ОПОП 49.02.01 Физическая культура 2020у.г.

1

Основная профессиональная образовательная программа разработана на
основе федерального государственного образовательного стандарта по
специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
49.02.01. Физическая культура (углубленной подготовки), входящей в
состав укрупненной группы специальностей 49.00.00 Физическая культура
и спорт
Организация-разработчик:
Государственного
бюджетного
профессионального образовательного учреждения Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»
Разработчики:
- Е.Н. Шелкова, зам. директора по УР
-М.А.Мелехина. зам. директора по УПР
-М.А. Омарова, зам. директора по ВР
-А.С.Османова, ст.методист
- Н.А. Бобылева, методист
- И. А. Амлаева, председатель П(Ц)К общеобразовательных дисциплин;
- Л.В.Сарычева, председатель П(Ц)К социально-экономических и
гуманитарных дисциплин;
-А.Н. Раджабова, председатель П(Ц)К математических, естественнонаучных
дисциплин и профессионального цикла по специальностям:
Программирование в компьютерных системах и Информационные системы и
программирование;
- В.В. Жарков, председатель П(Ц)К профессионального цикла по
специальности Физическая культура и по безопасности жизнедеятельности.
Рекомендована методическим советом ГБПОУ РД
«Кизлярский
профессионально-педагогический колледж».
Заключение методического совета № от «26» августа 2020г.
© Шелкова Елена Николаевна 2020
© Мелехина Марина Алексеевна 2020
© Омарова Мирханун асадуллаховна 2020
© Османова Анжелика Салиховна 2020
© Бобылева Наталья Анатольевна 2020
©Амлаева Ирина Анатольевна 2020
© Сарычева Лариса Викторовна 2020
©Раджабова Альбина Ниязовна 2020
© Жарков Виктор Владимирович 2020
©ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический
колледж»2020

2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения

4

1.1.

Нормативно-правовые основы разработки основной
профессиональной образовательной программы
Нормативный срок освоения программы

5

6

2.1.

Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения основной профессиональной
образовательной программы
Область и объекты профессиональной деятельности

2.2.

Виды профессиональной деятельности и компетенции

7

2.3.

Специальные требования

8

3.

9

3.1.

Документы, определяющие содержание и организацию
образовательного процесса
Учебный план

3.2.

Календарный учебный график

9

3.3.

Программы дисциплин общего гуманитарного и социальноэкономического учебного цикла
Программы дисциплин цикла математического и общего
естественно-научного учебного цикла
Программы профессионального учебного цикла

1.2.
2.

3.4.
3.5.

5

6

9

9
9
10

Программы общепрофессиональных дисциплин
Программы профессиональных модулей
3.6.

Программа производственной практики (преддипломной)

10

3.7

Рабочая программа воспитания

10

3.8

Календарный план воспитательной работы

10

4.

Материально-техническое обеспечение

10

5.

Кадровое обеспечение.

11

6.
6.1.

Оценка результатов освоения основной
образовательной программы
Контроль и оценка достижений обучающихся

6.2.

Организация итоговой государственной аттестации выпускников

профессиональной
11
11
12

Приложения: базисный учебный план, учебный план, календарный график, рабочие программы
учебных дисциплин и профессиональных модулей, рабочая программа воспитания
календарный план воспитательной работы

3

1. Общие положения
1.1. Нормативно-правовые

основы

разработки

основной

профессиональной образовательной программы
Основная профессиональная образовательная программа среднего
профессионального образования – комплекс нормативно-методической
документации, регламентирующей:
- содержание и организацию образовательного процесса;
- ресурсное обеспечение реализации основной профессиональной
образовательной программы;
- оценку качества подготовки обучающихся и выпускников;
- государственную итоговую аттестацию выпускников.
Нормативно-правовую основу разработки основной профессиональной
образовательной программы (далее – программа) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
- Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1355 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая
культура" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 N 34956)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования" (с изменениями и дополнениями от 22.01.2014 г., 15.12.2014
г.);
- Приказ Минобрнауки России № 885 от 05.08.2020 (ред.от 18.11.2020) «О
практической подготовке обучающихся» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 11 сентября 2020 г., регистрационный №
59778);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный Министерством образования и науки России от
17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017), зарегистрированного в Министерстве
юстиции России 07.06.2012 № 24480 и реализуемый в пределах ОПОП с
учетом профиля получаемого профессионального образования;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от16.08.2013 года № №968 «Об утверждении Порядка проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» (с учетом изменений, внесенных
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.01.2014 г. №74;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20
4

июля 2015 года № 06-846 «Методические рекомендации по организации
выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в
образовательных организациях среднего профессионального образования по
программа подготовки специалистов среднего звена»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2017 г. № 1138
«О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.03.2015 № 06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования» (с учетом
изменений Протокол ФГАУ «ФИРО» № 3 от 25 мая 2017 г);
- Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. N 1186 "Об
утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем
профессиональном образовании и их дубликатов";
Методика разработки основной профессиональной образовательной
программы СПО (методические рекомендации) – М.: ФИРО, 2014 г.
- В соответствие с Приказом Минобрнауки России от 7.06.2017 г. № 506 «О
внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. №
1089 в общеобразовательный цикл включена дисциплина «Астрономия».
- Устав Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения
Республики
Дагестан
«Кизлярский
профессиональнопедагогический колледж» (далее – Колледж);
- Действующие локальные акты.
1.2. Нормативный срок освоения программы
Нормативный срок освоения программы углубленной подготовки по
специальности 49.02.01 Физическая культура при очной форме получения
образования:
– на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев,
– на базе среднего общего образования – 2 года 10 месяцев,
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки независимо
от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по заочной формам обучения: (в ред. Приказа
Минобрнауки России от 25.03.2015 N 272)
5

- на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год (3 года 10
месяцев);
- на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года (4
года 10 месяцев).
Трудоемкость ОПОП
- на базе основного общего образования – 4824,
- на базе среднего общего образования - 3420.
Квалификационная характеристика выпускник.
По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация - Учитель
физической культуры.
Квалификационная характеристика выпускника
По окончании обучения выпускнику присваивается квалификация «учитель
физической культуры».
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения основной профессиональной
образовательной программы
2.1.Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности выпускников: физическое
воспитание детей, подростков и молодежи в процессе реализации основных
общеобразовательных программ и организации физкультурно-спортивной
деятельности в общеобразовательных организациях, организациях
дополнительного профессионального образования, отдыха и оздоровления
детей.
Объектами
профессиональной
деятельности
выпускников
являются:
- задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс
физического воспитания, подростков и молодежи;
- задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс
взаимодействия с коллегами и социальными партнерами (организациями
образования, культуры, родителями (лицами, ихзадачи, содержание, методы,
средства, формы организации и процесс физического воспитания детей,
подростков и молодежи;
- задачи, содержание, методы, средства, формы организации и процесс
взаимодействия сколлегами и социальными партнерами (организациями
образования, культуры, родителями (лицами, их заменяющими) по вопросам
физического воспитания детей, подростков и молодежи; -документационное
обеспечение процесса физического воспитания детей, подростков и
молодежи
в
общеобразовательных
организациях,
организациях
дополнительного профессионального образования, отдыха и оздоровления
детей.
2.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции
6

ВПД1.Преподавание
физической
культуры
по
основным
общеобразовательным программам.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.
ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты учения.
ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения
физической
культуре.
ВПД 2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по
дополнительным образовательным программам в области физической
культуры.
ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и
занятия.
ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.
ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к
участию в физкультурно-спортивной деятельности.
ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и
результаты деятельности обучающихся.
ПК
2.5.
Анализировать
внеурочные
мероприятия
и
занятия.
ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурноспортивной деятельности.
ВПД 3. Методическое обеспечение процесса физического воспитания.
ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебнометодические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы)
на основе федерального государственного образовательного стандарта и
примерных основных образовательных программ с учетом типа
образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных
обучающихся.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и
образовательные технологии в области физической культуры на основе
изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа
деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов,
рефератов,
выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в
области физического воспитания.
Общие компетенции выпускника
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы
решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
7

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством,
коллегами исоциальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся,
организовывать и контролировать их работу с принятием на себя
ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления
ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану
жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением
регулирующих ее правовых норм.
ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной
деятельности.
2.3.Специальные требования
ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70
процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение.
Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и
(или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной
части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний,
необходимых
для
обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами
регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.
Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули
вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и
общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
8

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных
дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами
деятельности. В состав профессионального модуля входит один или
несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися
профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная
практика (по профилю специальности).
Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического
учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать
изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии",
"История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая
культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ углубленной
подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность
жизнедеятельности" составляет 68 академических часов, из них наосвоение
основвоенной службы - 48 академических часов.
Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и
трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при
этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
3.Документы,
определяющие
содержание
и
организацию
образовательного процесса
3.1. Учебный план (приложение 1)
В учебном плане отображается логическая последовательность освоения
циклов и разделов ОПОП, обеспечивающих формирование компетенций.
Указывается общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, а также их
общая и аудиторная трудоемкость в часах.
3.2. Календарный учебный график (приложение 2)
В календарном учебном графике указывается последовательность реализации
ОПОП погодам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные
и итоговую аттестации, каникулы. График разрабатывается в соответствии с
требованиями ФГОС СПО
3.3. Программы дисциплин общего гуманитарного и социальноэкономического учебного цикла (приложение 3)
3.3.1. Программа ОГСЭ. 01. Основы философии
3.3.2. Программа ОГСЭ. 02.Психология общения
3.3.3. Программа ОГСЭ. 03. История
3.3.4. Программа ОГСЭ. 04. Иностранный язык
3.3.5. Программа ОГСЭ. 05. Физическая культура
3.4. Программы дисциплин математического и общего естественно-научного
учебного цикла (Приложение 4)
3.4.1. Программа ЕН. 01. Математика
3.4.2.Программа
ЕН.02.
Информатика
и
информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности
9

3.5.
Программы
дисциплин
и
профессиональных
модулей
профессионального цикла (Приложение 5)
3.5.1.Программы общепрофессиональных дисциплин
Программа ОП. 01.
Педагогика
Программа ОП. 02.
Психология
Программа ОП. 03.
Анатомия
Программа ОП. 04.
Физиология с основами биохимии
Программа ОП. 05.
Гигиенические основы физической культуры и спорта
Программа ОП. 06.
Основы врачебного контроля, лечебной физической
культуры и массажа
Программа ОП. 07
Основы биомеханики
Программа ОП. 08
Базовые и новые виды физкультурно-спортивной
деятельности с методикой преподавания
Программа ОП. 09.
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Программа ОП. 10.
Теория и история физической культуры
Программа ОП.11
Безопасность жизнедеятельности
3.5.2.Программы профессиональных модулей
Программа
профессионального
модуля ПМ.01.
Программа
профессионального
модуля ПМ.02
Программа
профессионального
модуля ПМ. 03
3.6.Программа

Преподавание физической культуры по основным
общеобразовательным программам
Организация и проведение внеурочной работы и
занятий
по
программам
дополнительного
образования в области физической культуры
Методическое обеспечение процесса физического
воспитания
производственной

практики

(преддипломной)(Приложение 7)
3.7. Рабочая программа воспитания (Приложение 8)
3.8. Календарный план воспитательной работы (Приложение 9)
4.Материально-техническое обеспечение реализации основной
профессиональной образовательной программы
Образовательное учреждение располагает материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и
практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной
подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом
образовательного учреждения.
Материально-техническая
база
соответствует
действующим
10

санитарным и
противопожарным нормам.
Реализация ОПОП обеспечивает:
- выполнение обучающимся лабораторных работ и практических
занятий, включая как обязательный компонент практические занятия с
использованием персональных компьютеров;
-освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях
созданной соответствующей образовательной среды в образовательном
учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида
профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом
лицензионного программного обеспечения.
Образовательное учреждение имеет необходимый перечень кабинетов и
других помещений для
реализации ОПОП по специальности
49.02.01.Физическая культура.
5.Кадровое обеспечение реализации ОПОП
Реализация основной профессиональной образовательной программы по
специальности СПО обеспечена педагогическими кадрами, имеющими
высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля).
Опыт
деятельности
в
организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным для преподавателей,
отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла.
6. Оценка результатов освоения основной профессиональной
образовательной программы
6.1. Контроль и оценка достижений обучающихся
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программам
дисциплин и профессиональных модулей, обеспечивает организацию и
проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.
С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета
индивидуальных образовательных достижений обучающихся применяются:
- текущий контроль успеваемости,
- промежуточная аттестация обучающихся,
- государственная итоговая аттестация обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний,
промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному
модулю разрабатываются преподавателями, ведущими занятия, и доводятся
до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала
обучения.
Для аттестации обучающихся (текущая и промежуточная аттестация)
созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения,
практический опыт и освоенные компетенции.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников
11

осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации
разрабатываются и утверждаются Колледжем самостоятельно, а оценочные
средства для экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю
и для государственной итоговой аттестации – разрабатываются и
утверждаются после предварительного положительного заключения
работодателей.
6.2.

Организация

государственной

итоговой

аттестации

выпускников
Порядок проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА)
по образовательным программам СПО в соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа
2013 г. N 968 , зарегистрированного в Минюсте России 01.11.2013 N 30306
«О порядке проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования» (в
ред. Приказа Минобрнауки России от 31.01.2014 N 74) и приказа
Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2017 г. № 1138 “О
внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968”, устанавливает правила
организации и проведения Колледжем ГИА и является завершающим этапом
освоения ОПОП СПО - ППССЗ СПО студентами Колледжа..

Обеспечение проведения ГИА по образовательным программам среднего
профессионального образования осуществляется Колледжем. Колледж
используют необходимые для организации образовательной деятельности
средства при проведении ГИА студентов.
В целях определения соответствия результатов освоения студентами
образовательных программ среднего профессионального образования
соответствующим
требованиям
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования
государственная итоговая аттестация проводится государственными
экзаменационными комиссиями (далее – ГЭК), которые создаются
Колледжем по каждой образовательной программе СПО, реализуемой
Колледжем. Состав ГЭК утверждается распорядительным актом Колледжа.
ГЭК действует в течение одного календарного года
Необходимым условием допуска к государственной (итоговой)
аттестации является представление документов, подтверждающих освоение
обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и
прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной
12

деятельности.
ГИА включает подготовку и защиту выпускной квалификационной
работы. Темы выпускной квалификационной работы соответствуют
содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и
согласованы с работодателем.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной
квалификационной
работы
определяются
Положением
о
ВКР,
разработанным на основании порядка проведения государственной итоговой
аттестации выпускников по программам СПО.
Государственный экзамен не предусмотрен.

13

14



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.