ООП 10.02.05 ИБ 2023 у.г.

Содержание
1
2
3
4

5

6

7
8

Общие положения
Общая характеристика образовательной программы
Характеристика
профессиональной
деятельности
выпускника
Результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
4.3. Личностные результаты
Структура образовательной программы
5.1.Учебный план
5.2.Календарный учебный график
5.3.Рабочая программа воспитания
5.4.Календарный план воспитательной работы
Условия реализации программы
6.1. Материально-техническое обеспечение образовательной
программы
6.2. Учебно-методическое обеспечение программы
6.3.Практическая подготовка обучающихся
6.4.Организация воспитания обучающихся
6.5. Кадровые условия реализации образовательной
программы
6.6. Финансовые условия реализации образовательной
программы
Формирование оценочных материалов для проведения
государственной итоговой аттестации
Разработчики основной образовательной программы
Приложение 1. Рабочие программы профессиональных
модулей
Приложение 2. Рабочие программы учебных дисциплин.
Приложение 3. Рабочая программа воспитания.
Приложение 4. Оценочные материалы государственной
итоговой аттестации

Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая основная образовательная программа по специальности
среднего
профессионального
образования
10.02.05
Обеспечение
информационной безопасности автоматизированных систем (далее – ООП,)
разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 10.02.05
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем (далее
– ФГОС СПО), утвержденного приказом Министерства образования и науки от 9
декабря 2016 года № 1553 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 26 декабря 2016 г. № 44938), Примерной основной
образовательной программы по специальности 10.02.05 «Обеспечение
информационной безопасности автоматизированных систем».
ООП определяет рекомендованный объем и содержание среднего
профессионального образования по специальности 10.02.05 Обеспечение
информационной безопасности автоматизированных систем», планируемые
результаты освоения образовательной программы, примерные условия
образовательной деятельности.
ООП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего
общего образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего
образования, разрабатывается образовательной организацией на основе
требований федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности
и настоящей ООП.
1.2 Нормативные основания для разработки ООП:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. №1553 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 10.02.05 Обеспечение
информационной безопасности автоматизированных систем» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г. №44938);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022
г. N 762 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 20.12.2022 N 1152);
-Приказ Минобрнауки России №885, Минпросвещения России № 390 от
05.08.2020 (ред. От 18.11.2020) «О практической подготовке обучающихся»
(вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»)
(зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 № 59778).
-Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
программам среднего профессионального образования»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
3 ноября 2016 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта 06.030

Специалист по защите информации в телекоммуникационных системах и сетях»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября
2016 г., регистрационный № 44449);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1
ноября 2016 г. № 598н «Об утверждении профессионального стандарта 06.032
Специалист по безопасности компьютерных систем и сетей» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2016 г.,
регистрационный № 44464);
-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15
сентября 2016 г. № 522н «Об утверждении профессионального стандарта 06.033
Специалист по защите информации в автоматизированных системах»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 сентября
2016 г., регистрационный
№ 43857);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1
ноября 2016 г. № 599н «Об утверждении профессионального стандарта 06.033
Специалист по защите информации в автоматизированных системах»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября
2016 г., регистрационный
№ 44443);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29
декабря 2015 г. № 1179н «Об утверждении профессионального стандарта 12.004
Специалист по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий
компьютерных атак» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 28 января 2016 г., регистрационный № 40858).
1.3 Перечень сокращений, используемых в тексте ООП:
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования;
ПООП – примерная основная образовательная программа;
ООП –основная образовательная программа;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль; ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции; ПС – профессиональный стандарт;
Цикл ОГСЭ – Общий гуманитарный и социально-экономический цикл; Цикл
ЕН – Общий математический и естественнонаучный цикл.

Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
техник по защите информации.
Формы получения образования: допускается только в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего
образования
Формы обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего
образования: 4464 часов.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на
базе среднего общего образования:
при очной форме – 2 года 10 месяцев;
при очно - заочной форме обучения - увеличивается не более чем на 1 год по
сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.
Объем и сроки получения среднего профессионального образования по
специальности
10.02.05
Обеспечение
информационной
безопасности
автоматизированных систем на базе основного общего образования с одновременным
получением среднего общего образования: 5940 часов, срок обучения– 3 года 10
месяцев.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника.
3.1 Область профессиональной деятельности выпускников: 06 Связь,
информационные и коммуникационные технологии, 12 Обеспечение безопасности.
3.2. Соответствие профессиональных модулей сочетаниям квалификаций
Наименование основных
видов деятельности

Наименование
профессиональных модулей

Осваиваемая квалификация
Техник по защите
информации

Эксплуатация
автоматизированных
(информационных) систем в
защищенном исполнении
Защита информации в
автоматизированных
системах программными и
программно-аппаратными
средствами
Защита информации
техническими средствами

ПМ.01 Эксплуатация
автоматизированных
(информационных) систем
в защищенном исполнении
ПМ.02 Защита информации
в автоматизированных
системах программными и
программно-аппаратными
средствами
ПМ.03 Защита информации
техническими средствами

осваивается

осваивается

осваивается

Выполнение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих2

ПМ.04 Выполнение работ
по одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих

осваивается одна или
две профессии
рабочего

Код
компетенции

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
Формулировка
компетенции

ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Знания, умения

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять её
составные части; определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть
актуальными
методами
работы
в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных
областях;
методы
работы
в
профессиональной и смежных сферах; структуру плана
для решения задач; порядок оценки результатов
решения задач профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации;
планировать процесс поиска; структурировать
получаемую
информацию;
выделять
наиболее
значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска;
оформлять результаты поиска
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие

ОК 04

Работать в коллективе и
команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами

ОК 05

Осуществлять устную и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке, проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного
контекста; правила оформления документов и
построения устных сообщений.

ОК 06

Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях

Умения: описывать значимость своей специальности

ОК 07

Умения: определять актуальность нормативноправовой
документации
в
профессиональной
деятельности; применять современную научную
профессиональную терминологию; определять и
выстраивать траектории профессионального развития
и самообразования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации;
современная
научная
и
профессиональная
терминология;
возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования
Умения: организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством, клиентами в ходе профессиональной
деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности личности;
основы проектной деятельности

Знания:
сущность
гражданско-патриотической
позиции, общечеловеческих ценностей; значимость
профессиональной деятельности по специальности

Умения:
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения в рамках профессиональной
деятельности по специальности
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы, задействованные в профессиональной
деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

ОК 08

Использовать средства
физической культуры
для сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержание
необходимого уровня
физической
подготовленности

ОК 09

Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

ОК 10

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

ОК 11

Планировать
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере

Умения:
использовать
физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных и профессиональных
целей; применять рациональные приемы двигательных
функций
в
профессиональной
деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными
для
данной
специальности
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для профессии; средства
профилактики перенапряжения
Умения: применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства
информатизации; порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной
деятельности
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые),
понимать
тексты
на
базовые
профессиональные темы; участвовать в диалогах на
знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко обосновывать
и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные
глаголы
(бытовая
и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов
профессиональной
деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности
Умения: выявлять достоинства и недостатки
коммерческой идеи; презентовать идеи открытия
собственного дела в профессиональной деятельности;
оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат
по процентным ставкам кредитования; определять
инвестиционную привлекательность коммерческих
идей в рамках профессиональной деятельности;
презентовать бизнес-идею; определять источники
финансирования

Знание: основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности; правила разработки
бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты

4.2. Профессиональные компетенции
Основные виды
деятельности
Разработка
модулей
программного
обеспечения для
компьютерных
систем.

Код и формулировка
компетенции
ПК 1.1. Формировать алгоритмы
разработки программных
модулей
в соответствии с техническим
заданием

ПК 1.2. Разрабатывать
программные модули в
соответствии с техническим
заданием.

Показатели освоения
компетенции
Практический опыт:
Разрабатывать алгоритм решения
поставленной задачи и
реализовывать его средствами
автоматизированного
проектирования.
Умения: Формировать алгоритмы
разработки программных модулей в
соответствии с техническим
заданием. Оформлять
документацию на программные
средства. Дополнительно для
квалификаций "Программист" и
"Технический писатель": Оценка
сложности алгоритма.
Знания: Основные этапы
разработки программного
обеспечения. Основные принципы
технологии структурного и
объектно-ориентированного
программирования. Дополнительно
для квалификаций "Программист" и
"Технический писатель":
Актуальная нормативно-правовая
база в области документирования
алгоритмов
Практический опыт:
Разрабатывать код программного
продукта на основе готовой
спецификации на уровне модуля.
Дополнительно для квалификаций
"Программист": Разрабатывать
мобильные приложения.
Умения: Создавать программу по
разработанному алгоритму как
отдельный модуль. Оформлять
документацию на программные
средства. Дополнительно для
квалификаций "Программист":
Осуществлять разработку кода программного модуля на языках
низкого уровня и высокого уровней
в том числе для мобильных

ПК.1.3. Выполнять отладку
программных модулей с
использова-нием
специализированных
программных средств

ПК 1.4. Выполнять тестирование
программных модулей.

платформ. Дополнительно для
квалификации "Специалист по
тестированию в области
информационных технологий":
Осуществлять разработку модулей
для различных видов тестирования.
Знания: Основные этапы
разработки программного
обеспечения. Основные принципы
технологии структурного и
объектно-ориентированного
программирования. Дополнительно
для квалификаций "Программист":
Знание API современных
мобильных операционных систем.
Практический опыт: Использовать
инструментальные средства на этапе
отладки программного продукта.
Проводить тестирование
программного модуля по
определенному сценарию.
Умения: Выполнять отладку и
тестирование программы на уровне
модуля. Оформлять документацию
на программные средства.
Дополнительно для квалификаций
"Программист" и "Специалист по
тестированию в области
информационных технологий":
Применять инструментальные
средства отладки программного
обеспечения.
Знания: Основные принципы
отладки и тестирования
программных продуктов.
Инструментарий отладки
программных продуктов
Практический опыт: Проводить
тестирование программного модуля
по определенному сценарию.
Использовать инструментальные
средства на этапе тестирования
программного продукта.
Дополнительно для квалификации
"Специалист по тестированию в
области информационных
технологий": Проводить
тестирование в соответствие с
функциональными требованиями
Умения: Выполнять отладку и
тестирование программы на уровне
модуля. Оформлять документацию

ПК 1.5. Осуществлять
рефакторинг и оптимизацию
программного кода.

ПК 1.6. Разрабатывать модули
программного обеспечения для
мобильных платформ.

на программные средства.
Дополнительно для квалификации
"Специалист по тестированию в
области информационных
технологий": Выполнять
тестирование в соответствие с
функциональными требованиями.
Выполнять оценку тестового
покрытия.
Знания: Основные виды и
принципы тестирования
программных продуктов.
Дополнительно для квалификации
"Специалист по тестированию в
области информационных
технологий": Методы организации
работы при проведении
функционального тестирования.
Практический опыт:
Анализировать алгоритмы, в том
числе с применением
инструментальных средств.
Осуществлять рефакторинг и
оптимизацию программного кода.
Умения: Выполнять оптимизацию и
рефакторинг программного кода.
Работать с системой контроля
версий.
Знания: Способы оптимизации и
приемы рефакторинга.
Инструментальные средства анализа
алгоритма. Методы организации
рефакторинга и оптимизации кода.
Принципы работы с системой
контроля версий
Практический опыт:
Разрабатывать мобильные
приложения.
Умения: Осуществлять разработку
кода про-граммного модуля на
современных языках
программирования. Оформлять
документацию на программные
средства
Знания: Основные этапы
разработки программного
обеспечения. Основные принципы
технологии структурного и
объектно-ориентированного
программирования

Осуществление
интеграции
программных
модулей

ПК 2.1. Разрабатывать
требования к программным
модулям на основе анализа
проектной и техниче-ской
документации на предмет
взаимодействия компонент.

Практический опыт:
Разрабатывать и оформлять
требования к программным модулям
по предложенной документации.
Разрабатывать тестовые наборы
(пакеты) для программного модуля.
Разрабатывать тестовые сценарии
программного средства.
Инспектировать разработанные программные модули на предмет
соответствия стандартам
кодирования.
Умения: Анализировать проектную
и техническую документацию.
Использовать специализированные
графические средства построения и
анализа архитектуры программных
продуктов. Организовывать
заданную интеграцию модулей в
программные средства на базе
имеющейся архитектуры и
автоматизации бизнес-процессов.
Определять источники и приемники
данных. Проводить сравнительный
анализ. Выполнять отладку,
используя методы и инструменты
условной компиляции (классы
Debug и Trace). Оценивать размер
минимального набора тестов.
Разрабатывать тестовые пакеты и
тестовые сценарии. Выявлять
ошибки в системных компонентах
на основе спецификаций.
Знания: Модели процесса
разработки программного
обеспечения. Основные принципы
процесса разработки программного
обеспечения. Основные подходы к
интегрированию программных
модулей. Виды и варианты
интеграционных решений.
Современные технологии и
инструменты интеграции. Основные
протоколы доступа к данным.
Методы и способы идентификации
сбоев и ошибок при интеграции
приложений. Методы отладочных
классов. Стандарты качества
программной документации.
Основы организации
инспектирования и верификации.
Встроенные и основные

ПК 2.2. Выполнять интеграцию
модулей в программное
обеспечение.

специализированные инструменты
анализа качества программных
продуктов. Графические средства
проектирования архитектуры
программных продуктов. Методы
организации работы в команде
разработчиков
Практический опыт:
Интегрировать модули в
программное обеспечение.
Отлаживать программные модули.
Инспектировать разработанные программные модули на предмет
соответствия стандартам
кодирования
Умения: Использовать выбранную
систему контроля версий.
Использовать методы для получения
кода с заданной
функциональностью и степенью
качества. Организовывать заданную
интеграцию модулей в программные
средства на базе имеющейся
архитектуры и автоматизации
бизнес-процессов. Использовать
различные транспортные протоколы
и стандарты форматирования
сообщений. Выполнять
тестирование интеграции.
Организовывать постобработку
данных. Создавать классыисключения на основе базовых
классов.
Выполнять ручное и
автоматизированное тестирование
программного модуля. Выявлять
ошибки в системных компонентах
на основе спецификаций.
Использовать приемы работы в
системах контроля версий

Знания: Модели процесса
разработки программного
обеспечения. Основные принципы
процесса разработки программного
обеспечения. Основные подходы к
интегрированию программных
модулей. Основы верификации
программного обеспечения.
Современные технологии и
инструменты интеграции. Основные
протоколы доступа к данным.
Методы и способы идентификации
сбоев и ошибок при интеграции
приложений. Основные методы
отладки. Методы и схемы обработки
исключительных ситуаций.
Основные методы и виды
тестирования программных
продуктов. Стандарты качества
программной документации.
Основы организации
инспектирования и верификации.
Приемы работы с
инструментальными средствами
тестирования и отладки. Методы
организации работы в команде
разработчиков
ПК 2.3. Выполнять отладку Практический опыт: Отлаживать
программного
модуля
с программные модули.
использова-нием
Инспектировать разработанные проспециализированных
граммные модули на предмет
программных средств.
соответствия стандартам
кодирования.
Умения: Использовать выбранную
систему контроля версий.
Использовать методы для получения
кода с заданной
функциональностью и степенью
качества. Анализировать проектную
и техническую документацию.
Использовать инструментальные
средства отладки программных
продуктов. Определять источники и
приемники данных. Выполнять
тестирование интеграции.
Организовывать постобработку
данных. Использовать приемы
работы в системах контроля версий.
Выполнять отладку, используя
методы и инструменты условной
компиляции. Выявлять ошибки в

ПК 2.4. Осуществлять
разработку тестовых наборов и
тестовых сценариев для
программного обеспечения.

системных компонентах на основе
спецификаций.
Знания: Модели процесса
разработки программного
обеспечения. Основные принципы
процесса разработки программного
обеспечения. Основные подходы к
интегрированию программных
модулей. Основы верификации и
аттестации программного
обеспечения. Методы и способы
идентификации сбоев и ошибок при
интеграции приложений. Основные
методы отладки. Методы и схемы
обработки исключительных
ситуаций. Приемы работы с
инструментальными средствами
тестирования и отладки. Стандарты
качества программной
документации. Основы организации
инспектирования и верификации.
Встроенные и основные
специализированные инструменты
анализа качества программных
продуктов. Методы организации
работы в команде разработчиков
Практический опыт:
Разрабатывать тестовые наборы
(пакеты) для программного модуля.
Разрабатывать тестовые сценарии
программного средства.
Инспектировать разработанные программные модули на предмет
соответствия стандартам
кодирования.
Умения: Использовать выбранную
систему контроля версий.
Анализировать проектную и
техническую документацию.
Выполнять тестирование
интеграции. Организовывать
постобработку данных.
Использовать приемы работы в
системах контроля версий.
Оценивать размер минимального
набора тестов. Разрабатывать
тестовые пакеты и тестовые
сценарии. Выполнять ручное и
автоматизированное тестирование
программного модуля. Выявлять
ошибки в системных компонентах
на основе спецификаций.

Сопровождение и
обслуживание
программного
обеспечения
компьютерных
систем.

Знания: Модели процесса
разработки программного
обеспечения. Основные принципы
процесса разработки программного
обеспечения. Основные подходы к
интегрированию программных
модулей. Основы верификации и
аттестации программного
обеспечения. Методы и способы
идентификации сбоев и ошибок при
интеграции приложений. Методы и
схемы обработки исключительных
ситуаций. Основные методы и виды
тестирования программных
продуктов. Приемы работы с
инструментальными средствами
тестирования и отладки. Стандарты
качества программной
документации. Основы организации
инспектирования и верификации.
Встроенные и основные
специализированные инструменты
анализа качества программных
продуктов. Методы организации
работы в команде разработчиков
ПК 4.1. Осуществлять
Практический опыт: Выполнять
инсталляцию, настройку и
инсталляцию, настройку и
обслуживание программного
обслуживание программного
обеспечения компьютерных
обеспечения компьютерных систем.
систем.
Настройка отдельных компонентов
программного обеспечения
компьютерных систем.
Умения: Подбирать и настраивать
конфигурацию программного
обеспечения компьютерных систем.
Проводить инсталляцию
программного обеспечения
компьютерных систем. Производить
настройку отдельных компонент
программного обеспечения
компьютерных систем.
Знания: Основные методы и
средства эффективного анализа
функционирования программного
обеспечения. Основные виды работ
на этапе сопровождения ПО.
ПК 4.2. Осуществлять измерения Практический опыт: Измерять
эксплуатационных
эксплуатационные характеристики
характеристик программного
программного обеспечения
обеспечения компьюте-рных
компьютерных систем на
систем.
соответствие требованиям.

ПК 4.3. Выполнять работы по
модификации отдельных
компонент программного
обеспечения в соответствии с
потребностями заказчика.

ПК 4.4. Обеспечивать защиту
программного обеспечения
компью-терных систем
программными средствами.

Умения: Измерять и анализировать
эксплуатационные характеристики
качества программного
обеспечения.
Знания: Основные методы и
средства эффективного анализа
функционирования программного
обеспечения. Основные принципы
контроля конфигурации и
поддержки целостности
конфигурации ПО.
Практический опыт:
Модифицировать отдельные
компоненты программного
обеспечения в соответствии с
потребностями заказчика.
Выполнение отдельных видов работ
на этапе поддержки программного
обеспечения компьютерных систем.
Умения: Определять направления
модификации программного
продукта. Разрабатывать и
настраивать программные модули
программного продукта.
Настраивать конфигурацию
программного обеспечения
компьютерных систем.
Знания: Основные методы и
средства эффективного анализа
функционирования программного
обеспечения.
Практический опыт: Обеспечивать
защиту программного обеспечения
компьютерных систем программными средствами
Умения: Использовать методы
защиты программного обеспечения
компьютерных систем.
Анализировать риски и
характеристики качества
программного обеспечения.
Выбирать и использовать методы и
средства защиты компьютерных
систем программными и
аппаратными средствами.
Знания: Основные средства и
методы защиты компьютерных
систем программными и
аппаратными средствами.
Практический опыт: Выполнять
сбор, обработку и анализ

Разработка,
администрирование и защита
баз данных.

ПК 11.1. Осуществлять сбор,
обработку и анализ информации
для проектирования баз данных.

ПК 11.2. Проектировать базу
данных на основе анализа
предметной области.

ПК 11.3. Разрабатывать объекты
базы данных в соответствии с
результа-тами анализа
предметной области.

информации для проектирования
баз данных.
Умения: Работать с документами
отраслевой направленности.
Собирать, обрабатывать и
анализировать информацию на
предпроектной стадии
Знания: Методы описания схем баз
данных в современных СУБД.
Основные положения теории баз
данных, хранилищ данных, баз
знаний. Основные принципы
структуризации и нормализации
базы данных. Основные принципы
построения концептуальной,
логической и физической модели
данных
Практический опыт: Выполнять
работы с документами отраслевой
направленности.
Умения: Работать с современными
case- средствами проектирования
баз данных.
Знания: Основные принципы
структуризации и нормализации
базы данных. Структуры данных
СУБД, общий подход к организации
представлений, таблиц, индексов и
кластеров. Дополнительно для
квалификаций " Администратор баз
данных" и "Специалист по
тестированию в области
информационных технологий"
Основные принципы построения
концептуальной, логической и
физической модели данных.
Современные инструментальные
средства проектирования схемы
базы данных.
Практический опыт: Работать с
объектами баз данных в конкретной
системе управления базами данных.
Использовать стандартные методы
защиты объектов базы данных.
Работать с документами отраслевой
направленности. Использовать
средства заполнения базы данных.
Использовать стандартные методы
защиты объектов базы данных.
Умения: Работать с современными
case- средствами проектирования
баз данных. Создавать объекты баз

ПК 11.4. Реализовывать базу
данных в конкретной системе
управления базами данных.

ПК 11.5. Администрировать
базы данных.

данных в современных СУБД.
Дополнительно для квалификаций "
Администратор баз данных" и
"Специалист по тестированию в
области информационных
технологий" Проектировать
логическую и физическую схему
базы данных.
Знания: Методы описания схем баз
данных в современных СУБД.
Структуры данных СУБД, общий
подход к организации
представлений, таблиц, индексов и
кластеров. Методы организации
целостности данных.
Практический опыт: Работать с
объектами базы данных в
конкретной системе управления
базами данных
Умения: Создавать объекты баз
данных в современных СУБД.
Дополнительно для квалификаций
"Администратор баз данных" и
"Специалист по тестированию в
области информационных
технологий" Создавать хранимые
процедуры и триггеры на базах
данных.
Знания: Основные принципы
структуризации и нормализации
базы данных. Основные принципы
построения концептуальной,
логической и физической модели
данных. Дополнительно для
квалификаций " Администратор баз
данных" и "Специалист по
тестированию в области
информационных технологий"
Структуры данных СУБД. Методы
организации целостности данных.
Модели и структуры
информационных систем
Практический опыт: Выполнять
работы с объектами базы данных в
конкретной системе управления
базами данных. Дополнительно для
квалификаций " Администратор баз
данных" и "Специалист по
тестированию в области
информационных технологий"
Использовать стандартные методы
защиты объектов базы данных.

ПК 11.6. Защищать информацию
в базе данных с использованием
технологии защиты
информации.

Умения: Применять стандартные
методы для защиты объектов базы
данных. Выполнять стандартные
процедуры резервного копирования
и мониторинга выполнения этой
процедуры. Выполнять процедуру
восстановления базы данных и вести
мониторинг выполнения этой
процедуры. Дополнительно для
квалификаций " Администратор баз
данных" и "Специалист по
тестированию в области
информационных технологий"
Выполнять установку и настройку
программного обеспечения для
администрирования базы данных.
Знания: Технологии передачи и
обмена данными в компьютерных
сетях. Алгоритм проведения
процедуры резервного копирования.
Алгоритм проведения процедуры
восстановления базы данных.
Практический опыт: Использовать
стандартные методы защиты
объектов базы данных.
Умения: Выполнять установку и
настройку программного
обеспечения для обеспечения
работы пользователя с базой
данных. Обеспечивать
информационную безопасность на
уровне базы данных.
Знания: Методы организации
целостности данных. Способы
контроля доступа к данным и
управления привилегиями. Основы
разработки приложений баз данных.
Основные методы и средства
защиты данных в базе данных

4.3. Личностные результаты
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества,
выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и
многоконфессиональном российском обществе и современном мировом

Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским
государством, демонстрирующий ответственностьза развитие страны.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументирован
но отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и
защищать историческую правду о Российском государстве
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к
историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно
выражающий неприятие дискриминации в обществе по социальным,
национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом
гражданской социально значимой деятельности (в студенческом
самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных,
военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Принимающий роль избирателя и участника общественных отношений,
связанных с взаимодействием с народными
избранниками
Демонстрирующий приверженность традиционным духовнонравственным ценностям, куль
туре народов России, принципам честности, порядочности, открытости.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом
осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию
и неформальному
общению с представителями разных народов, национальностей,
вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным
и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие социально опасного поведения окружающих и
предупреждающий его. Проявляющий уважение к людям старшего
поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся
в ней
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека,
осознающий ценность собственного труда и труда других людей.
Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы
профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов,
потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий
осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни Демонстрирующий
позитивное отношение к регулированию трудовых отношений.
Ориентированный на самообразование и профессиональную
переподготовку в условиях смены технологического уклада и
сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в
сетевой среде личностно и профессионального конструктивного
«цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его
истории
и
культуры,
принятие
традиционных
ценностей
многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную
идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно
выражающий
чувство
при
частности к многонациональному народу России, к Российскому

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

Отечеству.
Проявляющий
ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов
России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям
народов,
проживающих
в
России,
к
соотечественникам за рубежом, поддерживающий их заинтересованность
в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их
права
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно
выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей,
образовательного и профессионального маршрута, выбранной
квалификации
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой
человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого
человека,
собственную
и
чужую
уникальность,
свободу
мировоззренческого
выбора,
самоопределения.
Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной
принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении
выражения прав и законных интересов других людей
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав
представителей
различных
этнокультурных,
социальных,
конфессиональных групп в российском обществе; национального
достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения
необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и
межнационального
согласия
людей,
граждан,
народов
в
России. Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства, включенный в общественные инициативы, направленные на
их сохранение
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и
пропагандирующийздоровый
образ
жизни
(здоровое
питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность),
демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных
привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя,
наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в
цифровой среде
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира,
проявляющий сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социальных, экономических и профессиональнопроизводственных процессов на окружающую среду. Выражающий
деятельное неприятие действий, приносящих вред природе,
распознающий опасности среды обитания, предупреждающий
рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы
сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения,
включенный в общественные инициативы, направленные на заботу о них.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно
проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его
влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо
относящийся
к
культуре
как
средству
коммуникации

ЛР 6

ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

ЛР 10

ЛР 11

и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к
нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на
собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном
творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных
ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий
ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли
народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий
ценностное отношение к технической и промышленной эстетике
Принимающий российские традиционные семейные ценности.
ЛР 12
Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи,
понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи,
рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и
их финансового содержания
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Принимающий и транслирующий ценность детства как особого периода
ЛР 13
жизни человека,проявляющий уважение к детям, защищающий
достоинство и интересы обучающихся, демонстрирующий готовность к
проектированию
безопасной
и
психологически
комфортной
образовательной среды, в том числе цифровой
Стремящийся находить и демонстрировать ценностный аспект учебного
ЛР 14
знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание
обучающимися
Признающий ценности непрерывного образования, необходимость
ЛР 15
постоянного совершенствования и саморазвития; управляющий
собственным профессиональным развитием, рефлексивно- оценивающий
собственный жизненный и профессиональный опыт
Демонстрирующий готовность к профессиональной коммуникации,
ЛР 16
толерантному
общению;
способность вести диалог с обучающимися, родителями (законными
представителями) обучающихся, другими педагогическими работниками
и специалистами, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения.
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре
ЛР 17
речи и культуре поведения, к красоте и гармонии, готовность
транслировать эстетические ценности своим воспитанникам
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями
Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: эффективно
ЛР 18
взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими
людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования,
ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый,
критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей
Личностные результаты
реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса
Сохраняющий традиции и поддерживающий имидж колледжа
ЛР 19
Использующий средства физической культуры для сохранения и
ЛР 20
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности

Умеющий эффективно взаимодействовать в коллективе и команде, брать
ответственность за результат выполнения заданий
Развивающий творческие способности, способный креативно мыслить

ЛР 21
ЛР 22

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план (приложение)
5.2. Календарный учебный график (приложение)
5.3. Рабочая программа воспитания
Цель и задачи воспитания, обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационнопедагогических условий для формирования личностных результатов обучающихся,
проявляющихся в развитии их позитивных чувств и отношений к российским
гражданским (базовым, общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в
Конституции Российской Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта
Российской Федерации, деловых качеств квалифицированных рабочих,
служащих/специалистов среднего звена, определенных отраслевыми требованиями
(корпоративной культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной
организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной
организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров,
необходимых для устойчивого развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
Рабочая программа воспитания. Рабочая программа воспитания представлена
в приложении.
5.4. Календарный план воспитательной работы. Календарный план
воспитательной работы представлен в приложении.
Раздел 6. Условия образовательной деятельности
6.1. Требования к материально-техническим условиям
6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в
том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и
промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы,

мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами
обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
- социально-экономических дисциплин
-иностранного языка;
- математики;
- нормативного правового обеспечения информационной безопасности;
- информатики;
- компьютерный класс;
- безопасности жизнедеятельности;
- методический.
Лаборатории:
- информационных технологий, сетей и систем передачи информации,
программирования и
баз данных;
- программных и программно-аппаратных средств защиты информации;
- технических средств защиты информации.
Спортивный комплекс
Спортивный зал
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет;
актовый зал.
6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий и баз практики по
специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности
Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей
проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным
планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным
правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень
материально- технического обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение лабораторий
Лаборатория «Электроники и схемотехники»: учебно-лабораторные стенды для
освоения типовых схемотехнических решений; контрольно-измерительная
аппаратура для измерения временных характеристик, амплитуды и формы
сигналов; генераторы сигналов с заданными параметрами.
Лаборатория «Информационных технологий, программирования и баз данных»:
рабочие места на базе вычислительной техники по одному рабочему месту на
обучающегося, подключенными к локальной вычислительной сети и сети

«Интернет»; программное обеспечение сетевого оборудования; обучающее
программное обеспечение.
Лаборатория «Сетей и систем передачи информации»: рабочие места на базе
вычислительной техники; стенды сетей передачи данных; структурированная
кабельная система; эмулятор (эмуляторы) активного сетевого оборудования;
программное обеспечение сетевого оборудования.
Лаборатория «Программных и программно-аппаратных средств защиты
информации» антивирусные программные комплексы; программно-аппаратные
средства защиты информации от НСД, блокировки доступа и нарушения
целостности; программные и программно-аппаратные средства обнаружения
вторжений; средства уничтожения остаточной информации в запоминающих
устройствах; программные средства выявления уязвимостей в АС и СВТ;
программные средства криптографической защиты информации; программные
средства защиты среды виртуализации.
Лаборатория «Технических средств защиты информации»: аппаратные средства
аутентификации пользователя; средства защиты информации от утечки по
акустическому
(виброаккустическому)
каналу
и
каналу
побочных
электромагнитных излучений и наводок; средства измерения параметров
физических полей (электромагнитных излучений и наводок, акустических
(виброакустических) колебаний и т.д.); стенды физической защиты объектов
информатизации, оснащенными средствами контроля доступа, системами
видеонаблюдения и охраны объектов.
6.1.2.2.
Оснащение
мастерских:
Лаборатория
технических
средств
информатизации, или лаборатория информационных технологий и/или мастерская
по наладке технологического оборудования по профилю выбираемой рабочей
профессии. Оборудование определяется образовательной организацией и должно
соответствовать профилю выбираемой рабочей профессии.
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной
программы.
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к
реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового
договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии
имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации
должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном
стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования

и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября
2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 06 Связь, информационные и коммуникационные
технологии, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных
компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей,
имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 06
Связь, информационные и коммуникационные технологии, в общем числе
педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна
быть не менее 25 процентов.
6.3. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации
образовательной программы осуществляется в соответствии с Методикой
определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации
образовательных программ среднего профессионального образования по
профессиям
(специальностям)
и
укрупненным
группам
профессий
(специальностей), утвержденной Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере
образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на
оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом
обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за
выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Раздел 7. Разработчики ООП
Организация -разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан «Кизлярский профессионально-педагогический колледж».
Разработчики:
- Е.Н. Шелкова, зам. директора по УР
-М.А.Омарова, зам.директора по ВР
- А.С.Османова, ст.методист
- Н.А. Бобылева, методист
- Э.И.Гаджимурадова, П(Ц)К социально-экономическим и профессиональным
дисциплинам по юридическим и экономическим специальностям;

-А.Н. Раджабова, председатель П(Ц)К профессиональных дисциплин по техническим
специальностям.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.