ОПОП 49.02.01 Физическая культура 2023 у.г.

Основная профессиональная образовательная программа разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта по специальности
среднего профессионального образования (далее СПО) 49.02.01 Физическая
культура, входящей в состав укрупненной группы специальностей 49.00.00
Физическая культура и спорт
Организация-разработчик: Государственного бюджетного профессионального
образовательного
учреждения
Республики
Дагестан
«Кизлярский
профессионально-педагогический колледж»
Разработчики:
- Е.Н. Шелкова, зам. директора по УР
-М.А. Омарова, зам. директора по ВР
-А.С.Османова, ст.методист
- Н.А. Бобылева, методист
-А.Н. Раджабова, председатель П(Ц)К математических, естественнонаучных
дисциплин и профессионального цикла по специальностям: Программирование
в компьютерных системах и Информационные системы и программирование;

Рекомендована
методическим
советом
ГБПОУ
РД
профессионально-педагогический колледж».
Заключение методического совета №1 от «29» августа 2023г.

«Кизлярский

Содержание
Раздел 1.
Раздел 2.
Раздел 3.
Раздел 4.

Раздел 5.

Раздел 6.

Раздел 7.
Раздел 8.
Приложение 1.

Общие положения
Общая характеристика образовательной программы
Характеристика профессиональной деятельности
выпускника
Планируемые результаты освоения образовательной
программы
4.1. Общие компетенции
4.2.Профессиональные компетенции
4.3. Личностные результаты
Структура образовательной программы
5.1. Учебный план
5.2. Календарный учебный график
5.3. Рабочая программа воспитания
5.4. Календарный план воспитательной работы
Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому
обеспечению образовательной программы
6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению
образовательной программы
6.3. Требования к практической подготовке
обучающихся
6.4. Требования к организации воспитания
обучающихся
6.5. Требования к кадровым условиям реализации
образовательной программы
6.6. Требования к финансовым условиям реализации
образовательной программы
Формирование оценочных материалов для проведения
государственной итоговой аттестации
Разработчики образовательной программы

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая ОП СПО по специальности 49.02.01 Физическая
культура
разработана
на
основе
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 49.02.01 Физическая культура, утвержденного Приказом
Минпросвещения России от 11 ноября 2022 г. N 968 (далее – ФГОС СПО).
ОП определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая
культура, планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности.
ОП разработана для реализации образовательной программы на базе
среднего общего образования.
Основная профессиональная образовательная программа (далее –
образовательная программа), реализуемая на базе основного общего
образования, разрабатывается образовательной организацией на основе
требований федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности
и настоящей ОП СПО.
1.2. Нормативные основания для разработки ОП:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения России от 11 ноября 2022 г. N 968 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая
культура»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762
«б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования»;
- Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5
августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе «Положением
о практической подготовке обучающихся»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 апреля 2022 г. N 237н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по инструкторской и
методической работе в области физической культуры и спорта»;
- Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2019
№ 193н «Об утверждении профессионального стандарта «Спортивный судья».
1.1.

4

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
24.12.2020 № 952н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренерпреподаватель»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
«Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 февраля 2020 г.
N 59н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по работе
с молодежью»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2020 г.
- № 950н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
продвижению фитнес-услуг».
1.3. Перечень сокращений, используемых в тексте ОП:
ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования;
ПОП – примерная образовательная программа;
ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ЛР– личностные результаты;
СГ – социально-гуманитарный цикл;
ОП – общепрофессиональный цикл;
П – профессиональный цикл;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль;
ОП – общепрофессиональная дисциплина;
ДЭ – демонстрационный экзамен;
ГИА – государственная итоговая аттестация.

Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
педагог по физической культуре и спорту.
Направленность ОП: преподавание физической культуры по основным
общеобразовательным программам;
Выпускник образовательной программы по квалификации «Педагог по
физической культуре и спорту» осваивает общие виды деятельности: организация
и проведение физкультурно-спортивной работы; методическое обеспечение
5

организации физкультурной и спортивной деятельности.
Направленность образовательной программы конкретизирует содержание
образовательной программы путем ориентации на следующие виды
деятельности.
Наименование направленности

Вид
деятельности
(по
выбору)
в
соответствии с направленностью
Преподавание физической культуры по Преподавание физической культуры по
основным
общеобразовательным основным
общеобразовательным
программам
программам

Получение
образования
по
специальности
допускается
только в профессиональной образовательной организации или образовательной
организации высшего образования.
Формы обучения: очная и заочная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего
общего образования по квалификации: 4464 академических часов.
Срок получения образования по образовательной программе,
реализуемой на базе среднего общего образования по квалификации: 2 года 10
месяцев.
Объем программы по освоению программы среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с одновременным
получением среднего общего образования: 5940 академических часов, со
сроком обучения 3 года 10 месяцев.
.

Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности
выпускника
3.1. Область

профессиональной деятельности выпускников: 01
Образование и наука, 05 Физическая культура и спорт, 03 Социальное
обслуживание.
3.2.
Соответствие видов деятельности профессиональным модулям и
присваиваемой квалификации:
Наименование видов деятельности

Наименование профессиональных модулей

Виды деятельности
Организация и проведение физкультурноспортивной работы
Методическое обеспечение организации
физкультурной
и
спортивной
деятельности

ПМ.01
Организация
и
проведение
физкультурно-спортивной работы
ПМ.02
Методическое
обеспечение
организации физкультурной и спортивной
деятельности

6

Вид
деятельности
по
выбору,
в ПМн.03 Преподавание физической культуры
соответствии
с
направленностью
по
основным
преподавание физической культуры по общеобразовательным программам
основным
общеобразовательным
программам

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной
программы

Код
компетенции

4.1. Общие компетенции

ОК 01

Формулировка
компетенции

Знания, умения

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения
задачи;
выявлять
и
эффективно
искать
информацию, необходимую для решения задачи
и/или проблемы;
составлять
план
действия;
определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной
и
смежных
сферах;
реализовывать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий
(самостоятельно или с помощью наставника)
Знания:
актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном
и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной
и смежных областях; методы работы в
профессиональной и смежных сферах; структуру
плана для решения задач; порядок оценки
результатов решения задач профессиональной
деятельности

7

ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях.

Умения:
определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска; структурировать
получаемую информацию; выделять наиболее
значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска, применять средства
информационных технологий для решения
профессиональных
задач;
использовать
современное
программное
обеспечение;
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач.
Знания:
номенклатура
информационных
источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации,
современные
средства
и
устройства
информатизации; порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной
деятельности в том числе с использованием
цифровых средств.
Умения:
определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности;
применять современную научную профессиональную
терминологию;
определять
и
выстраивать

траектории профессионального развития и
самообразования; выявлять достоинства и
недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи
открытия собственного дела в профессиональной
деятельности;
оформлять
бизнес-план;
рассчитывать размеры выплат по процентным
ставкам
кредитования;
определять
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности;
презентовать
бизнес-идею;
определять источники финансирования
Знания:
содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная
научная
и
профессиональная терминология; возможные
траектории профессионального развития и
самообразования; основы предпринимательской
8

ОК 04

ОК 05

ОК 06

ОК 07

деятельности; основы финансовой грамотности;
правила разработки бизнес-планов; порядок
выстраивания презентации; кредитные банковские
продукты
Эффективно
Умения:
взаимодействовать и
организовывать работу коллектива и команды;
работать в коллективе и
взаимодействовать с коллегами, руководством,
команде
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания:
психологические
основы
деятельности
коллектива,
психологические
особенности
личности; основы проектной деятельности
Осуществлять устную и
Умения:
письменную
грамотно излагать свои мысли и оформлять
коммуникацию на
документы по профессиональной тематике на
государственном языке
государственном языке, проявлять толерантность
Российской Федерации с
в рабочем коллективе
учетом особенностей
социального и культурного Знания:
особенности
социального
и
культурного
контекста
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений
Проявлять гражданскоУмения:
патриотическую
описывать значимость своей специальности;
позицию,
применять
стандарты
антикоррупционного
демонстрировать
поведения
осознанное поведение на Знания:
основе традиционных
сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих
общечеловеческих
ценностей;
значимость
ценностей, в том числе с профессиональной
деятельности
по
учетом гармонизации
специальности; стандарты антикоррупционного
межнациональных и
поведения и последствия его нарушения
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях

Умения:
соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в
рамках профессиональной деятельности по
специальности
осуществлять
работу
с
соблюдением
принципов
бережливого
производства; организовывать профессиональную
деятельность с учетом знаний об изменении
климатических условий региона.
Знания:
правила экологической безопасности при ведении
9

ОК 08

Использовать средства
физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физической
подготовленности

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы, задействованные в профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения
ресурсосбережения;
принципы
бережливого
производства; основные направления изменения
климатических условий региона.
Умения:
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность
для
укрепления
здоровья,
достижения жизненных и профессиональных
целей;
применять
рациональные
приемы
двигательных функций в профессиональной
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики перенапряжения, характерными для
данной специальности
Знания:
роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии
человека; основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны
риска физического здоровья для специальности;
средства профилактики перенапряжения
Умения:
понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний
на
известные
темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты
на базовые профессиональные темы; участвовать
в
диалогах
на
знакомые
общие
и
профессиональные темы; строить простые
высказывания о себе и о своей профессиональной
деятельности; кратко обосновывать и объяснять
свои действия (текущие и планируемые); писать
простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания:
правила построения простых и сложных
предложений
на профессиональные темы;
основные общеупотребительные глаголы (бытовая
и профессиональная лексика); лексический
минимум, относящийся к описанию предметов,
средств
и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности
произношения;
правила
чтения
текстов
профессиональной направленности

4.2. Профессиональные компетенции

10

Основные
виды
деятельности
Организация и
проведение
физкультурноспортивной
работы

Код и наименование
компетенции
ПК 1.1. Планировать и
анализировать
физкультурноспортивную работу.

ПК 1.2. Организовывать
и проводить
мероприятия в сфере
молодежной политики,
включая досуг и отдых
детей, подростков и
молодежи, в том числе в
специализированных
(профильных) лагерях.

Показатели освоения компетенции
Навыки:
разработки общего плана
физкультурно-спортивной работы
анализа и оценки физкультурноспортивной работы
Умения:
определять цель, задачи и содержание
физкультурно-спортивной работы
разрабатывать документы
планирования физкультурноспортивной работы
оценивать результативность
физкультурно-спортивной работы
Знания:
нормативные документы,
регламентирующие организацию
физкультурно-спортивной работы в
РФ
цели и задачи физкультурноспортивной работы
направления, содержание, формы
организации физкультурно-спортивной
работы
требования к планированию и
технологию планирования
физкультурно-спортивной работы
показатели результативности
физкультурно-спортивной работы
Навыки:
разработки планов и программы по
формированию ЗОЖ, организации
мероприятий, направленных на
гражданское и патриотическое
воспитание молодежи, воспитание
толерантности в молодежной среде,
формирование правовых, культурных
и нравственных ценностей среди
молодежи
разработки плана и программы
организации досуга и отдыха детей,
подростков и молодежи;
проведения физкультурных
мероприятий, направленных на
формирование правовых, культурных,
нравственных ценностей, решение
задач гражданского и патриотического
воспитания молодежи
Умения:
11

ПК 1.3. Организовывать
и проводить
физкультурнооздоровительные и
спортивно-массовые
мероприятия.

разрабатывать планы и программы по
формированию ЗОЖ, организации
мероприятий, направленных на
гражданское и патриотическое
воспитание молодежи, воспитание
толерантности в молодежной среде,
формирование правовых, культурных
и нравственных ценностей среди
молодежи
разрабатывать планы и программы
организации досуга и отдыха детей,
подростков и молодежи
использовать средства физической
культуры для формирования правовых,
культурных, нравственных ценностей,
решения задач гражданского и
патриотического воспитания молодежи
Знания:
значение физической культуры в
формировании ЗОЖ, в гражданском и
патриотическом воспитании
молодежи, воспитании толерантности
в молодежной среде, формировании
правовых, культурных и нравственных
ценностей среди молодежи
способы формирования правовых,
культурных и нравственных ценностей
среди молодежи средствами
физической культуры
средства физической культуры для
формирования правовых, культурных,
нравственных ценностей, решения
задач гражданского и патриотического
воспитания молодежи
основные подходы, направления и
технологии работы по организации
досуга и отдыха детей, подростков и
молодежи
Навыки:
анализа программ проведения
физкультурно-оздоровительных или
спортивно-массовых мероприятий
планирования проведения
физкультурно-оздоровительного или
спортивно-массового мероприятия
наблюдения, анализа и самоанализа
физкультурно-оздоровительного и
спортивно-массового мероприятия,
разработки предложений по их
совершенствованию
проведения физкультурно12

оздоровительного и спортивномассового мероприятия
проведения инструктажа по технике
безопасности в процессе организации
и проведения физкультурнооздоровительного и (или) спортивномассового мероприятия
определения соответствия
оборудования и инвентаря нормам
техники безопасности
Умения:
использовать различные методы и
формы организации физкультурнооздоровительных и спортивномассовых мероприятий, строить их с
учетом возрастных особенностей и
уровня физической подготовленности
участников
разрабатывать программу проведения
и план ресурсного обеспечения
физкультурно-оздоровительного и
спортивно-массового мероприятия с
учетом целей и задач
оценивать соответствие мест
проведения, оборудования и инвентаря
нормам техники безопасности
организовывать и проводить
торжественный церемониал
физкультурно-оздоровительных и
спортивно-массовых мероприятий
проводить и анализировать
физкультурно-оздоровительные и
спортивно-массовые мероприятия

13

Знания:
формы и виды физкультурнооздоровительных и спортивномассовых мероприятий
технология организации и
методикапроведения
физкультурнотехнологию разработки программы и
плана ресурсного обеспечения
физкультурно-оздоровительного и
спортивно-массового мероприятия
методика проведения спортивнооздоровительных соревнований в
рамках физкультурно-спортивных
мероприятий
техника безопасности, способы и
приёмы предупреждения травматизма
при проведении физкультурнооздоровительных и спортивномассовых мероприятий
подходы к анализу физкультурнооздоровительных и спортивномассовых мероприятий
виды физкультурно-спортивных
сооружений, оборудования и
инвентаря, особенности их
эксплуатации
техника безопасности и требования к
физкультурно-спортивным
сооружениям, оборудованию и
инвентарю
Навыки:
ПК 1.4. Организовывать
деятельность волонтеровв организации деятельности волонтеров
в области физической культуры и
области физической
спорта
культуры и спорта
Умения:
определять содержания и направления
работы волонтеров в области
физической культуры и спорта
Знания:
основы волонтёрской деятельности в
области физической культуры и спорта
и методику подготовки волонтёров
Навыки:
ПК 1.5. Организовывать
участия в проведении спортивного
спортивно-массовые
соревнования или мероприятий по
соревнования и
выполнению населением нормативов
мероприятия по
тестированию населенияпо испытаний (тестов)
наблюдения и анализа спортивного
нормам Всероссийского
соревнования или мероприятия по
физкультурновыполнению населением различных
спортивного комплекса.
14

ПК 1.6. Проводить работу
по предотвращению
применения допинга

возрастных групп нормативов
испытаний (тестов)
разработки и проведения занятия для
подготовки населения к выполнению
нормативов ВФСК ГТО в
соответствиис установленной
ступенью
Умения:
планировать работу судейской
коллегии
пользоваться контрольно –
измерительными приборами
оформлять документы при подготовке,
организации и проведении спортивных
соревнований, мероприятий по
выполнению населением норм
всероссийского физкультурноспортивного комплекса
определять содержание и проводить
занятий для подготовки населения к
выполнению нормативов ВФСК ГТО в
соответствии с установленной
ступенью
Знания:
основные положения всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне»
порядок организации и регламент
проведения мероприятия по
выполнению населением нормативов
испытаний (тестов)
состав главной судейской коллегии по
виду спорта, мероприятия и функции
спортивных судей
правила видов спорта, в соответствии с
которыми проводятся спортивные
соревнования по выполнению
населением различных возрастных
групп нормативов испытаний (тестов)
содержание и методику проведения
занятий для подготовки населения к
выполнению нормативов ВФСК ГТО в
соответствии с установленной
ступенью
Навыки:
проведения образовательных и
пропагандиских мероприятий,
направленных на предотвращение
допинга и борьбу с ним

15

Методическое
обеспечение
организации
физкультурной и
спортивной
деятельности

Умения:
находить и использовать информацию
по антидопинговому обеспечению в
профессиональной деятельности
проводить образовательные и
пропагандиские мероприятия,
направленные на
предотвращениедопинга и
борьбу с ним
Знания:
понятие «допинг», историю допинга,
запрещенные субстанции и методы,
способы противодействия допингу в
спорте
правовое регулирование борьбы с
допингом
медицинские аспекты, социальные и
психологические последствия
применения допинга
методику профилактики допинга и
зависимого поведения
ПК 2.1. Разрабатывать
Навыки:
методическое обеспечение изучения и анализа программ,
для организации и
реализуемых в области физической
проведения занятий по
культуры и спорта (с учетом
физической культуре и
специфики вида профессиональной
спорту, физкультурнодеятельности) и методических
спортивной работы.
материалов, обеспечивающих их
реализацию планирования занятий
по программам, реализуемым в
области физической культуры и
спорта с учётом их специфики,
решаемых задач, применяемых
педагогических технологий
разработки методических и
дидактических материалов,
обеспечивающих реализацию
программ в области физической
культуры и спорта, программ
физкультурно-спортивной работы

16

Умения:
анализировать нормативные
документы, в области физической
культуры и спорта
анализировать программы,
реализуемые в области физической
культуры и спорта (с учетом
специфики вида профессиональной
деятельности)
существлять разработку методических
и дидактических материалов,
обеспечивающих реализацию
программ в области физической
культуры и спорта
осуществлять
разработку
занятий по программам в
области физической культуры
и спорта с учётом их
специфики и решаемых задач,
применяемых педагогических
технологий
Знания:
нормативные и методические
документы, в области физической
культуры и спорта
разновидности программ в области
физической культуры и спорта (с
учетом специфики вида
профессиональной деятельности)
технологию разработки методических
материалов, обеспечивающих
реализацию программ в области
физической культуры и спорта
педагогические технологии и
современные методики подготовки
обучающихся по программам в
области физической культуры и спорта
Навыки:
ПК 2.2.
изучения и обобщения передового
Систематизировать
опыта в области физической культуры
педагогический опыт в
и спорта
области физической
поиска и отбора и изучения учебной и
культуры и спорта на
учебно-методической литературы в
основе изучения
области физической культуры и
профессиональной
литературы, самоанализаи спорта, необходимой для решения
профессиональных задач
анализа деятельности
Умения:
специалистов в области
изучать и систематизировать базовые
физической культуры и
знания и передовой опыт в области
спорта
физической культуры и спорта
17

ПК 2.3. Оформлять
результаты методической
и исследовательской
деятельности в виде
выступлений, докладов,
отчетов.

ПК 2.4. Осуществлять
исследовательскую и
проектную деятельность в
области физической
культуры и спорта

Знания:
достижения отечественной науки в
области физической культуры и спорта
передовой практический опыт в
области физической культуры и спорта
разновидности профессиональной
литературы её специфика и назначение
источники и способы распространения
передового опыта в области
профессиональной деятельности
Навыки:
подготовки, оформления и
презентации результатов методической
и исследовательской деятельности в
виде выступлений, докладов, отчётов,
методических разработок и др.
профессиональных достижений
Умения:
готовить, оформлять, представлять и
защищать результаты методической,
исследовательской и проектной
деятельности
представлять результаты собственной
профессиональной деятельности
Знания:
требования к оформлению результатов
методической и исследовательской
деятельности
процедуры выступления и защиты
результатов методической и
исследовательской работы
Навыки:
планирования, выполнения и
представления исследовательской
и/или проектной работы в области
физической культуры и спорта
Умения:
определять тему, цель и задачи,
планировать исследовательскую и
проектную деятельность
осуществлять взаимодействие с
руководителем, а также с другими
участниками совместной проектной и
исследовательской деятельности

18

Преподавание
физической
культуры по
основным
общеобразовате
льным
программам (по
выбору)

ПК 3.1. Определять целии
задачи, планировать
учебные занятия по
физической культуре.

Знания:
основы организации
исследовательской и проектной
деятельности в области физической
культуры и спорта
основы планирования и методику
выполнения педагогического
исследования и проектирования в
области физической культуры и спорта
Навыки:
определения цели и задач,
планирования уроков физической
культуры в соответствии с основной
общеобразовательной программой
планирования оптимальной
двигательной деятельности
обучающихся на уроках физической
культуры в соответствии с темой и
решаемыми задачами
планированию последовательности
освоения разделов учебного предмета
«Физическая культура и физических
упражнений в учебном году
изучения и анализа нормативной и
методической литературы и других
источников информации для
планирования уроков физической
культуры
разработки документов планирования
физического воспитания
Умения:
находить и использовать нормативную
и методическую литературу и другие
источники информации для
планирования уроков физической
культуры
планировать учебный процесс в
соответствии с основной
общеобразовательной программой
планировать двигательную
деятельность обучающихся на
урокахфизической культуры с
использованием наиболее
оптимальных средств и методов в
соответствии с требованиями
программного материала, возрастными
особенностями обучающихся, уровнем
их физической подготовленности,
состояния здоровья и
организационными условиями занятий
разрабатывать документы оперативного
планирования уроков физической
19

культуры в соответствии с
методическими требованиями
Знания:
значение, место и основные
исторические этапы становления
учебного предмета «физическая
культура» в отечественном
образовании
учебный предмет «физическая
культура» в пределах требований
федеральных образовательных
стандартов общего образования и
примерных основных образовательных
программ
требования и логику планирования
учебного процесса по физической
культуре
общая цель и задачи физического
воспитания обучающихся и их
конкретизация для школьников
разного возрастного периода
ПК 3.2. Проводить
учебные занятия по
физической культуре.

Навыки:
проведения уроков физической
культуры в соответствии с их
разновидностями, программными
требованиями, возрастными
особенностями обучающихся и
состоянием их здоровья
Умения:
методически грамотно использовать
совокупность специфических и
общепедагогических средств, методов,
приёмов обучения и организационных
условий проведения урочных форм
занятий, исходя из требований
программного материала по
физической культуре, возрастных
особенностей обучающихся, уровня их
двигательной подготовленности и
состояния здоровья
применять современные
образовательные технологии, включая
информационные, а также цифровые
образовательные ресурсы
использовать различные способы
организации обучающихся с целью
оптимального решения задач уроков
физической культуры, достижения
необходимой общей и моторной
20

«плотности»
обучать технике физических
упражнений согласно методики
поэтапного обучения двигательным
умениям и навыкам
осуществлять комплексное и
направленное воспитание физических
качеств и способностей, исходя из
содержания программного материала,
возраста и физической
подготовленности обучающихся
дозировать физическую нагрузку,
исходя из возраста обучающихся, их
физической подготовленности,
состояния здоровья и специфики
выполняемых упражнений
использовать общепедагогические
средства, методы и приёмы для
создания положительной учебной
мотивации, стимулирования
деятельности обучающихся,
выстраивания педагогически
целесообразных взаимоотношений
между участниками образовательного
процесса
формировать у обучающихся
устойчивый интерес и потребность в
занятиях физическими упражнениями
разрабатывать, в соответствии с
тематикой уроков, самостоятельную
работу по учебному предмету,
адаптированную для выполнения в
домашних условиях
использовать и апробировать
специальные подходы к обучению в
целях включения в образовательный
процесс всех обучающихся, в том
числе с особыми потребностями в
образовании: обучающихся,
проявивших выдающиеся способности;
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
использовать в воспитании
обучающихся возможности урока
физической культуры
использовать и оборудовать места для
занятий, применять спортивный и
учебный инвентарь
обучать приёмам страховки и
самостраховки, обеспечивать
соблюдение необходимых требований
охраны труда на уроках физической
21

культуры

ПК 3.3. Осуществлять
контроль, оценивать и
анализировать процесс и
результаты
педагогической
деятельности и обучения
по предмету
«Физическая культура».

Знания:
методические особенности проведения
уроков физической культуры для
обучающихся различного школьного
возраста
классификация, направленность и
педагогические возможности средств и
методов физического воспитания
применительно к урочным формам
занятий физической культурой
методика поэтапного обучения
двигательным умениям и навыкам
обучающихся школьного возраста
методические основы воспитания
физических качеств и способностей
обучающихся школьного возраста
приёмы страховки и самостраховки,
требования охраны труда при
проведении занятий
специальные подходы к обучению в
целях включения в образовательный
процесс всех обучающихся, в том
числе с особыми потребностями в
образовании: обучающихся,
проявивших выдающиеся способности;
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
возможности урока физической
культуры в воспитании обучающихся
Навыки:
осуществления контроля результатов
общепредметной, двигательной,
физической и функциональной
подготовленности обучающихся по
предмету «Физическая культура»,
исходя из принятых в отечественной
педагогике средств и методов контроля
оценивания результатов контроля и
разработки рекомендаций по
совершенствованию подготовленности
обучающихся с учётом из возраста,
уровня подготовленности
педагогического наблюдения и анализа
учебного процесса, разработки
конкретных рекомендаций по его
совершенствованию

22

Умения:
оценивать качество освоения
учащимися двигательных действий,
предусмотренных программными
требованиями по учебному предмету
«Физическая культура»
использовать принятую в
отечественной педагогике систему
оценивания качества образовательного
процесса по учебному предмету,
рекомендованные контрольные
нормативы для оценивания
физической подготовленности
обучающихся в соответствии с их
возрастом
осуществлять регистрацию
показателей функциональной
подготовленности обучающихся
использовать доступные и
информативные контрольноизмерительные приборы, отражающие
результативность педагогического
процесса по учебному предмету
«Физическая культура»
Знания:
педагогический контроль и учёт в
физическом воспитании обучающихся
назначение основных средств и
методов контроля качества
образовательного процесса по
физической культуре
педагогический контроль за
двигательной, физической и
функциональной подготовленностью
обучающихся и соответствующие
контрольные упражнения (тесты)
результатах педагогического процесса
по физической культуре
особенности оценивания процесса и
результатов деятельности
обучающихся при освоении учебного
предмета «Физическая культура»
разновидности и назначение
документации, обеспечивающей
процесс физического воспитания
обучающихся школьного возраста
Навыки:
ПК 3.4. Вести
ведения документации,
документацию,
обеспечивающую процесс обеспечивающей процесс физического
воспитания, в том числе, электронные
физического воспитания
формы документации
23

Умения:
вести документацию,
обеспечивающую процесс физического
воспитания, в том числе, электронные
формы документации
Знания:
требования к ведению документации,
обеспечивающей процесс физического
воспитания, в том числе, электронные
формы документации
ПК. 3.5. Организовыватьи Навыки:
осуществлять внеурочную разработки и проведения неурочных
форм занятий физическими
деятельность в области
упражнениями в режиме учебного дня
физической культуры.
школьника
разработки и проведения различных
занятий и мероприятий по
физическому воспитанию во
внеурочной деятельности
Умения: определять цели и задачи
неурочныхформ занятий в режиме
учебного дняшкольника и во
внеурочной деятельности
определять оптимальные средства,
методы и организационные условия
для проведения неурочных форм
занятий физическими упражнениями в
режиме учебного дня и во внеурочной
деятельности с учётом решаемых задач
планировать и проводить неурочные
формы занятий физическими
упражнениями с учётом решаемых
задач, возрастных особенностей
школьников, уровня их двигательной
подготовленности и имеющихся
организационных условий
мотивировать и приобщать
обучающихся к первоначальной
соревновательной деятельности,
формировать интерес к занятиям
физкультурой и спортом
организовывать деятельность
школьного спортивного клуба
подбирать необходимый
инвентарь иоборудование для
проведения неурочных занятий
исходя из решаемых задач,
обучать приёмам страховки и
самостраховки, обеспечивать
меры охраны труда порядок
осуществления деятельности
школьного спортивного клуба
обучающихся школьного
возраста.

У

24

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. учебный план
5.1.1. Учебный план по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

25

Календарный учебный график

8
1

4

0
1

8
3

8
3

0
3

24-30
52

15-21
42

17-23

8-14
41

51

1-7
40

10-16

25-31
39

50

18-24
38

3-9

11-17
37

27-2

4-10
36

49

27-3
35

48

20-26
34

20-26

13-19
33

47

6-12
32

13-19

30-5
31

46

23-29
30

6-12

16-22
29

29-5

9-15
28

23
::

0
1

8
1

::

8
2

20

8
2

0
2

8
2

8
2

8
2

8
2

8
3

8
3

8
3

::

8
3

8
3

0
3

0
3

::

8
2

Х Х Х Х

::

14

8
3

8

12

8
1

45

2-8
27

0
1

12

0
1

44

23-1
26

16

::

::

16

2

3

август

22-28

16-22
25

::

1

июль

43

9-15
24

15-21
16

2-8

8-14
15

23

1-7
14

26-1

24-30
13

19-25

17-23
12

22

10-16
11

21

3-9
10

12-18

27-2
9

20

20-26
8

июнь

5-11

13-19
7

май

19

6-12
6

апрель

29-4

29-5
5

март

18

22-28
4

февраль

22-28

15-21

январь

17

8-14

3

декабрь

2

ноябрь

1-7

октябрь

1

Курс

сентябрь

= = = = = = * * * * * * * *

Обозначения:

*::

Обучение по дисциплинам и
междисциплинарным
курсам

8

Производственная практика
(по профилю
специальности)

Промежуточная аттестация

X

Производственная практика
(преддипломная)

=

Каникулы

0

Учебная практика

*

Государственная
итоговая аттестация
(Подготовка выпускной квалификационной
работы)
Государственная
итоговая аттестация
(Защита выпускной
квалификационной
работы)
Неделя отсутствует

26

Раздел 5. Рабочая программа воспитания
5.1.2. Цели и задачи воспитания, обучающихся при освоении ими
образовательной программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационнопедагогических условий для формирования личностных результатов обучающихся,
проявляющихся в развитии их позитивных чувств и отношений к российским
гражданским (базовым, общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в
Конституции Российской Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта
Российской Федерации, деловых качеств специалистов среднего звена,
определенных отраслевыми требованиями (корпоративной культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего
равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной
организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно- ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной
организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров,
необходимых для устойчивого развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности
процесса воспитания.
5.1.3.
Рабочая программа воспитания представлена в приложении 3.
5.2. Календарный план воспитательной работы
Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 3.
Раздел 6. Условия реализации образовательной программы
6.1. Требования к материально-техническому
обеспечению
образовательной программы
Специальные помещения должны представлять собой учебные
аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной
программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего
контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной и
воспитательной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием,
техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования
международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
- социально-гуманитарных дисциплин;
- иностранного языка;
- безопасности жизнедеятельности;
6.1.1.

27

-

-

математики;
информатики
педагогики и психологии;
анатомии и физиологии и гигиены;
теории и истории физической культуры и спорта;
теории и методики организации физкультурно-спортивной работы;
методического
обеспечения
физкультурной
и
спортивной
деятельности;
с учетом направленности образовательной программы:
кабинет «Методики преподавания
по
дополнительным
общеразвивающим программам в области физической культуры и
спорта»/
кабинет «Методики преподавания
физической культуры по
основным общеобразовательным программам»,
кабинет «Методики проведения физкультурно-оздоровительных
занятий, занятий по фитнес-программам, по виду спорта с населением
различных возрастных групп»

-

Лаборатории:
- физической и функциональной диагностики.
Спортивный комплекс
(универсальный) спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарём и
оборудованием,
обеспечивающим
достижение
результатов
освоения
образовательной программы;
оборудованные открытые спортивные площадки, обеспечивающие
достижение результатов освоения образовательной программы;
плавательный бассейн, оснащенный спортивным инвентарём и
оборудованием, обеспечивающим
достижение
результатов
освоения
образовательной программы;
Залы:
– библиотека, читальный зал с выходом в интернет;
– актовый зал.
6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий и баз

практики по специальности.
Образовательная организация, реализующая программу по специальности
49.02.01 Физическая культура, должна располагать материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы
обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам в разрезе
выбранных траекторий.
28

6.2. Требования к практической подготовке
6.2.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ

среднего профессионального образования направлена на совершенствование
модели практико- ориентированного обучения, усиление роли работодателей
при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего
звена путем расширения компонентов (частей) образовательных программ,
предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с
будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для
получения
обучающимися
практических
навыков
и
компетенций,
соответствующих
требованиям,
предъявляемым
работодателями
к
квалификациям специалистов, рабочих.
6.2.2. Образовательная
организация
самостоятельно
проектирует
реализацию образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины,
междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие
компоненты) в форме практической подготовки с учетом требований ФГОС
СПО и специфики получаемой специальности.
6.2.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки:

реализуется при проведении практических и лабораторных занятий,
выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов
учебной деятельности;

предусматривает
демонстрацию
практических
навыков,
выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для
решения практических задач, связанных с будущей профессиональной
деятельностью в условиях, приближенных
к реальным производственным;

может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы,
которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации,
необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.
6.2.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки
может быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины,
профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным
планом образовательной программы.
6.2.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, учебных базах практики и иных структурных
подразделениях образовательной организации, а также
в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных
организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся,
заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией,
осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной
программы.
6.2.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных
частей) могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной
29

итоговой аттестации, организованных в форме демонстрационного экзамена.
6.3. Требования к организации воспитания обучающихся
6.3.1. Воспитание
обучающихся при освоении ими основной
образовательной программы осуществляется на основе включаемых в
настоящую образовательную программу рабочей программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы (приложение 3).
6.3.2. Рабочую
программу
воспитания
и
календарный
план
воспитательной работы образовательная организация разрабатывает и
утверждает самостоятельно с учетом рабочей программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы.
6.3.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся,
советы родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их
наличии).
6.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы
6.4.1. Реализация

образовательной
программы
обеспечивается
педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами,
привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях
гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и
работников организаций, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности 01 Образование и наука, 05 Физическая
культура и спорт, 03 Социальное обслуживание, и имеющими стаж работы в
данной профессиональной области не менее трех лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации
отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование
по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 01 Образование и наука, 05 Физическая
культура и спорт, 03 Социальное обслуживание, не реже одного раза в три года
с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям
ставок),
обеспечивающих
освоение
обучающимися
профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее трех лет в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 01 Образование и наука, 05 Физическая
культура и спорт, 03 Социальное обслуживание, в общем числе педагогических
работников,
реализующих
программы
профессиональных
модулей
образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.
6.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
6.5.1. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг
30

по реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с
Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг
по реализации образовательных программ среднего профессионального
образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам
профессий (специальностей), утверждаемые Минпросвещения России ежегодно.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере
образования по реализации образовательной программы включают в себя
затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного
обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы
педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую)
работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации
государственной социальной политики».
Раздел 7. Формирование оценочных материалов для проведения
государственной итоговой аттестации
7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной
для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего
курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень
соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС
СПО.
7.2. Выпускники, освоившие программы подготовки специалистов
среднего звена, сдают ГИА в форме демонстрационного экзамена и защиты
дипломного проекта (работы). Требования к содержанию, объему и структуре
дипломной работы образовательная организация определяет самостоятельно с
учетом ПОП.
Государственная итоговая аттестация завершается присвоением
квалификации специалиста среднего звена: педагог по физической культуре и
спорту.
7.3. Для
государственной итоговой аттестации образовательной
организацией разрабатывается программа государственной итоговой аттестации
и оценочные материалы.
7.4. Примерные оценочные материалы для проведения ГИА включают
типовые задания для демонстрационного экзамена, примеры тем дипломных
работ, описание процедур и условий проведения государственной итоговой
аттестации, критерии оценки.
Примерные оценочные материалы для проведения ГИА приведены в приложении 4.
Раздел 8. Разработчики образовательной программы

31

Группа разработчиков
ФИО
Е.Г.Мамедова
А.С.Османова
Н.А.Бобылева
Е.О.Убайдуллаева
Э.Э.Гаджимурадова
А.Н. Раджабова

Организация, должность
Зав.пркатикой
Ст.методист
Методист
Председатель ПЦК профессиональных дисциплин по
педагогическим специальностям
Председатель ПЦК по социально-экономическим м
профессиональным дисциплинам по юридическим и
экономическим специальностям
Председатель ПЦК по профессиональным дисциплинам
по техническим специальностям/профессиям

Руководители группы:
ФИО
Е.Н.Шелкова
М.А.Омарова

Организация, должность
Заместитель директора по УР
Заместитель директора по ВР

32

33

34

35

36

37

38



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.