ОПОП 40.02.02 ПД 2021 у.г.

1

Основная
образовательная
программа
разработана
на основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
40.02.02 Правоохранительная деятельность (базовая подготовка), входящей в
состав укрупненной группы специальностей 40.00.00 Юриспруденция
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»
Разработчики:
- Е.Н. Шелкова, зам. директора по УР
-М.А.Мелехина. зам. директора по УПР
- М.А. Омарова, зам. директора по ВР
-А.С.Османова, ст.методист
- Н.А. Бобылева, методист
- И. А. Амлаева, председатель ПЦК общеобразовательных дисциплин;
- Л.В.Сарычева, председатель ПЦК социально-экономических и
гуманитарныхдисциплин;
-А.Н.Раджабова, председатель ПЦК математических, естественнонаучных
дисциплин и профессионального цикла специальностей Программирование
в компьютерных системах и Информационные системы и программирование;
- Э.Э. Гаджимурадова, председатель П(Ц)К профессионального цикла по
специальностям: Право и оранизация социального обеспечения и
Правоохранительная деятельность.
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД «Кизлярский
профессионально-педагогический колледж».
Заключение методического совета № «1» от 26 августа 2021г.
© Шелкова Елена Николаевна 2021
©Мелехина Марина Алексеевна 2021
©Омарова Мирханун Асадуллаховна 2021
©Османова Анжелика Салиховна2021
© Бобылева Наталья Анатольевна 2021
©Амлаева Ирина Анатольевна 2021
©Сарычева Лариса Викторовна 2021
©Раджабова Альбина Ниязовна 2021
©Гаджимурдоа Эдилия Эьбрусовна 2021
© ГБПОУ РД Кизлярский профессионально-педагогический
колледж» 2021

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения…………………………………………………… 4-5

1.1.

Нормативно-правовые основы разработки основной
образовательной программы ……………………………………….
Нормативный срок освоения программы………………………….

1.2.

5-6
6

2.1.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения основной профессиональной
образовательной программы………………………………………. 6
Область и объекты профессиональной деятельности ……………. 6

2.2.

Виды профессиональной деятельности и компетенции………….. 6-7

2.3.

Специальные требования …………………………………………... 8

3.
3.1.

Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесса…………………………………………. 10
Учебный план……………………………………………………….. 10

3.2.

Календарный учебный график……………………………………..

3.3.

Программы дисциплин общего гуманитарного и социальноэкономического учебного цикла…………………………………… 10
Программы дисциплин цикла математического и общего
естественнонаучного учебного цикла……………………………… 10
Программы профессионального учебного цикла………………… 10

2.

3.4.
3.5.

10

3.5.1. Программы общепрофессиональных дисциплин ………………… 10
3.5.2. Программы профессиональных модулей…………………………. 11
3.6

Программа производственной практики (преддипломной)………

3.7

Рабочая программа воспитания…………………………………….. 11

3.8

Календарный план воспитательной работы……………………….. 11

4.

Материально-техническое обеспечения…………………………… 11

5.

Кадровое обеспечение………………………………………………

6.

Оценка результатов освоения основной профессиональной
образовательной программы……………………………………….. 11
Контроль и оценка достижений обучающихся……………………. 12

6.1.

11

11

3

6.2.

Организация государственной итоговой аттестации выпускников 12
1. Общие положения
1.1. Нормативно-правовые
образовательной программы

основы

разработки

основной

Основная
профессиональная
образовательная
программа
среднего
профессионального образования – комплекс нормативно-методической
документации, регламентирующей:
- содержание и организацию образовательного процесса;
- ресурсное обеспечение реализации основной профессиональной
образовательной программы;
- оценку качества подготовки обучающихся и выпускников;
- государственную итоговую аттестацию выпускников.
Нормативно-правовую основу разработки основной профессиональной
образовательной программы (далее – программа) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 года № 509 "
Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта среднего профессионального образования
по специальности
40.02.02 Правоохранительная деятельность утвержденный приказом (с
изменениями и дополнениями), зарегистрированный в Минюсте РФ 21
августа 2014г., входящий в состав укрупненной группы специальностей
40.00.00.Юриспруденция;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования" (с изменениями и дополнениями от 22.01.2014 г., 15.12.2014
г.);
- Приказ Минобрнауки России № 885 от 05.08.2020 (ред.от 18.11.2020) «О
практической подготовке обучающихся» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный №
59778);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный Министерством образования и науки России от
17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017), зарегистрированного в Министерстве
юстиции России 07.06.2012 № 24480 и реализуемый в пределах ОПОП с
учетом профиля получаемого профессионального образования;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
4

Федерации от 14.06.2013 г. №464, с изменениями и дополнениями от
22.01.2014 г., 15.12.2014 года № 1580;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от16.08.2013 года № №968 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» (с учетом изменений, внесенных
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.01.2014 г. №74;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20
июля 2015 года № 06-846 «Методические рекомендации по организации
выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в
образовательных организациях среднего профессионального образования по
программа подготовки специалистов среднего звена»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2017 г. № 1138
«О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования» (с учетом
изменений Протокол ФГАУ «ФИРО» № 3 от 25 мая 2017 г);
- Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. N 1186 "Об
утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем
профессиональном образовании и их дубликатов";
Методика разработки основной профессиональной образовательной
программы СПО (методические рекомендации) – М.: ФИРО, 2014 г.
- В соответствие с Приказом Минобрнауки России от 7.06.2017 г. № 506 «О
внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №
1089 в общеобразовательный цикл включена дисциплина «Астрономия».
- Устав Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения
Республики
Дагестан
«Кизлярский
профессиональнопедагогический колледж» (далее – Колледж);
- Действующие локальные акты.
1.2. Нормативный срок освоения программы
5

Нормативный срок освоения программы углубленной подготовки по
специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
по очной форме обучения:
- на базе среднего общего образования -2года 6 месяцев;
-на базе основного общего образования- 3 года 6 месяцев.
по заочной форме обучения:
- на базе среднего общего образования -3 года 6 месяцев;
-на базе основного общего образования- 4 года 6 месяцев.
Квалификационная характеристика выпускника
По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «Юрист».
Трудоемкость ОПОП
- на базе среднего общего образования – 3060,
- на базе основного общего образования – 4464.
Квалификационная характеристика выпускника
По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «Юрист».
2.Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения основной профессиональной
образовательной программы
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников:
- реализация правовых норм;
- обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества
и государства, охрана общественного порядка, предупреждение, пресечение,
выявление, раскрытие и расследование преступлений и других
правонарушений.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- события и действия, имеющие юридическое значение;
- общественные отношения в сфере правоохранительной деятельности
2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции
Юрист готовится к следующим видам деятельности:
- Оперативно-служебная деятельность.
- Организационно-управленческая деятельность.
Юрист
должен
обладать
профессиональными
компетенциями,
соответствующими видам деятельности:
ВПД 1. Оперативно-служебная деятельность
ПК 1.1. Юридически квалифицировать факты, события и
обстоятельства. Принимать решения исовершать юридические действия в
6

точном соответствии с законом.
ПК 1.2. Обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.
ПК 1.3. Осуществлять реализацию норм материального и
процессуального права.
ПК 1.4. Обеспечивать законность и правопорядок, безопасность
личности, общества и государства, охранять общественный порядок.
ПК 1.5. Осуществлять оперативно-служебные мероприятия в
соответствии с профилем подготовки.
ПК 1.6. Применять меры административного пресечения
правонарушений, включая применение физической силы и специальных
средств.
ПК 1.7. Обеспечивать выявление, раскрытие и расследование
преступлений и иныхправонарушений в соответствии с профилем
подготовки.
ПК 1.8. Осуществлять технико-криминалистическое и специальное
техническое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
ПК 1.9. Оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь.
ПК 1.10. Использовать в профессиональной деятельности нормативные
правовые акты и документы по обеспечению режима секретности в
Российской Федерации.
ПК 1.11. Обеспечивать защиту сведений, составляющих
государственную тайну, сведений конфиденциального характера и иных
охраняемых законом тайн.
ПК 1.12. Осуществлять предупреждение преступлений и иных
правонарушений на основе использования знаний о закономерностях
преступности, преступного поведения и методов их предупреждения,
выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению
правонарушений.
ПК 1.13. Осуществлять свою профессиональную деятельность во
взаимодействии с сотрудниками правоохранительных органов, органов
местного самоуправления, с представителями общественных
объединений, с муниципальными органами охраны общественного
порядка, трудовыми коллективами, гражданами.
ВПД 2. Организационно-управленческая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять организационно-управленческие функции в
рамках малых групп, как в условиях повседневной служебной деятельности,
так и в нестандартных условиях, экстремальныхситуациях.
ПК 2.2. Осуществлять документационное обеспечение управленческой
деятельности.
7

Общие компетенции выпускника
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к нейустойчивый интерес.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной
сферы.
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях,
в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и
экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в
процессе профессиональной деятельности.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными
категориями граждан, в том числе с представителями различных
национальностей и конфессий.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими.
ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной
деятельности.
ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами
морали, профессиональной этики и служебного этикета.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению,
уважительно относиться к праву и закону.
ОК 14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально
значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать
должный уровень физической подготовленности, необходимый
для социальной и профессиональной деятельности.
2.3.Специальные требования
Основная
профессиональная
образовательная
программа
по
специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
- общего гуманитарного и социально-экономического;
8

- математического и общего естественнонаучного;
- профессионального;
и разделов:
- учебная практика;
- производственная практика (по профилю специальности);
- преддипломная практика;
- промежуточная аттестация;
-государственная итоговая аттестация
Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять
около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.
Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и
(или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной
части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний,
необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями
продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и
профессиональные
модули
вариативной
части
определяются
образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и
общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных
дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами
деятельности. В состав профессионального модуля входит один или
несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися
профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная
практика (по профилю специальности).
Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического
учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать
изучение следующих обязательных дисциплин:"Основы философии",
"История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как
базовой, так и углубленной подготовки предусматривает изучение
дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину
"Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение
основ военной службы - 48 часов.
Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и
трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при
этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
9

3.Документы,
определяющие
содержание
и
организацию
образовательного процесса
3.1.Учебный план (приложение 1)
В учебном плане отображается логическая последовательность освоения
циклов и разделов ОПОП, обеспечивающих формирование компетенций.
Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, а также их
общая и аудиторная трудоемкость в часах.
3.2.Календарный учебный график (приложение 2)
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации
ОПОП погодам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные
и итоговую аттестации, каникулы. График разрабатывается в соответствии с
требованиями ФГОС СПО
3.3.Программы дисциплин общего гуманитарного и социальноэкономического учебного цикла (Приложение 3)
3.3.1. Программа ОГСЭ. 01. Основы философии
3.3.2. Программа ОГСЭ. 02.История
3.3.3. Программа ОГСЭ. 03. Иностранный язык
3.3.4. Программа ОГСЭ. 04. Физическая культура
3.4. Программы дисциплин математического и общего естественнонаучного
учебного цикла (Приложение 4)
3.4.1. Программа ЕН. 01. Информатика и информационные технологии в
профессиональной деятельности
3.5. Программы профессионального учебного цикла
3.5.1. Программы общепрофессиональных дисциплин (Приложение 5)
Программа ОП. 01.
Теория государства и права
Программа ОП. 02.
Конституционное право России
Программа ОП. 03.
Административное право
Программа ОП. 04.
Гражданское право и гражданский процесс
Программа ОП. 05.
Экологическое право
Программа ОП. 06.
Криминология и предупреждение преступлений
Программа ОП. 07
Уголовное право
Программа ОП. 08
Уголовный процесс
Программа ОП. 09
Криминалистика
Программа ОП. 10
Безопасность жизнедеятельности
Программа ОП. 11
Уголовно-исполнительное право
Программа ОП. 12
Правоохранительные и судебные органы
Программа ОП. 13
Прокурорский надзор
Программа ОП. 14
Трудовое право
Программа ОП. 15
Профессиональная этика юриста
10

Программа ОП. 16

Юридическая психология

3.5.2. Программы профессиональных модулей (Приложение 6)
Программа ПМ.01.
Оперативно-служебная деятельность
Программа ПМ.02
Организационно-управленческая деятельность
3.6.Программа производственной практики (преддипломной) (Приложение 7)
3.7. Рабочая программа воспитания (Приложение 8)
3.8. Календарный план воспитательной работы (Приложение 9)
4.Материально-техническое обеспечение реализации основной
профессиональной образовательной программы/
Образовательное учреждение располагает материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и
практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной
подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом
образовательного учреждения.
Материально-техническая
база
соответствует
действующим
санитарным и
противопожарным нормам.
Реализация ОПОП обеспечивает:
- выполнение обучающимся лабораторных работ и практических
занятий, включая как обязательный компонент практические занятия с
использованием персональных компьютеров;
-освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях
созданной соответствующей образовательной среды в образовательном
учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида
профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом
лицензионного программного обеспечения.
Образовательное учреждение имеет необходимый перечень
кабинетов и других помещений для реализации ОПОП по специальности
40.02.02 Правоохранительная деятельность.
5.Кадровое обеспечение реализации ОПОП
Реализация основной профессиональной образовательной программы по
специальности СПО обеспечена педагогическими кадрами, имеющими
высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля).
Опыт
деятельности
в
организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным для преподавателей,
отвечающих за освоение обучающихся.
6. Оценка результатов освоения основной профессиональной
образовательной программы
11

6.1.Контроль и оценка достижений обучающихся
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программам
дисциплин и профессиональных модулей, обеспечивает организацию и
проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета
индивидуальных образовательных достижений обучающихся применяются:
- текущий контроль успеваемости,
- промежуточная аттестация обучающихся,
- государственная итоговая аттестация обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний,
промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному
модулю разрабатываются преподавателями, ведущими занятия, и доводятся
до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала
обучения.
Для аттестации обучающихся (текущая и промежуточная аттестация)
созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения,
практический опыт и освоенные компетенции.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников
осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации
разрабатываются и утверждаются Колледжем самостоятельно, а оценочные
средства для экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю
и для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и
утверждаются после предварительного положительного заключения
работодателей.
6.2.Организация
выпускников

государственной

итоговой

аттестации

Порядок проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА)
по образовательным программам СПО в соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа
2013 г. N 968 , зарегистрированного в Минюсте России 01.11.2013 N 30306
«О порядке проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования» (в
ред. Приказа Минобрнауки России от 31.01.2014 N 74) и приказа
Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2017 г. № 1138 “О
внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
12

Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968”, устанавливает правила
организации и проведения Колледжем ГИА и является завершающим
этапом освоения ОПОП СПО - ППССЗ СПО студентами Колледжа..
Обеспечение проведения ГИА по образовательным программам среднего
профессионального образования осуществляется Колледжем. Колледж
используют необходимые для организации образовательной деятельности
средства при проведении ГИА студентов.
В целях определения соответствия результатов освоения студентами
образовательных программ среднего профессионального образования
соответствующим
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования
государственная итоговая аттестация проводится государственными
экзаменационными комиссиями (далее – ГЭК), которые создаются
Колледжем по каждой образовательной программе СПО, реализуемой
Колледжем. Состав ГЭК утверждается распорядительным актом Колледжа.
ГЭК действует в течение одного календарного года
Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации
является
представление
документов,
подтверждающих
освоение
обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и
прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной
деятельности.
ГИА включает подготовку и защиту выпускной квалификационной
работы. Темы выпускной квалификационной работы соответствуют
содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и
согласованы с работодателем.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной
работы
определяются
Положением
о
ВКР,
разработанным на основании порядка проведения государственной итоговой
аттестации выпускников по программам СПО.
Государственный экзамен не предусмотрен.

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.