ОПОП 40.02.01 ПСО 2021

Основная
образовательная
программа разработана на основе
федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
40.02.01 Право и организация социального обеспечения (базовая
подготовка), входящей в состав укрупненной
группы специальностей
40.00.00 Юриспруденция
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»
Разработчики:
- Е.Н. Шелкова, зам. директора по УР
-М.А.Мелехина. зам. директора по УПР
-А.С.Османова, ст.методист
- Н.А. Бобылева, методист
- И. А. Амлаева, председатель ПЦК общеобразовательных дисциплин;
- Л.В.Сарычева, председатель ПЦК социально-экономических и
гуманитарныхдисциплин;
- А.Н.Раджабова, председатель ПЦК математических, естественнонаучных
дисциплин и профессионального цикла специальностей Программирование
в компьютерных системах и Информационные системы и программирование;
- Э.Э. Гаджимурадова, председатель ПЦК профессионального цикла
дисциплин.
Рекомендована методическим
советом ГБПОУ РД «Кизлярский
профессионально-педагогический колледж».
Заключение методического совета № «3» от 25 февраля 2021 г.
© Шелкова Елена Николаевна 2021
©Мелехина Марина Алексеевна 2021

©Османова Анжелика Салиховна2021
© Бобылева Наталья Анатольевна 2021

©Амлаева Ирина Анатольевна 2021

©Сарычева Лариса Викторовна 2021
©Раджабова Альбина Ниязовна 2021
©Гаджимурадова Эдилия Эльбрусовна 2021
© ГБПОУ РД Кизлярский профессионально-педагогический

колледж» 2021

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения

1.1.

Нормативно-правовые основы разработки основной
образовательной программы
Нормативный срок освоения программы

1.2.

2.1.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения основной профессиональной
образовательной программы
Область и объекты профессиональной деятельности

2.2.

Виды профессиональной деятельности и компетенции

2.3.

Специальные требования

3.

3.1.

Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесса
Учебный план

3.2.

Календарный учебный график

3.3.

Программы дисциплин общего гуманитарного и социальноэкономического учебного цикла
Программы дисциплин цикла математического и общего
естественнонаучного учебного цикла
Программы профессионального учебного цикла

2.

3.4.

3.5.

3.5.1. Программы общепрофессиональных дисциплин

3.5.2. Программы профессиональных модулей
4.

Программа производственной практики (преддипломной)

5.

Материально-техническое обеспечения

6.

Кадровое обеспечение

6
6.1.

Оценка результатов освоения основной
образовательной программы
Контроль и оценка достижений обучающихся

6.2.

Организация государственной итоговой аттестации выпускников

профессиональной

3

1. Общие положения
1.1. Нормативно-правовые
образовательной программы

основы

разработки

основной

Основная
профессиональная
образовательная
программа
среднего
профессионального образования - комплекс нормативно-методической
документации, регламентирующей:
- содержание и организацию образовательного процесса;
ресурсное обеспечение реализации основной профессиональной
образовательной программы;
- оценку качества подготовки обучающихся и выпускников;
- государственную итоговую аттестацию выпускников.
Нормативно-правовую основу разработки основной профессиональной
образовательной программы (далее - программа) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
специального по специальности 40. 02.01 Право и организация социального
обеспечения, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации № 508 от 12 мая 2014 года, зарегистр.
Министерством юстиции РФ (per. № 33324 от 27 июля 2014года), входящий
в состав укрупненной группы специальностей 40.00.00.Юриспруденция
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования" (с изменениями и дополнениями от 22.01.2014 г., 15.12.2014
г., 28.08.2020г.);
- Приказ Минобрнауки России № 885 от 05.08.2020 (ред.от 18.11.2020) «О
практической подготовке обучающихся» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации И сентября 2020 г., регистрационный №
59778);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный Министерством образования и науки России от
17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017), зарегистрированного в Министерстве
юстиции России 07.06.2012 № 24480 и реализуемый в пределах ОПОП с
учетом профиля получаемого профессионального образования;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от16.08.2013 года № №968 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями
от 31 января 2014 г., 17 ноября 2017 г., 10 ноября 2020г.)
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20
4

июля 2015 года № 06-846 «Методические рекомендации по организации
выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в
образовательных организациях среднего профессионального образования по
программа подготовки специалистов среднего звена»;
- - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования» (с учетом
изменений Протокол ФГАУ «ФИРО» № 3 от 25 мая 2017 г);
Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. N 1186 "Об
утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем
профессиональном образовании и их дубликатов";
Методика разработки основной профессиональной образовательной
программы СПО (методические рекомендации) - М.: ФИРО, 2014 г.
- В соответствие с Приказом Минобрнауки России от 7.06.2017 г. № 506 «О
внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №
1089 в общеобразовательный цикл включена дисциплина «Астрономия».
- Устав Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения
Республики
Дагестан
«Кизлярский
профессионально­
педагогический колледж» (далее - Колледж);
- Действующие локальные акты.

1.2. Нормативный срок освоения программы
Нормативный срок освоения программы углубленной подготовки по
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
по очной форме обучения:
- на базе среднего общего образования -1 год 10 месяцев;
- на базе основного общего образования- 2 года 10 месяцев.
по заочной форме обучения:
- на базе среднего общего образования -2 года 10 месяцев;
- на базе основного общего образования- 3 года 10 месяцев.

5

Квалификационная характеристика выпускника
По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «Юрист».
Трудоемкость ОПОП
- на базе среднего общего образования - 2196
- на базе основного общего образования - 3600
Квалификационная характеристика выпускника
По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «Юрист».

2 .Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения основной профессиональной
образовательной программы
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускника:
- реализация правовых норм в социальной сфере,
- олнение государственных полномочий по пенсионному обеспечению,
государственных и муниципальных полномочий по социальной
защите населения.
Объектами профессиональной деятельности выпускников
являются:
- документы правового характера;
- базы данных получателей пенсий, пособий и мер социальной
поддержки отдельных категорий граждан и семей, состоящих на
учете;
- пенсии, пособия, компенсации и другие выплаты, отнесенные к
компетенциям органов и учреждений социальной защиты населения, а
также органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
- государственные и муниципальные услуги отдельным лицам, семьям
и категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке и
защите.
2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции
Юрист готовится к следующим видам деятельности:
- Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного
обеспечения и социальной защиты.
- Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной
защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской
Федерации.
ВПД 1. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного
обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных
правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного
обеспечения и социальной защиты
6

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного
обеспечения и социальной защиты
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий,
пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки
отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет,
перевод), индексацию и корректировку пенсий, компенсаций и других
социальных выплат, используя информационно-компьютерные
технологии
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей
пенсий, пособий и других социальных выплат
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц
по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты
ВПД 2. Организационное обеспечение деятельности учреждений
социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда
Российской Федерации.
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий,
компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в
актуальном состоянии
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и
осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с
отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в
социальной поддержке и защите.
Общие компетенции выпускника
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
7

OK 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой
базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны
труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
2.3. Специальные требования
Основная
профессиональная
образовательная
программа
по
специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
- общего гуманитарного и социально-экономического;
- математического и общего естественнонаучного;
- профессионального;
и разделов:
- учебная практика;
- производственная практика (по профилю специальности);
- преддипломная практика;
- промежуточная аттестация;
- государственная итоговая аттестация
Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять
около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.
Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и
(или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной
части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний,
необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в
соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями
продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и
профессиональные
модули
вариативной
части
определяются
образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и
общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных
дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами
деятельности. В состав профессионального модуля входит один или
несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися
8

профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная
практика (по профилю специальности).
Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического
учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать
изучение следующих обязательных дисциплин/'Основы философии",
"История", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как
базовой, так и углубленной подготовки предусматривает изучение
дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину
"Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение
основ военной службы - 48 часов.
Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и
трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при
этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
З .Документы,
определяющие
содержание
и
организацию
образовательного процесса
3.1. Учебный план (приложение 1)
В учебном плане отображается логическая последовательность освоения
циклов и разделов ОПОП, обеспечивающих формирование компетенций.
Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, а также их
общая и аудиторная трудоемкость в часах.
3.2. Календарный учебный график (приложение 2)
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации
ОПОП погодам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные
и итоговую аттестации, каникулы. График разрабатывается в соответствии с
требованиями ФГОС СПО
3.3. Программы дисциплин общего гуманитарного и социальноэкономического учебного цикла (Приложение 3)
3.3.1. Программа ОГСЭ. 01. Основы философии
3.3.2. Программа ОГСЗ. 02.История
3.3.3. Программа ОГСЭ. 03. Иностранный язык
3.3.4. Программа ОГСЭ. 04. Физическая культура
3.4. Программы дисциплин математического и общего естественнонаучного
учебного цикла (Приложение 4)
3.4.1. Программа ЕН. 01. Математика
3.4.2. Программа ЕН. 02. Информатика
3.5. Программы профессионального учебного цикла
3.5.1. Программы общепрофессиональных дисциплин (Приложение 5)
9

Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.
Программа ОП.

01.
02.
03.
04.
05.
06.
07
08
09
10
11
12
13
14

Программа ОП. 15

Программа ОП. 16
Программа ОП. 17

Теория государства и права
Конституционное право
Административное право
Основы экологического права
Трудовое право
Гражданское право
Семейное право
Гражданский процесс
Страховое дело
Статистика
Экономика организации
Менеджмент
Документационное обеспечение управления
Информационные технологии в профессиональной
деятельности
Безопасность жизнедеятельности
Основы финансовой грамотности
Социальная адаптация и основы
правовых знаний

социально-

3.5.2. Программы профессиональных модулей (Приложение 6)
Программа ПМ.01.
Обеспечение реализации прав граждан в сфере
пенсионного обеспечения и социальной защиты
Программа ПМ. 02
Организационное
обеспечение
деятельности
учреждений социальной защиты населения и органов
Пенсионного фонда Российской Федерации

З.б. Программа производственной практики (преддипломной) (Приложение 7)
4 .Материально-техническое

обеспечение

реализации

основной

профессиональной образовательной программы

Образовательное учреждение располагает материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и
практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной
подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом
образовательного учреждения.
Материально-техническая
база
соответствует
действующим
санитарным и
противопожарным нормам.
10

Реализация ОПОП обеспечивает:
- выполнение обучающимся лабораторных работ и практических
занятий, включая как обязательный компонент практические занятия с
использованием персональных компьютеров;
-освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях
созданной соответствующей образовательной среды в образовательном
учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида
профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом
лицензионного программного обеспечения.
Образовательное учреждение имеет необходимый перечень
кабинетов и других помещений для реализации ОПОП по специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения

б.Кадровое обеспечение реализации ОПОП
Реализация основной профессиональной образовательной программы по
специальности СПО обеспечена педагогическими кадрами, имеющими
высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля).
Опыт
деятельности в
организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным для преподавателей,
отвечающих за освоение обучающихся.

6. Оценка результатов освоения основной профессиональной
образовательной программы
б.Т.Контроль и оценка достижений обучающихся
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программам
дисциплин и профессиональных модулей, обеспечивает организацию и
проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета
индивидуальных образовательных достижений обучающихся применяются:
- текущий контроль успеваемости,
- промежуточная аттестация обучающихся,
- государственная итоговая аттестация обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний,
промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному
модулю разрабатываются преподавателями, ведущими занятия, и доводятся
до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала
обучения.
Для аттестации обучающихся (текущая и промежуточная аттестация)
созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения,
практический опыт и освоенные компетенции.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников

осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации
разрабатываются и утверждаются Колледжем самостоятельно, а оценочные
средства для экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю
и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и
утверждаются после предварительного положительного заключения
работодателей.
6.2.Организация
выпускников

государственной

итоговой

аттестации

Порядок проведения государственной итоговой аттестации (далее - ГИА)
по образовательным программам СПО в соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа
2013 г. N 968 , зарегистрированного в Минюсте России 01.11.2013 N 30306
«О порядке проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования» (в
ред. Приказа Минобрнауки России от 31.01.2014 N 74) и приказа
Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2017 г. № 1138 “О
внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968”, устанавливает правила
организации и проведения Колледжем ГИА и является завершающим
этапом освоения ОПОП СПО - ППССЗ СПО студентами Колледжа..
Обеспечение проведения ГИА по образовательным программам среднего
профессионального образования осуществляется Колледжем. Колледж
используют необходимые для организации образовательной деятельности
средства при проведении ГИА студентов.
В целях определения соответствия результатов освоения студентами
образовательных программ среднего профессионального образования
соответствующим
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования
государственная итоговая аттестация проводится государственными
экзаменационными комиссиями (далее - ГЭК), которые создаются
Колледжем по каждой образовательной программе СПО, реализуемой
Колледжем. Состав ГЭК утверждается распорядительным актом Колледжа.
ГЭК действует в течение одного календарного года
Необходимым условием допуска к государственной итоговой аттестации
является
представление
документов,
подтверждающих
освоение
обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и
прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной
12

деятельности.
ГИА включает подготовку и защиту выпускной квалификационной
работы. Темы выпускной квалификационной работы соответствуют
содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и
согласованы с работодателем.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной
работы
определяются
Положением
о
ВКР,
разработанным на основании порядка проведения государственной итоговой
аттестации выпускников по программам СТЮ.
Государственный экзамен не предусмотрен.

13



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.