1 Содержание 1 2 3 4 5 6 7 8 Общие положения Общая характеристика образовательной программы Характеристика профессиональной деятельности выпускника Результаты освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции 4.2. Профессиональные компетенции 4.3. Личностные результаты Структура образовательной программы 5.1.Учебный план 5.2.Календарный учебный график 5.3.Рабочая программа воспитания 5.4.Календарный план воспитательной работы Условия реализации программы 6.1. Материально-техническое обеспечение образовательной программы 6.2. Учебно-методическое обеспечение программы 6.3.Практическая подготовка обучающихся 6.4.Организация воспитания обучающихся 6.5. Кадровые условия реализации образовательной программы 6.6. Финансовые условия реализации образовательной программы Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации Разработчики основной образовательной программы Приложение 1. Рабочие программы профессиональных модулей Приложение 2. Рабочие программы учебных дисциплин. Приложение 3. Рабочая программа воспитания. Приложение 4. Оценочные материалы государственной итоговой аттестации 2 Раздел 1. Общие положения 1.1. Настоящая основная образовательная программа среднего профессионального образования (далее – ООП СПО) по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 17 августа 2022 г. № 742 (далее – ФГОС СПО). ООП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности и настоящей ООП СПО. 1.2. Нормативные основания для разработки ООП: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минпросвещения России от 17 августа 2022 г. № 742 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах»; Примерная образовательная программа, утверждённая протоколом федерального учебно-методического объединения УГПС 44.00.00 ; Приказ Министерства просвещения РФ от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (рредакция от 19.01.2023 — Действует с 14.04.2023); Приказ Минобрнауки России №885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 (ред. от 18.11.2020) «О практической подготовке 3 обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся») (зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 № 59778). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14.10.2022 г. № 906 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов»; Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 №762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован 21.09.2022 №70167); Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022г.№732 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г. N413; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74228)Начало действия документа – 24.07.2023. Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 №1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 №71763); Приказ Минпросвещения России от 28 февраля 2022г. №96 Об утверждении перечня организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.364820. Санитарные правила...»); Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов деятельности)» (зарегистрирован Министерством 4 юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779); Устав ГБПОУ РД «Кизлярский профессиональнопедагогический колледж»; Локальные акты ГБПОУ РД «Кизлярский профессиональнопедагогический колледж». 1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ПООП: ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ООП – основная образовательная программа; ОК – общие компетенции; ПК – профессиональные компетенции; ЛР – личностные результаты; СГ – социально-гуманитарный цикл; ОП – общепрофессиональный цикл; П – профессиональный цикл; МДК – междисциплинарный курс; ПМ – профессиональный модуль; ОП – общепрофессиональная дисциплина; ДЭ – демонстрационный экзамен; ГИА – государственная итоговая аттестация. Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы: Учитель начальных классов. Направленность ОП (по выбору): Преподавание иностранного языка в начальной школе Преподавание информатики в начальной школе Преподавание дисциплин художественно-эстетического цикла в начальной школе Выпускник образовательной программы по квалификации «Учитель начальных классов» осваивает общие виды деятельности: – педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу процесса обучения в начальном общем образовании; – педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу внеурочной деятельности обучающихся; – воспитательная деятельность, в том числе классное руководство. 5 Направленность образовательной программы конкретизирует содержание образовательной программы путем ориентации на следующие виды деятельности Наименование направленности Преподавание иностранного языка в начальной школе Преподавание информатики в начальной школе Преподавание дисциплин художественно-эстетического цикла в начальной школе Вид деятельности (по выбору) в соответствии с направленностью Преподавание иностранного языка в начальной школе Преподавание информатики в начальной школе Преподавание дисциплин художественноэстетического цикла в начальной школе Получение образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования. Формы обучения: очная и заочная. Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификации «учитель начальных классов» – 4464 академических часа. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификации «учитель начальных классов» – 2 года 10 месяцев. Объем программы по освоению программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования: 5940 академических часов, со сроком обучения 3 года 10 месяцев. ООП регламентирует цели, объем, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализация образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие оценочные и методические материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы. Реализация программы подготовки специалистов среднего звена осуществляется на русском языке, государственном языке Российской Федерации. Для освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности абитуриент должен иметь уровень образования не ниже основного общего образования, 6 подтверждаемый документом установленного образца об основном общем образовании. Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности выпускников: 01 Образование и наука. Соответствие видов деятельности профессиональным модулям и присваиваемой квалификации: Наименование деятельности видов Наименование профессиональных модулей Осваиваемая квалификация ВД.01.Педагогическая ПМ.01 Проектирование, деятельность по реализация и анализ процесса проектированию, реализации обучения в начальном общем и анализу процесса обучения в образовании начальном общем образовании Проектирование, ВД.02. Педагогическая ПМ.02 и анализ деятельность по реализация Учитель начальных классов деятельности проектированию, реализации внеурочной и анализу внеурочной обучающихся деятельности обучающихся Воспитательная ВД.03. Воспитательная ПМ.03 деятельность, в том числе деятельность, в том числе классное руководство классное руководство Преподавание ВД.04. Вид деятельности по ПМ.04 выбору, в соответствии информатики с направленностью «Учитель в начальной школе информатики в начальной школе» Код компетенции Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1.Общие компетенции Учитель начальных классов должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: Формулировка компетенции Знания, умения 7 ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной 8 собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений Умения: описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения 9 ОК 07 отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона. Умения: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая 10 и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности 4.2.Профессиональные компетенции Виды деятельности Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу процесса обучения в начальном общем образовании Код и наименование компетенции ПК 1.1. Проектировать процесс обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования Показатели освоения компетенции Практический опыт: проектирования (определение цели и задач, подбор содержания урока, определение методов, приемов и средств для достижения поставленной цели и реализации задач) урока в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку Умения: определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей методики преподавания учебного предмета, возраста, класса, индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с современными требованиями к уроку (дидактическими, организационными, методическими, санитарно-гигиеническими нормами); формулировать различные виды учебных задач и проектировать и решение в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития обучающихся; проектировать процесс обучения на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных образовательных программ; проектировать программы развития универсальных учебных действий; проектировать проектноисследовательскую деятельность в начальной школе; проектировать процесс обучения с учетом преемственности между уровнями образования; проектировать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся Знания: требования федерального государственного образовательного стандарта начального 11 общего образования, примерные основные образовательные программы начального общего образования и примерных адаптированных основных образовательных программ начального общего образования; сущность и виды учебных задач, обобщённых способов деятельности; преемственные образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования; содержание основных учебных предметов начального общего образования в пределах требований федерального государственного образовательного стандарта и основной общеобразовательной программы; методики преподавания учебных предметов начального общего образования; основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий; способы достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования; способы выявления и развития способностей, обучающихся через урочную деятельность, в том числе с использованием возможностей иных образовательных организаций, а также организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для реализации программ начального общего образования, и иных видов образовательной деятельности, предусмотренных программой начального общего образования; специфика обучения детей с особыми образовательными потребностями; способы организации проектноисследовательской деятельности обучающихся ПК 1.2. Организовывать Практический опыт: процесс обучения формирования универсальных учебных обучающихся в действий (познавательных, регулятивных, соответствии с коммуникативных); санитарными нормами и организации проектно-исследовательской правилами деятельности обучающихся; организации учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника; регулирования поведения обучающихся для 12 обеспечения безопасной образовательной среды на учебных занятиях; соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики на учебных занятиях; применения методов и приемов развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по всем предметам; организации обучающей деятельности учителя; организации познавательной деятельности обучающихся, в том числе экспериментальной, исследовательской, проектной; организации различных форм учебных занятий соблюдения правил техники безопасности и санитарно-эпидемиологических требований при проведении учебных занятий Умения: проводить учебные занятия на основе системно-деятельностного подхода; использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности, обучающихся на уроках с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся; использовать современные возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования; применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений; создавать педагогически целесообразную атмосферу на уроке (система взаимоотношений, общее настроение) Знания: основные принципы деятельностного подхода правила техники безопасности и санитарноэпидемиологические требования при организации процесса обучения; правила охраны труда и требования к безопасности образовательной среды; дидактика начального общего образования; основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития ребенка младшего школьного возраста, 13 ПК 1.3. Контролировать и корректировать процесс обучения, оценивать результат обучения обучающихся ПК 1.4. Анализировать процесс и результаты обучения обучающихся социализации личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики; современные образовательные технологии, в том числе информационнокоммуникационные; возможности цифровой образовательной среды при реализации образовательных программ начального общего образования; основы организации учебной проектноисследовательской деятельности в начальной школе Практический опыт: диагностики универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных); диагностики предметных результатов; организации и осуществления контроля и оценки учебных достижений обучающихся, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися Умения: проводить педагогический контроль на учебных занятиях; осуществлять отбор контрольноизмерительных материалов; применять различные формы и методы диагностики результатов обучения; оценивать образовательные результаты Знания: основы контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов; критерии оценивания и виды учета успеваемости обучающихся Практический опыт: наблюдения, анализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями начальных классов; разработка предложений по совершенствованию и коррекции процесса обучения Умения: анализировать учебные занятия анализировать и интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся 14 ПК 1.5. Выбирать и разрабатывать учебнометодические материалы на основе ФГОС и примерных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся Знания: требования к учебным занятиям; требования к результатам обучения обучающихся начальных классов; пути достижения образовательных результатов; педагогические и гигиенические требования к организации обучения на учебных занятиях Практический опыт: анализа образовательных программ начального общего образования; применения учебно-методических материалов для реализации образовательных программ; разработки учебно-методических материалов для реализации образовательных программ с учетом их целесообразности, соответствия программному содержанию и возрасту обучающихся; ведения документации, обеспечивающей организацию процесса обучения Умения: разрабатывать и реализовывать рабочие программы учебных предметов, курсов на основе ФГОС начального общего образования; находить и анализировать методическую литературу, ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды, необходимые для организации образовательного процесса; оценивать качество учебно-методических материалов для организации образовательного процесса с точки зрения их целесообразности, соответствия программному содержанию и возрасту обучающихся; разрабатывать учебно-методические материалы для проведения учебного занятия; разрабатывать и оформлять в бумажном и электронном виде планирующую и отчетную документацию в области обучения Знания: структура рабочих программ учебных предметов и учебно-методических комплектов для осуществления образовательного процесса по основным 15 ПК 1.6. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в процессе обучения образовательным программам начального общего образования; требования к структуре, содержанию и оформлению планирующей и отчетной документации, обеспечивающей преподавание в начальных классах; требования к учебно-методическим материалам, применяемым в начальной школе для организации обучения Практический опыт: анализа передового педагогического опыта, методов, приемов и технологий обучения обучающихся; систематизации педагогического опыта в области обучения обучающихся; оценки эффективности применения образовательных технологий в обучении обучающихся Умения: находить и использовать методическую литературу, ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды, необходимые для организации процесса обучения обучающихся; систематизировать полученные знания в ходе изучения передового педагогического опыта в организации обучения обучающихся; применять и оценивать эффективность образовательных технологий, используемых в начальной школе в процессе обучения обучающихся ПК 1.7. Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа процесса обучения и самоанализа деятельности Знания: способы систематизации и оценки педагогического опыта с позиции эффективности его применения в процессе обучения обучающихся; способы анализа и оценки эффективности образовательных технологий в процессе обучения обучающихся; критерии эффективности применения педагогического опыта и образовательных технологий в обучении обучающихся Практический опыт: построения траектории профессионального роста на основе результатов анализа эффективности процесса обучения обучающихся и самоанализа деятельности Умения: анализировать эффективность процесса обучения; 16 ПК 1.8. Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществлять самоанализ при организации образовательного процесса; осуществлять мониторинг и анализ современных психолого-педагогических и методических ресурсов для профессионального роста в области организации обучения обучающихся; проектировать траекторию профессионального роста Знания: способы анализа и самоанализа профессиональной обучающей деятельности; способы проектирования траектории профессионального роста; способы осуществления деятельности в соответствии с выстроенной траекторией профессионального роста; образовательные запросы общества и государства в области обучения обучающихся Практический опыт: организации и проведения индивидуальной развивающей работы с детьми с особыми потребностями в образовании в соответствии с их индивидуальными особенностями; проведения диагностики и оценки учебных достижений обучающихся с учетом их особенностей; составления индивидуальной педагогической характеристики обучающегося; организации образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребёнком с учётом его особых образовательных потребностей; применения современных личностноориентированных технологий в процессе обучения Умения: разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде; разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально17 Педагогическая деятельность по проектированию, реализации и анализу внеурочной деятельности обучающихся ПК 2.1. Разрабатывать программы внеурочной деятельности на основе требований ФГОС, примерной образовательной программы и с учетом примерных программ внеурочной ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; планировать и организовывать учебнопознавательную деятельность обучающихся с особыми потребностями в образовании; осуществлять педагогическое сопровождение и педагогическую поддержку детей с особыми образовательными потребностями; осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик; понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.); осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования Знания: основы психодидактики, поликультурного образования, закономерности поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях; специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; основы построения коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении; особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями Практический опыт: определения целей, задач и планируемых результатов внеурочной деятельности; проектирования внеурочной деятельности с использованием современных средств обучения (интерактивного оборудования, мобильных научных лабораторий, конструкторов, в том числе конструкторов LEGO, и др.) 18 деятельности и интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) разработки программ внеурочной деятельности на основе требований ФГОС, на основе примерной образовательной программы и примерных программ внеурочной деятельности с учетом интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) Умения: определять педагогические цели, задачи и планируемые результаты организации внеурочной деятельности в избранной области с учетом возраста обучающихся; составлять рабочую программу, планы, сценарии внеурочных занятий с учетом деятельностного подхода, особенностей избранной области деятельности, возраста обучающихся и в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами; проектировать внеурочную деятельность с использованием современных средств (интерактивного оборудования, мобильных научных лабораторий, конструкторов, в том числе конструкторов LEGO, и др), с использованием ресурсов цифровой образовательной среды; во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования Знания: основы планирования и проектирования внеурочной деятельности; требования к внеурочной деятельности ФГОС НОО; возрастные особенности обучающихся; примерные программы внеурочной деятельности; образовательные потребности обучающихся и способы их диагностики; социальный запрос родителей (законных представителей); условия организации внеурочной 19 ПК 2.2. Реализовывать программы внеурочной деятельности в соответствии с санитарными нормами и правилами. деятельности, в том числе возможности образовательной организации, социальных партнеров, региона; структура рабочей программы внеурочной деятельности; возможности современных средств (интерактивного оборудования, мобильных научных лабораторий, конструкторов, в том числе конструкторов LEGO, и др.), ресурсов цифровой образовательной среды для проектирования и реализации внеурочной деятельности в начальной школе; основы проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося Практический опыт: использования деятельностного подхода при проведении внеурочных занятий в начальных классах с учетом правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики; реализации современных технологий, интерактивных форм и методов организации внеурочной деятельности; регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе внеурочной деятельности; организации внеурочной деятельности с включением всех детей, в том числе детей с особыми потребностями в образовании Умения: организовывать различные виды внеурочной деятельности, в том числе проектно-исследовательской, с учетом места жительства, историко- культурного своеобразия региона и возможностей образовательной организации; устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися; применять различные методы и формы организации внеурочной работы, выбирать их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности; организовать внеурочную деятельность с включением всех детей, в том числе детей с 20 ПК 2.3. Анализировать результаты внеурочной деятельности обучающихся ПК 2.4. Выбирать и разрабатывать учебнометодические материалы для реализации программ внеурочной деятельности особыми потребностями в образовании Знания: теоретические основы организации различных видов внеурочной деятельности: игровой, учебно-исследовательской, художественно-продуктивной, культурнодосуговой, проектной и др. модели организации внеурочной деятельности в школе; теоретические основы и методика планирования внеурочной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; педагогические и гигиенические требования к организации внеурочной деятельности; методические основы организации внеурочной деятельности в избранной области деятельности; особенности общения обучающихся; методические основы и особенности работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности; способы выявления педагогом интересов и способностей обучающихся Практический опыт: наблюдения, анализа внеурочных занятий, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции Умения: выбирать и применять методы диагностики для определения уровня достижения образовательных результатов во внеурочной деятельности; оценивать достигнутые образовательные результаты внеурочной деятельности с точки зрения их соответствия реализуемой программе Знания: способы диагностики достижения образовательных результатов во внеурочной деятельности; требования к результатам внеурочной деятельности обучающихся Практический опыт: анализа программ внеурочной деятельности применения учебно-методических материалов для реализации программ внеурочной деятельности; разработки учебно-методических материалов для реализации программ 21 ПК 2.5. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в организации внеурочной деятельности обучающихся внеурочной деятельности с учетом их целесообразности, соответствия программному содержанию и возрасту обучающихся ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности Умения: находить и анализировать методическую литературу, ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды, необходимые для организации внеурочной деятельности; оценивать качество учебно-методических материалов для организации внеурочной деятельности с точки зрения их целесообразности, соответствия программному содержанию и возрасту обучающихся; разрабатывать учебно-методические материалы для проведения внеурочного занятия; разрабатывать и оформлять в бумажном и электронном виде планирующую и отчетную документацию в области внеурочной деятельности и в начальных классах Знания: требования к учебно-методическим материалам, применяемым в начальной школе для организации внеурочной деятельности; требований к разработке планирующей и отчетной документации в области внеурочной деятельности и в начальных классах Практический опыт: анализа передового педагогического опыта, методов, приемов и технологий организации внеурочной деятельности в начальной школе; систематизации педагогического опыта в области организации внеурочной деятельности обучающихся; оценки эффективности применения образовательных технологий во внеурочной деятельности обучающихся Умения: находить и использовать методическую литературу, ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды, необходимые для 22 ПК 2.6. Выстраивать траекторию профессионального роста на основе результатов анализа эффективности внеурочной деятельности обучающихся и самоанализа организации внеурочной деятельности обучающихся; систематизировать полученные знания в ходе изучения передового педагогического опыта организации внеурочной деятельности с младшими школьниками; применять и оценивать эффективность образовательных технологий, используемых во внеурочной деятельности в начальной школе Знания: способы систематизации и оценки педагогического опыта с позиции его эффективности в организации внеурочной деятельности в начальном общем образовании; способы анализа и оценки эффективности образовательных технологий в области внеурочной деятельности обучающихся; критерии эффективности педагогического опыта и применения образовательных технологий во внеурочной деятельности обучающихся Практический опыт: построения траектории профессионального роста на основе результатов анализа эффективности внеурочной деятельности, самоанализа деятельности в области организации внеурочной деятельности обучающихся Умения: анализировать эффективность организации внеурочной деятельности; осуществлять самоанализ при организации внеурочной деятельности; осуществлять мониторинг и анализ современных психолого-педагогических и методических ресурсов для профессионального роста; проектировать траекторию профессионального роста Знания: способы анализа и самоанализа профессионального саморазвития; способы проектирования траектории профессионального и личностного роста; способы осуществления деятельности в соответствии с выстроенной траекторией профессионального роста; образовательные запросы общества и 23 государства в области внеурочной деятельности обучающихся Воспитательная ПК 3.1. Проектировать и Практический опыт: деятельность, в реализовывать создания, поддержания уклада, атмосферы и том числе современные традиций жизни образовательной классное программы воспитания организации; руководство на основе ценностного помощи и поддержки в организации содержания деятельности ученических органов образовательного самоуправления; процесса определения целей и задач, планирования воспитательной деятельности на основе программ воспитания федерального и иного уровня; разработки плана воспитательной работы в классе на основе программы воспитания; проектирования ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); планировании, организации и проведения воспитательных мероприятий, акций; реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы планирования, организации и проведения воспитательных мероприятий с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды в процессе воспитательной работы; проведения в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе; соблюдения правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики в воспитательной работе Умения: находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка; формировать и реализовывать образцы и 24 ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, позитивные образцы поликультурного и толерантного общения; использовать ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды для решения воспитательных задач; проявлять толерантное отношение к представителям разных мировоззрений и культурных традиций; организовать деятельность детей по социальному проектированию; формулировать цели и задачи воспитания классного коллектива и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; планировать воспитательную деятельность; разрабатывать программу воспитания на основе примерных программ; оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательной организации; создавать условия для самоорганизации обучающихся в воспитательной деятельности, использовать разнообразные методы, формы, средства воспитания при проведении воспитательных мероприятий, акций, детских социально значимых инициатив; организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественнополезной деятельности и детские творческие объединения; создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты; взаимодействовать с другими специалистами в рамках психолого-медикопедагогического консилиума; использовать воспитательные возможности различных видов деятельности ребёнка Знания: примерные программы воспитания и социализации обучающихся для 25 начального общего образования; закономерности проектирования и реализации воспитательных программ; нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т.п.); современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы; способы защиты достоинства и интересов обучающихся, оказавшихся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; теоретические и методические основы деятельности классного руководителя; образцы и ценности социального поведения, поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях; основы методики воспитательной работы; основные принципы деятельностного подхода в воспитании; современные технологии воспитания; особенности адаптации обучающихся к условиям начального общего образования; возрастные особенности обучающихся на ступени начального общего образования; условия развития ученического самоуправления в общеобразовательной организации; условия формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе; способы формирования коллектива класса и роль классного руководителя в этом процессе; педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов воспитательной работы ПК 3.2. Анализировать Практический опыт: процесс и результаты педагогического наблюдения, диагностики реализации программы и интерпретации результатов процесса воспитания воспитания Умения: диагностировать результаты реализации программы воспитания; анализировать результаты реализации программы воспитания Знания: методика педагогического наблюдения, 26 ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования с позиции эффективности их применения в области воспитания обучающихся основы интерпретации полученных результатов и формы их представления; способы диагностики результатов воспитательной работы Практический опыт: анализа планов воспитательной работы, методов, приемов и технологий организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции; систематизации педагогического опыта в области воспитания обучающихся; оценки эффективности применения образовательных технологий в области воспитания обучающихся Умения: находить и использовать методическую литературу, ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды, необходимые для воспитательной работы с младшими школьниками; систематизировать полученные знания в ходе изучения передового педагогического опыта воспитательной работы с младшими школьниками; применять и оценивать эффективность образовательных технологий, используемых в процессе воспитания обучающихся Знания: способы систематизации и оценки педагогического опыта с позиции его эффективности в организации воспитательной деятельности в начальном общем образовании; способы анализа и оценки эффективности образовательных технологий в области воспитания обучающихся; критерии эффективности применения педагогического опыта и образовательных технологий в области воспитания обучающихся; ПК 3.4. Выстраивать Практический опыт: траекторию построения траектории профессионального профессионального роста на основе результатов анализа роста на основе эффективности процесса воспитания, результатов анализа самоанализа деятельности в области эффективности воспитания обучающихся Умения: воспитательной эффективность деятельности и анализировать воспитательного процесса; самоанализа осуществлять самоанализ при организации 27 ПК 3.5. Осуществлять педагогическое просвещение и сопровождение родителей обучающихся (их законных представителей) воспитательного процесса; осуществлять мониторинг и анализ современных психолого-педагогических и методических ресурсов для профессионального роста в организации воспитательной деятельности; проектировать траекторию профессионального роста Знания: способы анализа и самоанализа профессионального саморазвития; способы проектирования траектории профессионального и личностного роста; способы осуществления деятельности в соответствии с выстроенной траекторией профессионального роста образовательные запросы общества и государства в области воспитания обучающихся Практический опыт: определения целей и задач работы с семьей на основе результатов наблюдений за ребенком и изучения особенностей семейного воспитания; составления социального паспорта класса и психолого-педагогической характеристики (портрета) личности обучающегося Умения: организовывать взаимодействие с семьей и коллегами в разнообразных формах (родительские собрания, педагогические советы, методические совещания, беседы, консультации и т.д.); консультировать родителей по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка; организовывать разнообразные формы взаимодействия с семьей (родительские встречи, консультации, беседы и др.), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий; изучать особенности семейного воспитания обучающихся Знания: особенности планирования, содержание, формы, методы и технологии взаимодействия с родителями обучающихся (их законными представителями) Практический опыт: 28 ПК 3.6. Организовывать взаимодействие с субъектами образовательного процесса для решения задач воспитания (родителями обучающихся (их законными представителями), коллегами, представителями учреждений культуры, спорта, здравоохранения и т.п.) организации и проведения мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов, экспедиций и т.п.); проявления толерантного отношения к представителям разных мировоззрений и культурных традиций; проектирования сетевого воспитательного пространства; планирования взаимодействия в рамках сетевого воспитательного пространства; организации целенаправленного и содержательного взаимодействия с учетом возраста и уровня профессионально-педагогической подготовленности целевой аудитории Умения: формировать навыки толерантного поведения в изменяющейся поликультурной среде; строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей проектировать сетевое воспитательное пространство; планировать взаимодействие в рамках сетевого воспитательного пространства; организовать целенаправленное и содержательное взаимодействие с учетом возраста и уровня профессиональнопедагогической подготовленности целевой аудитории; использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам воспитания обучающихся класса; создавать детско- взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников школы, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта; использовать ресурсы сетевой (цифровой) образовательной среды для решения воспитательных задач; организовывать взаимодействие с семьей и коллегами в разнообразных формах (родительские собрания, педагогические 29 Преподавание ПК 4.1. Проектировать, информатики в организовывать и начальной школе контролировать процесс изучения информатики в начальных классах на основе ФГОС, примерных основных образовательных программ начального общего образования советы, методические совещания, беседы, консультации и т.д.); транслировать передовой педагогический опыт посредством различных форм интерактивного взаимодействия; проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду Знания: особенности социальной ситуации развития и воспитания в условиях неопределенности; особенности сетевого социального проектирования; технологии сетевого взаимодействия; технологии интерактивного взаимодействия с партнерами и коллегами; задачи, содержание, методы, формы организации и процесс взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями образования, культуры, родителями, лицами их заменяющими) по вопросам воспитания учащихся; основы делового общения; цели и специфику детских общественных организаций и объединений федерального, регионального и иного уровня; способы сотрудничества с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач; задачи и содержание семейного, общественного и государственного воспитания; особенности современной семьи; основы конфликтологии, психологии общения Практический опыт: проектирования, организации и контроля процесса изучения информатики в начальных классах на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования Умения: определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей предмета «Информатика», возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами на основе федерального государственного 30 4.3. Личностные результаты образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития обучающихся; формулировать различные виды учебных задач и организовывать их решение при освоении курса информатики в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания; разрабатывать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий в процессе изучения информатики; владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий; проектировать и реализовывать проектноисследовательскую деятельность в начальной школе при изучении информатики; работать с компьютерными программами, платформами для начальной школы; организовывать работу учеников за компьютером Знания: теоретические основы методики обучения информатике в начальной школе; система обучения информатике в начальной школе; цели, содержание, принципы, методы и средства обучения информатике в начальной школе; концептуальные основы УМК начальной школы, включая информатику; типы, виды уроков информатики, технология их проведения в начальной школе; современные технологии обучения информатике Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 31 многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий ответственностьза развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументирован но отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками Демонстрирующий приверженность традиционным духовнонравственным ценностям, куль туре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни Демонстрирующий позитивное отношение к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 32 этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство при частности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включенный в общественные инициативы, направленные на их сохранение Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 33 популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный в общественные инициативы, направленные на заботу о них. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий ЛР 11 основами эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной эстетике Принимающий российские традиционные семейные ценности. ЛР 12 Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода ЛР 13 жизни человека,проявляющий уважение к детям, защищающий достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к проектированию безопасной и психологически комфортной образовательной среды, в том числе цифровой Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного ЛР 14 знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание обучающимися Признающий ценности непрерывного образования, необходимость ЛР 15 постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно- оценивающий собственный жизненный и профессиональный опыт Демонстрирующий готовность к профессиональной коммуникации, ЛР 16 толерантному общению; способность вести диалог с обучающимися, родителями (законными представителями) обучающихся, другими педагогическими работниками и специалистами, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре ЛР 17 речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность транслировать эстетические ценности своим воспитанникам Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями 34 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: эффективно ЛР 18 взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Сохраняющий традиции и поддерживающий имидж колледжа ЛР 19 Использующий средства физической культуры для сохранения и ЛР 20 укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Умеющий эффективно взаимодействовать в коллективе и команде, брать ЛР 21 ответственность за результат выполнения заданий Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить ЛР 22 Планируемые личностные результаты в ходе реализации образовательной программы Наименование профессионального модуля, учебной дисциплины СГ.01 История России СГ.02 Иностранный язык в профессиональной деятельности СГ.03 Безопасность жизнедеятельности СГ.04 Физическая культура СГ.05 Основы финансовой грамотности ОП.01 Основы педагогики ОП.02 Основы психологии ОП.03 Основы обучения лиц с особыми образовательными потребностями ОП.04 Русский язык и культура профессиональной коммуникации педагога ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена ОП.06 Проектная и исследовательская деятельность в профессиональной сфере ОП.07 Информатика и информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОП.08 Математика в профессиональной деятельности учителя ОП.09 Возрастная психология ОП.10 Педагогическая психология Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1-8, ЛР17 ЛР 7, ЛР 8, ЛР 16, ЛР 7, ЛР 9, ЛР 10 ЛР 7, ЛР 9, ЛР 20 ЛР 7, ЛР 10, ЛР 22 ЛР 7, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 15,ЛР 17 ЛР 7, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 15,ЛР 17 ЛР 7, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 16, ЛР 17 ЛР 10, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16 ЛР 9, ЛР 12, ЛР 14 ЛР 14, ЛР 15 ЛР 10, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16 ЛР 4, ЛР 14 ЛР 13, ЛР 14 ЛР 13, ЛР 14 35 ОП.11 Психология общения ЛР 16, ЛР14 ОП.12 Правовое обеспечение профессиональной ЛР 3, ЛР 14 деятельности ОП.13 Основы педагогического мастерства ЛР 14, ЛР15, ЛР 16, ЛР 17 ОП.14 Основы специальной педагогики и ЛР 7, ЛР 14 психологии ПМ.01 Проектирование, реализация и анализ процесса обучения в начальном общем образовании: МДК.01.01 Теоретические основы организации ЛР 13, ЛР 14, ЛР 16, ЛР 18, ЛР19, обучения в ЛР 21-23 начальных классах МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания ЛР 14 ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19, ЛР21-23 МДК.01.03 Детская литература с практикумом по ЛР 14, ЛР 17, ЛР 18, ЛР 19, ЛР выразитель 21-23 ному чтению МДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики ЛР 4, ЛР 14, ЛР 18, ЛР 19, ЛР 21-23 с методикой преподавания МДК.01.05 Естествознание с методикой ЛР 10, ЛР 14, ЛР 18, ЛР 19, ЛР21-23 преподавания МДК.01.06 Обществознание с методикой ЛР 3, ЛР 14, ЛР 18, ЛР 19, ЛР 21-23 преподавания МДК.01.07 Методика обучения технологии с ЛР 14, ЛР 17, ЛР 18, ЛР 19, ЛР21-23 практикумом МДК.01.08 Теория и методика физического ЛР 9 , ЛР 14, ЛР 18, ЛР 19, ЛР20-23 воспитания с практикумом ПМ.02. Проектирование и организация внеурочной деятельности обучающихся: МДК.02.01 Основы организации внеурочной ЛР 7, ЛР 13, ЛР 14, ЛР 15, ЛР 16,ЛР деятельности 18, ЛР 19, ЛР 21-23 ПМ.03. Воспитательная деятельность, в том числе классное руководство: МДК.03.01 Современные программы и технологии ЛР 1, ЛР 2, ЛР4, ЛР 5, ЛР 6, ЛР8, воспитания ЛР 9, ЛР 12, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19,ЛР обучающихся начальных классов 21-23 МДК.03.02 Теоретические и методические основы ЛР 1, ЛР 2, ЛР4, ЛР 5, ЛР 6, ЛР8, деятельности ЛР 9, ЛР 12, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19,ЛР классного руководителя 21-23 ПМ 04. Преподавание информатики в начальной школе МДК.04.01 Теоретические и методические основы ЛР 7, ЛР14, ЛР 16, ЛР 18, ЛР 19, преподавания информатики в начальной школе ЛР 21-23 36 Раздел 5. Структура образовательной программы 5.1. Учебный план по очной форме обучения: 5.1.2. Учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) 37 5.2. Календарный учебный график 16 1 0 1 8 1 8 1 8 4 1 8 2 8 1 8 1 8 3 0 3 0 :: 1 8 1 8 1 8 1 8 3 8 :: 4 8 X X X X 10 1 8 17-23 51 24-30 10-16 50 52 3-9 49 20-26 47 29- 27- 13-19 46 48 6-12 15-21 42 45 8-14 41 44 25-31 1-7 39 40 22-28 18-24 38 :: 18 1 0 3 8 3 8 2 0 2 0 4 0 :: 10 1 0 :: 13 :: 14 3 август :: 16 2 июль 23 :: 1 43 11-17 37 июнь 4-10 20-26 34 27- май 36 13-19 35 6-12 23-29 30 33 16-22 29 апрель 32 9-15 28 31 2-8 16-22 25 27 9-15 24 26 2-8 30- март 23- февраль 23 19-25 21 29- 26- 12-18 20 22 5-11 15-21 16 январь 19 8-14 15 18 1-7 14 22-28 24-30 13 17 17-23 12 20-26 8 10-16 13-19 7 11 6-12 6 3-9 29-5 5 27-2 22-28 4 9 15-21 3 декабрь 10 8-14 2 ноябрь 1-7 октябрь 1 Курс сентябрь = = 2 8 2 8 2 8 = = = = Обозначения: Обучение по дисциплинам и междисциплинарным курсам :: 8 Промежуточная аттестация X Каникулы 0 Производственная практика (по профилю специальности) = Производственная практика (преддипломная) * Государственная итоговая аттестация (Защита выпускной квалификационной работы) Неделя отсутствует Учебная практика 38 5.3. Рабочая программа воспитания Цель и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной программы: Цель рабочей программы воспитания – создание организационнопедагогических условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым, общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых качеств квалифицированных рабочих, служащих/специалистов среднего звена, определенных отраслевыми требованиями (корпоративной культурой). Задачи: – формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации; – организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения; – формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства; – усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания. Рабочая программа воспитания Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3. 5.4. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3. Раздел 6. Условия реализации образовательной программы 6.1. Материально-техническое обеспечение образовательной программы Для реализации ООП по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж» располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки: специальными помещениями, представляющими собой учебные аудитории, лаборатории, мастерские оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой. В том числе для групповых и индивидуальных консультаций, а также для проведения текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации, помещениями для организации 39 самостоятельной и воспитательной работы. Все виды учебной деятельности обучающихся, предусмотренные учебным планом, включая промежуточную и итоговую аттестацию, обеспечены расходными материалами. Помещения для организации самостоятельной и воспитательной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами. ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж» обеспечен необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материальнотехнического обеспечения включает в себя: Перечень специальных помещений Кабинеты: – гуманитарных и социально-экономических дисциплин – педагогики и психологии – физиологии, анатомии и гигиены – иностранного языка – русского языка с методикой преподавания; – математики с методикой преподавания; – естествознания с методикой преподавания; – музыки и методики музыкального воспитания; – методики обучения продуктивным видам деятельности; – детской литературы – теории и методики физического воспитания – безопасности жизнедеятельности Лаборатории: – информатики и информационно-коммуникационных технологий Мастерские: Кабинет проектно-исследовательской деятельности для начальных классов Спортивный комплекс Спортивный зал; Зал ритмики и хореографии. Залы: – библиотека, читальный зал с выходом в Интернет; – актовый зал. 6.1.2.5. Оснащение баз практик Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику. 40 Учебная практика реализуется в кабинетах, лабораториях и мастерских ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж» и обеспечена оборудованием, инструментами, расходными материалами, обеспечивающими выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых при проведении чемпионатов профессионального мастерства и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации по компетенции «Преподавание в младших классах» (или их аналогов). Производственная практика реализуется в организациях профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 01 Образование и наука. Оборудование организаций и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики соответствует содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами. 6.2. Учебно-методическое обеспечение образовательной программы 6.2.1. Библиотечный фонд ГБПОУ РД «Кизлярский профессиональнопедагогический колледж» укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль). Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости). Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям). 6.3. Практическая подготовка обучающихся 6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических 41 навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих. 6.3.2. ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж» самостоятельно проектирует реализацию образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой профессии/специальности. 6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: реализуется при проведении практических и лабораторных занятий, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности; предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным; может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы. 6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, мастерских, учебных базах практики и иных структурных подразделениях ГБПОУ РД «Кизлярский профессиональнопедагогический колледж», а также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. 6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей) могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации, организованных в форме демонстрационного экзамена. 6.4. Требования к организации воспитания обучающихся 6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (приложение 4). 6.4.2. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж» разработан и утвержден самостоятельно с учетом примерных рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. 42 6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии). 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками ГБПОУ РД «Кизлярский профессиональнопедагогический колледж», а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 01 Образование и наука, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии). Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 01 Образование и наука, не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 01 Образование и наука, в общем числе педагогических работников, реализующих программы профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов. 6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий и специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования – программ подготовки специалистов среднего звена, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам профессий и специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения, утверждаемые Минпросвещения России ежегодно. 43 Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения государственной итоговой аттестации 7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО. 7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов среднего звена, выполняют дипломный проект (работу) и сдают демонстрационный экзамен. Требования к содержанию, объему и структуре дипломной работы ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж» определяет самостоятельно с учетом ООП. Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена: учитель начальных классов. 7.3. Для государственной итоговой аттестации ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж» разработана программа государственной итоговой аттестации и оценочные материалы. 7.4. Оценочные материалы для проведения ГИА включают типовые задания для демонстрационного экзамена, примеры тем дипломных работ, описание процедур и условий проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки. Примерные оценочные материалы для проведения ГИА приведены в приложении 4. 44 Раздел 8. Разработчики основной образовательной программы Группа разработчиков ФИО Е.Г.Мамедова А.С.Османова Н.А.Бобылева Е.О.Убайдуллаева Э.Э.Гаджимурадова А.Н. Раджабова ФИО Е.Н.Шелкова М.А.Омарова Организация, должность Зав.пркатикой Ст.методист Методист Председатель ПЦК профессиональных дисциплин по педагогическим специальностям Председатель ПЦК по социально-экономическим м профессиональным дисциплинам по юридическим и экономическим специальностям Председатель ПЦК по профессиональным дисциплинам по техническим специальностям/профессиям Руководители группы: Организация, должность Заместитель директора по УР Заместитель директора по ВР 45 46 47 48 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)