессиональных дисциплин по
специальностям: 44.02.02 Преподавание в начальных классах и 44.02.01
Дошкольное образование.
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Кизлярский
профессионально-педагогический колледж».
Заключение методического совета № 1 от «26» августа 2021 г.
© Шелкова Елена Николаевна 2021
© Мелехина Марина Алексеевна 2021
© Омарова Мирханум Асадуллаховна 2021

© Османова Анжелика Салиховна 2021
© Бобылева Наталья Анатольевна 2021
© Сарычева Лариса Викторовна 2021
© Раджабова Альбина Ниязовна 2021
©Исакова Мадина Гришаевна 2021

© ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический
колледж» 2021

2

1. Общие положения
Нормативно-правовые
основы
разработки
основной
профессиональной образовательной программы
Основная профессиональная образовательная программа среднего
профессионального образования - комплекс нормативно-методической
документации, регламентирующей:
- содержание и организацию образовательного процесса;
ресурсное обеспечение реализации основной профессиональной
образовательной программы;
- оценку качества подготовки обучающихся и выпускников;
- государственную итоговую аттестацию выпускников.
Нормативно-правовую основу разработки основной профессиональной
образовательной программы (далее - программа) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- Федеральный государе твенпый образовательный стандарт среднего
профессионального образования
по специальности 44.02.03Педагогика
дополнительного образования, утвержденный приказом Министерства
образования и пауки Российской Федерации от 13.08.2014г. N998, зарегистр.
Министерством юстиции (25.08.2014г.рсг. N33825), входящий в состав
укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические
науки;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464
"Об утверждении 11орядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования" (с изменениями и дополнениями от 22.01.2014 г., 15.12.2014
г.);
- Приказ Минобрнауки России № 885 от 05.08.2020 (ред.от 18.11.2020) «О
практической подготовке обучающихся» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 1 1 сентября 2020 г., регистрационный №
59778);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный Министерством образования и науки России от
17.05.2012 № 413 (рсд. от 29.06.2017), зарегистрированного в Министерстве
юстиции России 07.06.2012 № 24480 и реализуемый в пределах ОПОИ с
учетом профиля получаемого профессионального образования;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования,
утвержденный приказом Министерства образования и пауки Российской

1.1.

4

Федерации от 14.06.2013 г. №464, с изменениями и дополнениями от
22.01.2014 г., 15.12.2014 года № 1580;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
ot16.08.2013 года № №968 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» (с учетом изменений, внесенных
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.01.2014 г. №74, от 17 ноября 2017 года)
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20
июля 2015 года № 06-846 «Методические рекомендации по организации
выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в
образовательных организациях среднего профессионального образования по
программам подготовки специалистов среднего звена»;
- Приказ Министерства образования и пауки РФ от 17 ноября 2017 г. № 1 138
«О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой
аттестации но образовательным программам среднего профессионального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и пауки
Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования па базе
основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования» (с учетом
изменений Про токол ФГАУ «ФИРО» № 3 от 25 мая 2017 г);
Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. N 1186 "Об
утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем
профессиональном образовании и их дубликатов";
Методика разработки основной профессиональной образовательной
программы СПО (методические рекомендации) - М.: ФИРО, 2014 г.
- В соответствие с Приказом Минобрнауки России от 7.06.2017 г. № 506 «О
внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №
1089 в общеобразовательный цикл включена дисциплина «Астрономия».
- Устав Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения
Республики
Дагестан
«Кизлярский
профессионально­
педагогический колледж» (далее Колледж);
- Действующие локальные акты.

5

1.2.

Нормативный срок освоения программы

Нормативный срок освоения программы углубленной подготовки по
специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования по очной
форме обучения:
- на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев,
- на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев
Трудоемкость 011ОП
- па базе среднего общего образования - 3096,
- на базе основного общего образования - 4500.
Квалификационная характеристика выпускника
По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «Учитель
начальных классов».
2.Характерисгика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения основной профессиональной
образовательной программы
2.1.

Область и объекты профессиональной деятельности

Область
профессиональной
деятельности
выпускников:
дополнительное образование детей в организациях дополнительного
образования,
общеобразовательных
организациях
и
организациях
профессионального образования за пределами их основных образовательных
программ.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс
дополнительного образования в избранной области деятельности;
задачи, содержание, методы, формы, средства организации и процесс
взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (учреждениями,
организациями, родителями (лицами, их заменяющими)) по вопросам
воспитания и обучения занимающихся и организации дополнительного
образования в избранной области деятельности;
документационное обеспечение образовательного процесса.
Педагог дополнительного образования (с указанием области
деятельности) готовится к следующим видам деятельности:
Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей
(с указанием области деятельности).
Организация
досуговых мероприятий,
конкурсов,
олимпиад,
соревнований, выставок.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
2.2.

Виды профессиональной деятельности и компетенции
6

Педагог дополнительного образования в области изобразительной
деятельности и декоративно-прикладного искусства
должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с
руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся
(воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием
на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях
обновления се целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых норм.
11едагог дополнительного образования в области изобразительной
деятельности и декоративно-прикладного искусства
должен
обладать
профессиональными
компетенциями,
соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонетрировать владение деятельностью, соответствующей
избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся
на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный
процесс.
Организация досуговых мероприятий.
7

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые
мероприятия, в том числе конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки.
ПК 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих)
к участию в досуговых мероприятиях.
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий.
ПК 2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию
досуговых мероприятий.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
НК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы,
учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области
деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно­
развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области дополнительного образования на
основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов,
выступлений.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области дополнительного образования детей.

2.3.

Специальные требования

01ЮП предусматривает изучение следующих учебных циклов:
- общего гуманитарного и социально-экономического;
- математического и общего естественнонаучного;
- профессионального;
и разделов:
- учебная практика;
- производственная практика (по профилю специальности);
- производственная практика (преддипломная);
- промежуточная аттестация;
- государственная итоговая аттестация.
Обязательная часть 011011 по учебным циклам должна составлять около 70
процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.
Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и
(или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной
части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний,
необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами регионального рынка груда и возможностями
продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и
8

профессиональные модули вариативной части определяются
образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий
естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных
дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами
деятельности. В состав профессионального модуля входит один или
несколько междисциплинарных курсов. 11ри освоении обучающимися
профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная
практика (по профилю специальности).
Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического
учебного цикла 1 1ПССЗ углубленной подготовки должна предусматривать
изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии",
"История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая
культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ГП ICC3 углубленной
подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность
жизнедеятельноети". Объем часов па дисциплину "Безопасность
жизнедеятельноети" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной
службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и
трудоемкоети се освоения может применяться система зачетных единиц, при
этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
3. Документы,
определяющие
содержание
и
организацию
образовательного процесса

3.1. Учебный план (приложение 1)
В учебном плане отображается логическая последовательность освоения
циклов и разделов ОПОИ, обеспечивающих формирование компетенций.
Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, а также их
общая и ауди торная трудоемкость в часах.
3.2. Календарный учебный график (приложение 2)
В календарном учебном графике указывается последовательность
реализации ОПО11 но годам, включая теоретическое обучение, практики,
промежуточные и итоговую аттестации, каникулы. График разрабатывается в
соответствии с требованиями Ф1 ОС СПО
В соответствии с требованиями ФГОС СОО Колледж при разработке
учебного плана ППССЗ но специальности на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования формирует
общеобразовательный цикл, включая общеобразовательные учебные
предметы (общие, по выбору из обязательных предметных областей и
дополнительные по выбору обучающихся, предлагаемые Колледжем).
1 Грофиль гуманитарный.
3.3. Программы дисциплин общего гуманитарного и социалыю9

экономического учебного цикла (11риложение 3).
3.3.1.
1Грограмма ОГСЭ. 01. Основы философии
3.3.2.
Программа ОГСЭ. 02. Психология общения
3.3.3.
Программа ОГСЭ. 03. История
3.3.4.
Программа ОГСЭ. 04. Иностранный язык
3.3.5.
Программа ОГСЭ. 05. Физическая культура
3.4.
Программы
дисциплин
математического
и
общего
естественнонаучного учебного цикла (Приложение 4)
3.4.1.
Программа
ЕН. 01. Математика
3.4.2.
Программа ЕН. 02. Информатика и информационные технологии
в профессиональной дсятелыюсти
3.5. Программы
дисциплин
и
профессиональных
модулей
профессионального цикла (Приложение 5)
3.5.1.11рограммы общепрофессиональных дисциплин
Программа ОН. 01. Педагогика
Программа ОП. 02. Психология
Программа ОП. 03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Программа ОП. 04. Правовое обеспечение профессиональной
деятельности
Программа ОП. 05. Дополнительное образование детей: история и
современность
Программа 011. 06. Безопасность жизнедеятельности
Программа ОП. 07. Основы финансовой грамотности
Программа ОП. 08. Социальная адаптация и основы социально­
правовых знаний
3.5.2. Программы профессиональных модулей
1 Грограмма профессионального модуля ПМ.01. 1 Греподавание в
одной из областей дополнительного образования детей
(изобразительная
деятельность и декоративно-прикладное искусство)
Программа профессионального модуля ИМ.02 Организация
досуговых мероприятий
Программа профессионального модуля ПМ. 03 Методическое
обеспечение образовательного процесса
3.6. Программа производственной практики (преддипломной)

4.

Материально-техническое обеспечение
реализации
профессиональной образовательной программы

основной

Колледж
располагает
материально-технической
базой,
обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и
практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной
К)

подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом
образовательного учреждения.
Для реализации 011011 имеются оборудованные учебные кабинеты,
лаборатории, мастерские.
Материально-техническая
база
соответствует
действующим
санитарным и
противопожарным нормам.
Реализация 0Г10Г1 обеспечивает:
- выполнение обучающимся лабораторных работ и практических
занятий, включая как обязательный компонент практические занятия с
использованием персональных компьютеров;
-освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях
созданной соответствующей образовательной среды в образовательном
учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида
профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом
лицензионного программного обеспечения.
Образовательное учреждение имеет необходимый перечень кабинетов и
других помещений для реализации 011011 по специальности 44.02.03.
Педагогика дополнительного образования

5.Кадровое обеспечение реализации ОПОП
Реализация основной профессиональной образовательной программы по
специальности СПО обеспечена педагогическими кадрами, имеющими
высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля).
Опыт
деятельности
в
организациях
соответствующей
профессиональной сферы является обязательным для преподавателей,
отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла.

6.Оценка результатов освоения основной профессиональной
образовательной программы
6.1. Контроль и оценка достижений обучающихся

Образовательное учреждение, реализующее подготовку но программам
дисциплин и профессиональных модулей, обеспечивает организацию и
проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета
индивидуальных образовательных достижений обучающихся применяю гея:
- текущий контроль успеваемости,
- промежуточная аттестация обучающихся,
- государственная итоговая аттестация обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний,
промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному
11

модулю разрабатываются преподавателями, ведущими занятия, и доводятся
до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала
обучения.
Для аттестации обучающихся (текущая и промежуточная аттестация)
созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения,
практический опыт и освоенные компетенции.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников
осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации
разрабатываются и утверждаются Колледжем самостоятельно, а оценочные
средства для экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю
и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и
утверждаются после предварительного положительного заключения
работодателей.
6.2. Организация
выпускников

государственной

итоговой

аттестации

Порядок проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА)
по образовательным программам СПО в соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа
2013 г. N 968 , зарегистрированного в Минюсте России 01.11.2013 N 30306
«О порядке проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования» (в
ред. Приказа Минобрнауки России от 31.01.2014 N 74, от 17 ноября 2017
года) и приказа Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2017 г.
№ 1138 “О внесении изменений в Порядок проведения государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным
программам
среднего
профессионального образования, утвержденный приказом Министерства
образования и пауки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968”,
устанавливает правила организации и проведения Колледжем ГИА и
является завершающим этапом освоения ОПОИ СПО - ППССЗ СПО
студентами Колледжа.
Обеспечение проведения ГИЛ но образовательным программам среднего
профессионального образования осуществляется Колледжем. Колледж
используют необходимые для организации образовательной деятельности
средства при проведении ГИЛ студентов.
В целях определения соответствия результатов освоения студентами
образовательных программ среднего профессионального образования
соответствующим
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования
государственная итоговая аттестация проводится государственными
12



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.