Методические указания по дипломной работе (проект) УГПС 54.00.00

I. Общие положения
1.1.Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) является одним из видов
государственной (итоговой) аттестации
(далее
ГИА) выпускников, завершающих
обучение по основной профессиональной образовательной программе уровня СПО.
1.2.Требования к содержанию, объему и структуре ВКР определяются Программой
государственной (итоговой) аттестации уровня среднего профессионального образования
на основании
Положения об организации и проведении государственной (итоговой)
аттестации.
1.3.Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких
профессиональных модулей быть актуальной и иметь научно-практическую направленность.
1.4.Темы ВКР
разрабатываются преподавателями
колледжа
совместно
со
специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в трудоустройстве
выпускников.
1.5.Студентам предоставляется право выбора темы ВКР с предложением своей
тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке ВКР каждому
студенту назначаются руководитель.
1.6.Перечень тем ВКР рассматривается на заседании ПЦК и утверждается п риказом
директора (ноябрь).
1.7.Выбор темы должен соответствовать следующим критериям:
актуальности, практической значимости, новизны, исполнительского уровня, ресурсного
обеспечения, основным видам профессиональной деятельности.
18.Содержание ВКР должно отражать основные виды профессиональной деятельности
по специальностям.

II. Порядок

выполнения выпускной квалификационной работы

2.1. По утвержденным темам назначенные приказом руководители ВКР
разрабатывают индивидуальные задания на выполнение ВКР для каждого студента. При
этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту
за две недели до
преддипломной практики.
2.2. Задание на выполнение ВКР должно включать тему, перечень подлежащих
разработке задач/вопросов (план
ВКР), перечень графического/ иллюстративного/
практического материала, требования к организации профессиональной деятельности по
выполнению ВКР.
2.3.Регламент выдачи и выполнения задания ВКР:
- разрабатываются руководителями выпускных квалификационных работ;
- рассматриваются на заседании ПЦК;
- согласовываются заместителем по УПР;
- утверждаются заместителем руководителя по учебной работе;
- практическое задание ВКР выдается студенту не позднее, чем за две недели до
начала производственной (преддипломной) практики;
- по итогам практики тема ВКР согласовывается с работодателем;
- выполнение ВКР сопровождается консультациями, в ходе которых разъясняются
назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления,
примерное распределение времени на выполнение отдельных частей ВКР.
3

2.3.1.Выполнение теоретической части ВКР осуществляется до выхода на
преддипломную практику.
2.3.2.Выполнение практической части осуществляется во время преддипломной
практики
2.3.3.Предоставление результатов практической части ВКР и предзащита
осуществляется в мае текущего года.
2.3.4.Предоставление работы руководителю, корректировка, подготовка к защите до 5 июня текущего года.
2.3.5.Рецензирование выпускных квалификационных работ. ВКР подлежат
обязательному рецензированию.Внешнее рецензирование ВКР проводится с целью
обеспечения объективности оценки труда выпускника. Выполненные квалификационные
работы рецензируются специалистами по тематике ВКР из сферы образования, научноисследовательских институтов. Рецензенты ВКР определяются не позднее, чем за месяц до
защиты.
Рецензия должна включать:
- заключение о соответствии ВКР заявленной теме и заданию на нее;
- оценку качества выполнения каждого раздела ВКР;
- оценку степени разработки поставленных вопросов и практической значимости работы;
- общую оценку качества выполнения ВКР.
2.3.6.Содержание рецензии доводится до сведения обучающегося не позднее, чем за день до
защиты работы. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.
2.3.7.Образовательная организация после ознакомления с отзывом руководителя и
рецензией решает вопрос о допуске обучающегося к защите и передает ВКР в ГЭК.
2.3.8.Подготовка отзывов и рецензий
осуществляется
до 10 июня текущего года.
Заведующие отделениями ВКР по специальностям и профессиям представляют в учебную
часть.

III. Оценка компетенций выпускников при выполнении и защите
выпускных квалификационных работ
3.1.Оценка выполнения проводится государственной аттестационной комиссией с
учетом
оценок
общих
и
профессиональных
компетенций
выпускников
продемонстрированных при выполнении и защите выпускных квалификационных работ.
3.2.Оценка компетенций выпускников по результатам выполнения и защиты ВКР
проводится по критериям оценки результата выполнения и защиты ВКР.
3.3. На этапе государственной (итоговой) аттестации государственная
аттестационная комиссия оценивает обучающихся по результатам выполнения и защиты
ВКР. При этом учитываются оценки рецензента и руководителя.
3.4.По завершению ВКР
руководитель
каждому этапу оценивает работу.

оформляет отзывна работу, в котором по

3.5.ВКР подлежат обязательному рецензированию. Рецензентами могут быть учителя
школ, представители работодателей. Рецензент оценивает уровень сформированности
профессиональных компетенций по основным видам деятельности, заявленным по ОПОП
специальности. Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за 6 дней
до защиты ВКР. Внесение изменений в ВКР после получения рецензии не допускается.
4

3.6. По завершении студентом ВКР руководитель с отзывом и рецензией представляет
ее заведующему отделением, далее ВКР по специальностям сдаются в учебную часть.
3.7. Заместитель директора по учебной работе принимает решение о допуске студента
к защите ВКР, о чем производится соответствующая запись на титульной стороне ВКР и
передает ее в ГАК.
3.8. Процедура проведения защиты ВКР.
 Проводится на открытом заседании ГЭК. На доклад студента , текст которого готовят
заранее, чаще всего в письменном виде, и, как правило, согласовывают с руководителем,
выпускнику отводится 10-1 минут. При этом им могут использоваться заранее
подготовленные схемы, графики, диаграммы и другой иллюстративный материал.
 После доклада студента члены ГЭК имеют право задавать выпускнику вопросы,
касающиеся темы исследования. Ответы на вопросы должны быть краткими, чёткими и
по существу. После этого слово предоставляют официальному рецензенту или, в случае
отсутствия последнего, зачитывают его отзыв. Выпускник имеет право в
заключительном слове ответить на замечания официального рецензента, разъяснить
свою точку зрения, дать объяснения по поводу отмеченных недостатков или замечаний
выступающих.
 На защиту отводится до 45 минут и, как правило, включает доклад студента (10-15
мин.), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов ГЭК, ответы выпускника.
 Подготовка защитного текста и примерная схема доклада на защите выпускной
квалификационной работы (Приложение 1).
3.9. Качество ВКР оценивается по 4 балльной системе («отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
При выставлении итоговой оценки по защите ВКР принимаются во внимание следующие
показатели:
 Актуальность темы. Связь с современными тенденциями развития образования;
 Полнота раскрытия темы, охвата проблем и направлений их решения;
 Владение профессиональной терминологией;
 Реалистичность и эффективность предлагаемых решений проблем;
 Рациональность выбранных средств решения проблемы;
 Практическая ценность работы;
 Соответствие времени выступления установленному регламенту;
 Отзыв руководителя;
 Отзыв рецензента.
3.10.Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной
причине, предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию без
отчисления из колледжа. Дополнительные заседания государственных экзаменационных
комиссий организуются в установленные сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи
заявления лицом, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной
причине.
3.11.Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или
получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты,
проходят государственную итоговую аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после
прохождения государственной итоговой аттестации впервые. Для прохождения
государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее государственную итоговую
5

аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой
аттестации неудовлетворительную оценку, восстанавливается в колледж на период времени,
установленный организацией самостоятельно, но не менее предусмотренного календарным
учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации соответствующей
образовательной программы среднего профессионального образования. Повторное
прохождение государственной итоговой аттестации для одного лица назначается
образовательной организацией не более двух раз.
3.12.Протоколы ГЭК:
- отражают итоговую оценку ВКР, присуждение квалификации;
- подписываются председателем ГЭК, заместителем председателя ГЭК, секретарем ГЭК и
членами ГЭК.
3.13.Выполненные студентами ВКР хранятся после защиты в Колледже не менее 5 лет. По
истечении указанного срока вопрос о дальнейшем хранении решается комиссией, организуемой
приказом по Колледжу, которая представляет предложения о списании ВКР, которое
оформляется актом.
3.14.ВКР,
выполненные
на высоком учебно-методическом уровне, могут быть
использованы в качестве учебных пособий в кабинетах Колледжа.
3.15.Объем ВКР минимальный
должен составлять от 35 страниц печатного текста,
максимальный - 40 страниц печатного текста.

IV. Структура выпускной квалификационной работы
4.1.По направленности ВКР имеют исследовательский характер, включают этапы
исследовательской работы.
4.2.Выпускная квалификационная работа исследовательского характера имеет
следующую структуру:
Титульный лист (объем - 1 лист). На титульном листе указывается наименование
образовательного учреждения, специальность, тема выпускной квалификационной работы,
фамилия, имя и отчество руководителя, фамилия, имя, отчество студента, подпись председателя
предметно-цикловой комиссии, место написания и год защиты.
Оглавление (объем- 1 лист). В нем последовательно излагаются названия глав, пунктов
плана выпускной квалификационной работы. При этом их формулировки должны точно
соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно
отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается
каждая глава, пункт.
Содержание выпускной квалификационной работы включает в себя:
- введение, в котором раскрываются актуальность и значение темы, понятийный аппарат
исследования;
- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в
теории и практике, обоснование проблемы;
- выводы по теоретической части исследования;
-практическая часть, в которой представлены этапы исследовательской работы:
- организационная часть исследования включающая
1. констатирующий этап;
2. формирующий этап;
3. контрольный этап.
6

- выводы по практической части исследования.
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможности
практического применения полученных результатов;
- список использованной литературы;
- приложение.
Как правило, выпускная квалификационная работа состоит из двух глав.
В теоретической главе должно быть 2–3 пункта. Большое число пунктов не
рекомендуется. При составлении плана следует определить содержание отдельных глав и дать
им соответствующие названия.
Далее необходимо продумать содержание каждой главы и наметить в виде пунктов
последовательность тех вопросов, которые будут в них рассмотрены.
Введение (объем - 2 листа) – это вступительная часть работы. Главное его назначение
состоит в том, чтобы дать краткое обоснование исследуемой проблемы, целей, задач, методов и
направлений разработки избранной темы. Поэтому, во введении содержится обоснование
актуальности темы работы (показать степень разработанности выделенной проблемы в теории и
практике, указать на недостаточно изученные аспекты. Почему данную проблему нужно в
настоящее время изучать и разрешать? Во введении также отражается краткая информация о
замысле работы. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами.
Оно должно занимать не более 2 страниц машинописного текста. Типовая структура
«Введения» дана в приложении 2.
Во введении указывается:
- объект работы (что рассматривается?),
объект – это процесс или явление,
порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
- предмет работы (как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства,
аспекты, функции раскрывает данная работа),
- цель работы (какой результат исследователь намерен получить, каким он его
видит?), цель показывает направление раскрытия темы работы.
- задачи (что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?), задачи – это способы
достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи,
которые необходимо решить для достижения главной цели исследования.
- гипотеза исследования (представляет собой предполагаемый результат, который студент
планирует достигнуть в результате написания дипломной работы). Гипотеза - это
предположение о возможности достижения цели.
- методы исследования - это способы сбора и обработки информации. Выбор методов
определяется объектом и целями научного исследования.
Первая глава выпускной квалификационной работы (объем - 11 - 13 листов) теоретическая. Освещает
объект и предмет исследования
по реализуемым видам
профессиональной деятельности выпускника. В ней раскрывается суть и природа того явления,
изучению которого посвящена выпускная квалификационная работа, приводится краткий обзор
литературы по избранной теме работы, критически рассматриваются точки зрения различных
авторов в их исторической последовательности, обосновывается позиция автора по
дискуссионным вопросам темы. По объему первая глава должна находиться в пределах 40%
всей работы.
Выводы по теоретической части исследования(объем - 1 лист)
Каждая глава начинается с новой страницы.
7

Вторая глава выпускной квалификационной работы(объем - 14 - 16 листов) практическая. Раскрывает цель, этапы и методы исследования, практическую деятельность
выпускника по видам профессиональной деятельности с учетом ФГОС по специальности.
Практическая часть работы ВКР имеет следующие этапы:
- организационная часть исследования,
- констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
В организационной части исследования указываются цель, задачи практической работы,
план (график)
проведения, обоснование выбранных методов, характеристика методов
практической работы.
Констатирующий этап эксперимента проводится в начале исследования и имеет своей
задачей выяснение состояния дел в школьной или дошкольной практике по той или иной
изучаемой проблеме. При его организации могут быть использованы разнообразные методы
исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, анализ работ детей, уроков и др.).
Цель этапа – количественная и качественная обработка и анализ результатов,
характеристика (описание) обозначенной проблемы; констатация состояния исследуемой
проблемы и фиксирование в виде сводной таблицы.
Формирующий эксперимент является следующим этапом работы. В процессе его
студенты организуют проверку выдвинутой гипотезы, осуществляют спланированное
экспериментальное воздействие на экспериментальную группу путем реализации новых форм,
методов, приемов, заданий и др., изучают их влияние на повышение эффективности воспитания
и обучения, представляют описание опыта работы, реализованной в ходе профессиональной
практики по данной проблеме.
Цель этапа – представить реализованные в профессиональной деятельности результаты
в виде конкретных продуктов деятельности (планы, конспекты, мероприятия, действия, опыт,
рекомендации и др.).
На контрольном этапе эксперимента еще раз проверяется состояние изучаемого объекта,
достигнутое после проведенного формирующего эксперимента, сравниваются наличные
состояния учащихся, воспитанников с исходными результатами. Эти данные позволяют сделать
вывод о результативности проведенной работы.
Цель этапа – количественное и качественное подтверждение результатов опытноэкспериментального исследования, гипотезы.
После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать и
проанализировать проведение уроков, занятий, упражнений, провести статистическую
обработку данных и т.д., отразить ошибки, неудачи в ходе исследования и сделать выводы.По
объему первая глава должна находиться в пределах 60% всей работы.
Выводы по практической части исследования(объем - 1 лист).
Заключение(объем - 2 листа)должно содержать в сжатом виде выводы и предложения по
результатам работы. Заключение пишется в соответствии с поставленными задачами, насколько
они решены, что положительного показало проведённое исследование, подтвердилась ли
гипотеза. В заключении могут быть отмечены перспективы проведения дальнейших
исследований. Главная задача заключения - подведение итогов всей выпускной
квалификационной работы, поэтому здесь, как правило, не приводятся ни новые фактические
данные, ни новые теоретические положения, о которых не было речи в основной части работы,
а лишь общие выводы и рекомендации.

8

Объем заключения не должен превышать 2 страниц печатного текста. Важнейшее
требование к заключению – его краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять
содержания введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на
следующие вопросы:
- С какой целью обучающимся выполнена данная работа?
- Что сделано?
- К каким выводам пришел автор?
Список использованной литературы (объем - 2 листа). Отражает список литературы,
проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет.
Выпускная квалификационная работа должна иметь не менее 25 источников, из них 75% последних 5 лет издания.
Приложение - это материалы, которые дополняют ВКР. Их помещают в порядке их
упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем
углу пишется слово «Приложение» и номер, обозначены арабской цифрой (без знака
№).Приложение оформляется отдельно шрифтом 12, интервалом 1.
В ВКР не рекомендуется употреблять выражения-штампы, вести изложение от первого
лица: «я считаю», «мне кажется», «по-моему, мнению». Вместо этого автор может пользоваться
местоимением «мы», а также формой изложения от третьего лица: «по нашему мнению»,
«автор полагает…», «нами проведен анализ…» или неопределенно-личной формой: «следует
отметить..», «в данном исследовании является важным…».

V. Требования к оформлению ВКР
5.1. Для оформления документации по ВКР утверждаются следующие формы, согласно
приложениям:
 Задание на ВКР согласно приложению 3.
 Титульный лист ВКР оформляется согласно приложению 4.
 Оглавление оформляется согласно приложению 5.
 Отзыв выполняется по форме согласно приложению 6.
 Рецензия выполняются по форме согласно приложению 7.
 Библиография оформляется согласно приложению 8.
5.2. ВКР выполняются на компьютере в одном экземпляре, и оформляется только на лицевой
стороне белой бумаги следующим образом:
- размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм)
- поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.
- ориентация: книжная
- шрифт: TimesNewRoman.
- кегель: - 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в таблицах
- междустрочный интервал: полуторный в основном тексте.
- расстановка переносов – автоматическая
- форматирование основного текста– в параметре «по ширине»
- цвет шрифта – черный
- красная строка – 1,5 см
5.3. При нумерации страниц ВКР выполняются следующие требования:
- Нумерация страниц производится,
начиная с 3-й страницы - введения. На титульном
листе и листе с оглавлением страницы не выставляются.
9

-

Номер страницы располагается в нижнем правом углу.
Нумерация страниц производится последовательно, включая введение, I и II главы,
заключение, список использованной литературы.
Страницы приложения не нумеруются.
Приложения к выпускной квалификационной работе оформляются отдельно.
5.4. При оформлении ВКР заголовки должны соответствовать следующим требованиям:
Пункты плана (заголовки) выделяются жирным шрифтом.
Заголовки выравниваются по центру.
Точка в конце заголовка не ставится.
Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный
интервал.
Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно
полным.
Каждую главу необходимо начинать с новой страницы, а пункты располагаются друг за
другом по тексту;
Выводы необходимо начинать с новой страницы.

ГЛАВА 1. БОЛЬШИМ ПРОПИСНЫМ ШРИФТОМ
(1 пробел)
1.1. Название пункта
(2 пробела)
5.5.Оглавление – это отображение структуры работы в виде списка, включающего:
введение, названия глав, пунктов каждой главы, выводы по теоретической и практической
части, заключение, список использованной литературы, приложения.
5.6.Завершенная печатная работа сшивается. Оформление списка используемой литературы
осуществляется строго в алфавитном порядке.
5.7.Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок. Для нумерации
которых используются арабские цифры. В основном тексте цитаты берутся в «…», ссылки на
источник указываются по образцу [2, с.45], что означает: 2 – номер источника в
библиографическом списке, 45 – страница цитируемого текста.

VI. Требования к оформлению таблиц, схем, рисунков,
графиков







диаграмм и

6.1. При выполнении таблиц соблюдаются следующие требования:
Название таблицы помещают над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее
номером через тире.
В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.
При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы,
нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.
При заимствовании таблиц из какого-либо источника, после нее оформляется сноска на
источник в соответствии с требованиями к оформлению сносок.
Таблицы, схемы и рисунки, занимающие страницу и более, помещают в приложение, а
небольшие – на страницах работы.
Область диаграммы выводится с белым фоном (см. образец).
10



Схема, рисунок и диаграммы подписываются снизу по центру

Образцы
Пример оформления таблицы
Уровень развития навыков
пейзажного рисования

Таблица - 1.
Результаты контрольного
эксперимента (%)

Результаты
констатирующего
эксперимента (%)
50%
50%
-

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

60%
40%
Таблица - 2.

№ уровня
0 - очень
низкий
1 - низкий
2 - очень
низкий
3 – высокий
4 - очень
высокий

Уровень состояния творческого воображения
воссозданные образы не соответствуют образам произведения
изображены отдельные предметы или персонажи без взаимосвязи
воссоздан отдельный эпизод
воссоздана неполная композиция (пропущены звенья)
воссоздана полная композиция сюжета, есть элементы творчества

Способности
Количественная
продуктивность
деятельности
Гибкость
использования идей
Оригинальность
воображения

Первый
уровень

Второй
уровень

Третий
уровень

Четвертый
уровень

Таблица - 4
Пятый Шестой
уровень уровень

20,00

15,00

50,00

15,00

0

0

15,00

25,00

35,00

25,00

0

0

25,00

40,00

30,00

5,00

0

0

Общие результаты диагностики
Пример оформления диаграммы
80%

Высокий
уровень

60%

Средний
уровень

40%
20%

Низкий уровень

0%
1.

2.

3.

4.

5.

6.

Диаграмма №-1

11

6,6%
33,3 %

60%

Диаграмма 2. Уровень эстетическоговоспитанности у детей после исследования
35
30
25
20
15
10
5
0

спорт
рисование
танцы

Диаграмма 3. Результаты ранжирование предметов

Рис.7 Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента в
контрольной и экспериментальной группах.

VIII. Рекомендации к подготовке и оформлению презентаций
9.1. Важным этапом подготовки к защите
ВКР
является подготовка презентации.
Презентация - системный итог исследовательской работы студента по теме, в нее вынесены
все основные результаты исследовательской деятельности.
9.2. Выполнение презентаций для защиты ВКР позволяет логически выстроить материал,
систематизировать его, представить к защите, приобрести
опыт выступления перед
аудиторией, формирует коммуникативные компетенции студентов.
9.3. Для оптимального отбора содержания материала работы в презентации необходимо
выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются в презентации в виде
схем, диаграмм, таблиц, с указанием авторов. На каждом слайде определяется заголовок по
содержанию материала. Соотношения в презентации теоретической и практической частей
исследования 1-3 времени представления материала.
9.4. Оптимальное количество слайдов, предлагаемое к защите работы – 25.
Объем
материала, представленного в одном слайде должен отражать в основном заголовок слайда.
12

9.5. Для оформления слайдов презентации рекомендуется использовать простые шаблоны
без анимации, соблюдать единый стиль оформления всех слайдов. Не рекомендуется на
одном слайде использовать более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для
текста. Смена слайдов устанавливается по щелчку без времени.
9.6. Шрифт, выбираемый для презентации должен обеспечивать читаемость на экране и
быть в пределах размеров - 18-72 пт, что обеспечивает презентабельность представленной
информации. Шрифт на слайдах презентации должен соответствовать выбранному шаблону
оформления. Не следует использовать разные шрифты в одной презентации.При копировании
текста из программы Word на слайд он должен быть вставлен в текстовые рамки на слайде.
9.7. Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы и
отражает последовательность ее этапов. Независимо от алгоритма выстраивания презентации,
следующие слайды являются обязательными.
- В содержание первого слайда выносится
полное наименование образовательного
учреждения, согласно уставу, тема выпускной квалификационной работы
(курсовой
работы), фамилия, имя, отчество студента, фамилия, имя, отчество руководителя.
Образец:
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа по теме:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
студентки:_________________________________________________________
по специальности:__________________________________________________
руководитель:______________________________________________________
Слайды с заголовком - Понятийный аппарат исследования
-

Слайд – Объект исследования и предмет исследования
Слайд - Цель исследования и задачи исследования

Слайды с теоретическими положениями, выносимыми на защиту.
Слайды, иллюстрирующие
этапы и результаты (количественные и качественные)
исследовательской работы.
- Последний слайд – Спасибо за внимание.
9.8. В презентации материал
целесообразнее представлять в виде таблиц, моделей,
программ.
9.9.В приложении должны быть представлены
фотографии, графики, диаграммы,
таблицы, рекомендации, характеристики, конспекты, портфолио.
9.10.На слайде с результатами исследования рекомендуется представлять обобщенные
результаты исследования.
-

13

9.11.На слайде по результатам оценочного этапа опытно-экспериментальной части работы
следует представить динамику результатов исследования по обозначенной проблеме.
Важным этапом подготовки к защите ВКР является подготовка презентации. Презентация
- системный итог исследовательской работы студента по теме, в нее вынесены все основные
результаты исследовательской деятельности. Выполнение презентаций для защиты ВКР
позволяет логически выстроить материал, систематизировать его, представить к защите,
приобрести
опыт выступления перед аудиторией, формирует коммуникативные
компетенции студентов.
Для оптимального отбора содержания материала работы в презентации необходимо
выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые раскрываются в презентации в виде
схем, диаграмм, таблиц, с указанием авторов. На каждом слайде определяется заголовок по
содержанию материала. Соотношения в презентации теоретической и практической частей
исследования 1-3 времени представления материала.
8.4. Оптимальное количество слайдов, предлагаемое к защите работы – 25.
Объем
материала, представленного в одном слайде должен отражать в основном заголовок слайда.
8.5. Для оформления слайдов презентации рекомендуется использовать простые шаблоны
без анимации, соблюдать единый стиль оформления всех слайдов. Не рекомендуется на
одном слайде использовать более 3 цветов: один для фона, один для заголовков, один для
текста. Смена слайдов устанавливается по щелчку без времени.
8.6. Шрифт, выбираемый для презентации должен обеспечивать читаемость на экране и
быть в пределах размеров - 18-72 пт, что обеспечивает презентабельность представленной
информации. Шрифт на слайдах презентации должен соответствовать выбранному шаблону
оформления. Не следует использовать разные шрифты в одной презентации. При копировании
текста из программы Word на слайд он должен быть вставлен в текстовые рамки на слайде.
8.7. Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической структуре работы и
отражает последовательность ее этапов. Независимо от алгоритма выстраивания презентации,
следующие слайды являются обязательными.
- В содержание первого слайда выносится
полное наименование образовательного
учреждения, согласно уставу, тема выпускной квалификационной работы, фамилия, имя,
отчество студента, фамилия, имя, отчество руководителя.

Образец:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа по теме:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Студентки:_________________________________________________________
Специальности:__________________________________________________
Руководитель:______________________________________________________
Примерная схема презентации ВКР
Слайд 1 — название работы, ФИО выпускника и руководителя
Слайд 2 — Цельи задачи работы.
Слайд 3 — Объект и предмет исследования.
14

Слайд 4 – Методология исследования.
Слайд 5 — Определение(я) основных понятий, изучаемых в работе.
Слайды с результатами практического исследования
Слайды с общими выводами исследования
Слайды с рекомендациями
Последний слайд – Спасибо за внимание!
В среднем количество слайдов в презентации выпускной квалификационной работы –
12-15. То есть презентация к защите диплома – это своего рода сокращённый тезисный доклад
по докладу к защите диплома. Это ваша разрешённая шпаргалка и план выступления. Мы не
ставим строгих ограничений по количеству слайдов, но советуем не включать в презентацию
слишком много. Времени у вас в обрез: за 5-7 минут вы не успеете рассказать все 25 слайдов.

15

Приложение 1
Подготовка доклада студента
Самое сложное в написании текста защитного слова – выбрать из 35-40 страниц ВКР
действительно важную информацию, которая бы полностью отражала проделанную работу.
Рекомендуемый объём текста защитного слова – 4 страниц, шрифт Times New Roman, 14
размер, одинарный пробел.
Доклад начинается стандартным обращением:
«Уважаемый председатель государственной экзаменационной комиссии, уважаемые члены
комиссии и все присутствующие! Тема выпускной квалификационной работы…». Но прежде
чем произнести эту фразу, убедитесь, присутствует ли председатель комиссии. Далее идёт
название ВКР.
Какую информацию из работы стоит включать в защитное слово?
- актуальность или научный интерес темы исследования;
- объект и предмет исследования в дипломной работе;
- цель работы;
- задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть поставленной цели;
- общая структура дипломной работы, обусловленная указанными задачами (сколько и какие
главы);
- методологическая база исследования (какие методы применялись в работе);
- практический материал (указать точное количество исследуемых единиц, источник(и),
критерии отбора, способ отбора практического материала, причины выбора данного материала).
Как правило, эта информация может быть взята из введения работы. Эта информация
является главной, поэтому все эти пункты должны быть максимально чётко сформулированы.
Далее можно коротко описать структуру всей работы, попутно представляя результаты
теоретического исследования:
-что было сделано в первой главе дипломной работы. Здесь можно (но не всегда обязательно)
привести название главы;
-выводы, сделанные по первой главе;
-что было сделано во второй главе и соответствующие выводы. И так по всем главам.
Далее идёт информация о ходе проведения практического исследования и результатах,
полученных в итоге. Обращаем ваше внимание, что членам государственной комиссии, да и
всем присутствующим гораздо интереснее услышать именно эту часть доклада. Поэтому она
должна быть наиболее объёмной, информационно насыщенной и интересной. Описывая ход
практического исследования, можно отразить следующие моменты:
-цель проведения практического исследования;
-этапы практического исследования;
-результаты практического исследования на каждом этапе;
-примеры;
-выводы по результатам проведённого практического исследования.
И в завершение необходимо отразить следующее:
-общий вывод по всей дипломной работе;
-очень коротко, что конкретно было предложено выпускником и что это даёт;
-заключение о достижении указанной цели диплома;
16

-несколько слов о перспективах и своё мнение по теме (убедите комиссию, что предложенная
тема не заканчивается дипломом, есть перспектива развития).
И в конце, чтобы было понятно членам комиссии, что ваша речь закончена, должны
сказать: «Доклад окончен. Спасибо за внимание» (примерный шаблон ниже).
В ходе написания текста защитного слова необходимо учитывать ряд существенных
моментов.
Лучше не писать то, чего не можешь объяснить. Поэтому каждое слово в тексте
защитного слова должно быть критически проверено. Если не запоминается какое-то особо
сложное определение лучше выписать его на отдельный лист и выделить жирным шрифтом,
чтобы в нужный момент было легко его обнаружить.
Вводите только те обозначения и понятия, без которых понимание основных идей
доклада невозможно. Любое обозначение должно быть объяснено до его первого
использования.
В тексте защитного слова не должно быть «лишних» фраз и слов. Каждое написанное
слово должно подчиняться логике доклада. Каждая фраза должна логично вытекать из
предыдущей и подводить к последующей.
В самом начале постарайтесь заинтриговать членов комиссии. Укажите на
оригинальность выбранной темы, практического материала исследования, на внушительный
объём выборки и т. д. Такой ход позволить удерживать интерес аудитории до конца
выступления.
Как правильно прочесть защитное слово.
Первый вопрос, который часто задают студенты - читать или не читать? Конечно же,
идеальное выступление – это выступление «без бумажки». Если у вас уже есть за плечами
богатый опыт публичных выступлений, тогда можете выучить доклад и произнести его
свободно без шпаргалки. Всем остальным ответ – конечно же, читать.
За несколько дней до выступления советуем вам прочитать дома доклад вслух перед
зеркалом с секундомером. Скорее всего, с первого раза вам не удастся уложиться в отведённые
5-7 минут. Нужно тренироваться! Попросите своих родственников, друзей или знакомых
послушать ваше чтение. Это поможет вам справиться с волнением и, заодно, точно рассчитать
время выступления, скоординировать его с презентацией. Обязательно уложитесь в отведённое
время. Не превышайте его! В противном случае вас прервут, и общее впечатление от защиты
будет испорчено. Учтите, что в домашних условиях доклад читается быстрее, чем в день
защиты перед аудиторией, поэтому оставляйте себе про запас 1 – 2 минуты.
Текст доклада и текст на слайдах должен быть коррелирован, но не одинаков. Каждой
фразе на слайде должно соответствовать некоторое количество связанных предложений. Эти
предложения нужно тщательно продумать и включить в текст защитного слова.
Скорость доклада должна быть средней, не слишком медленной. Ваш голос и интонация
должны заинтересовать аудиторию, а не усыпить. Не забывайте делать паузы, обращаться к
аудитории, когда необходимо. Громкость должна быть тоже умеренной. Не заставляйте членов
комиссии прислушиваться к вам, но и кричать, тоже не следует.
Примерная схема доклада на защите выпускной квалификационной работы
Уважаемый председатель и члены экзаменационной комиссии!
17

Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему
___________________________________________________________________
Разрешите рассказать (доложить, объяснить..) основные результаты дипломного исследования.
(Далее необходимо сказать несколько слов об актуальности темы выпускной
квалификационной работы, о ее важности и значимости. Эта часть берется из введения
выпускной квалификационной работы).
Актуальность и значимость проблем ________________ предопределили выбор темы
дипломного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы явилось изучение, анализ и обобщение проблем
(вопросов) _____________________________
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1………
2……..
3……..
Предметом дипломного исследования явились вопросы __________________.
Объектом исследования избраны _____________________________________ .
При написании выпускной квалификационной работы использованы труды российских и
зарубежных ученых, нормативные документы. Всего _______ наименований литературных
источников. Работа состоит из введения, ____ глав, заключения, списка литературы и
приложений.
По результатам проведенного дипломного исследования сделаны следующие выводы:
(Выводы берутся из заключения выпускной квалификационной работы. Первый вывод для
любой выпускной квалификационной работы должен еще раз подтвердить актуальность и
важность ее проблематики. Остальные выводы формулируются на основе содержания
конкретной работы и могут не соответствовать предлагаемой схеме. Количество выводов
должно быть не менее трех-четырех. Их оптимальное количество – пять-шесть выводов).
Во-первых. Работа, проведенная в рамках дипломного исследования, подтвердила
актуальность его темы. На сегодняшний день решение проблем особенно важно __________ для
___________________.
Во-вторых. В российской и зарубежной научной литературе предлагаются различные подходы
к решению вопросов _____________ (или: среди изученных точек зрения российских и
зарубежных авторов по проблеме _____________________ нет единства мнений относительно
______________________________________________ ).
В-третьих. Наиболее распространенной точкой зрения на решение проблемы______________
является _______________________. (Здесь надо кратко раскрыть основное содержание
используемых подходов к решению проблемы. Дать им свою оценку, т.е. отметить их
положительные и отрицательные стороны, возможность и проблемы практического
использования и вероятный эффект от их применения).
В-четвертых. В рамках дипломного исследования нами самостоятельно на основе
_____________________ данных проведен анализ ________________. По результатам анализа
сформулированы выводы относительно ___________________. В целом проведенный анализ
позволил выявить__________, что служит подтверждением возможности и целесообразности
практической реализации предлагаемых в научной литературе методов анализа.
В-пятых. Нами предложено __________________________.
Спасибо за внимание!
18

Приложение 2






Типовая структура «Введения»
1. Предлагаемое исследование посвящено вопросу (проблеме) ...
2. Выбор темы обусловлен тем, что, во-первых, ..., во-вторых, ...., в-третьих, ...;
3. Об актуальности темы свидетельствует...;
Актуальность темы определяется...;
Актуальность темы обусловлена...;
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что... .
4. Целью (нашей) работы является: (определение..., исследование, выявление...,
систематизация..., классификация..., разработка..., совершенствование... и т.д.).
5. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
6. Объект исследования …
7. Предмет исследования ...
8.Гипотеза исследования…
9. Методы исследования…
10. Практическая значимость работы заключается в …
11. Научная новизна работы определяется (состоит в том) тем, что:
впервые предлагается ... ,
научно обосновывается ... ,
устанавливается ... ,
подтверждается ...

19

Приложение 3
Утверждаю: зам. директора по УР
Шелкова Е.Н.____________________
«_____»___________________201__ г.

Задание
на выпускную квалификационную работ
Студента (ки) ___________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
_______________________________________________________________________________
Тема работы
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Утверждена приказом от «______»_____________20___г. №________
1. Теоретическая часть (1глава)____________________________________________________
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2. Практическая часть (2 глава)____________________________________________
______________________________________________________________________
3. Дата выдачи задания «______» ______________201__ г.
4. Срок представления законченной работы «_____»_________201___ г.
Руководитель работы
______________________________________________________________________
(подпись Ф.И.О.)
Задание получил(а)
______________________________________________________________________
(подпись, Ф.И.О. студента)
«_____»_____________201___ г.

20

Приложение 4

Титульный лист выпускной квалификационной работы
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
По теме _________________________________________________________
________________________________________________________________
Выполнена студенткой( ом) _____________________________________
Основная профессиональная образовательная программа по специальности
54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение»
Форма обучения очная
Руководитель ________________

Кизляр, 20___

21

Приложение 5

Оглавление
Введение
Глава I . Теоретическая часть исследования по теме: «»

стр.
3

1.1.
1.2.
1.3.
Выводы по теоретической части исследования
Глава II. Практическая часть исследования по теме: «»
2.1. Организационная часть исследования
2.2. Констатирующий этап
2.3. Формирующий этап
2.4. Контрольный этап
Выводы по практической части исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

,

22

Приложение 6

Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»

ОТЗЫВ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)

Студента(ки)_________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Группа ___________
Специальность_______________________________________________________
Форма обучения__________________
Тема______________________________________________________________________________
______________________________________________________
____________________________________________________________________
1. Обоснование выбора темы студентом и ее актуальность. Актуальность проблемы
исследования. ___________________________________________
________________________________________________________________
2. Выпускная квалификационная работа выполнена в соответствии с утвержденной
темой_______________________________________________
_________________________________________________________________
3. Анализ выполнения календарного графика студентом, творческого вклада, инициативы,
личных качеств студента. Степень выполнения заданий на выпускную квалификационную
работу, цели и задачи исследования. Уровень самостоятельности автора при выполнении
ВКР, умение работать с источниками, способность структурировать и систематизировать
информацию.
Проводить
анализ,
делать
выводы__________________________________________________________
________________________________________________________________
4.Научная и практическая значимость исследования, наличие инновационных подходов
(приемов,
методов,
способов)
к
планированию
и
осуществлению
исследования_____________________________________________________________________
______________________________________________________
5.Оценка теоретической и практической подготовки студента, проявленной во время
выполнения ВКР, уровня сформированности общих и профессиональных компетенций
студента (ки), соответствия требованиям Федерального государственного образовательного
стандарта
среднего
профессионального
образования
по
специальности
_______________________
23

___________________________________________________________________
6. Оформление выпускной квалификационной работы
______________________________________________________________________________
____________________________________________________
7. Недостатки и замечания
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Выпускная
квалификационная
работа рекомендована к защите
с предполагаемой
оценкой_____________________________________________
Руководитель
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________
Подпись ______________________
«____»__________________20__г.

24

Приложение 7
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»

РЕЦЕНЗИЯ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
(тема выпускной квалификационной работы)
Студента (ки) ____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Группа __________
Специальность ______________________________________________________
Форма обучения________________
1. Соответствие содержания ВКР заявленной теме, оглавлению, общая характеристика темы,
подтверждение (не подтверждение) актуальности темы ВКР
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Практическая ценность исследуемой проблемы
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________
3.Полнота анализа теоретических вопросов по теме, заявленных в плане ВКР и глубина анализа
практических исследований. Способность студента (ки) к проведению исследований и умение
анализировать, обобщать и представлять данные в виде таблиц, схем, диаграмм, делать выводы
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4.Умение студента использовать в работе современные достижения науки и практики. Научная
и практическая значимость ВКР, возможность использования её результатов в практическом
образовании, общий вывод и оценка работы в целом
5. Оценка качества оформления ВКР. Недостатки и замечания
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Заключение:
25

5.1. Оценка за выпускную квалификационную работу
__________________________________________________________________________________
(тема ВКР)
студента (ки)
____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
(__________________________________________________)
(цифрой)
(прописью)
Рекомендуется (не рекомендуется) к защите____________________________
Рецензент
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________
Подпись _________________________
«_____» _______________________20__г.

26

Приложение 8
Примеры описания библиографического аппарата литературы и источников:
( инструкции по оформлению ВКР в Колледже разработана в соответствии с
требованиями стандартов: ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ Р 7.05.2008, ГОСТ
7.0.12-2011)
Алгоритм библиографического описания:
Если источник имеет одного автора, то пишется его фамилия (после фамилии ставится
запятая), а затем инициалы. После заглавия ставится косая черта (/) и пишется И.О.Ф. автора в
именительном падеже.
Например:
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция – М.: Издательство ВЛАДОС 2017г.
Сокольникова Н.М.Методика
преподавания изобразительного искусства. – М.,
Издательский центр "Академия" 2017г.
Ростовцев Н.Н. Академический рисунок – М.: Альянс 2018 г.
Паранюшкин Р.В. Композиция Теория и практика изобразительного искусства – СПб
Издательство Лань 2018 г.
Чекмарев А.А. Черчение – М.: ЮРАЙТ 2018 г.
Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология / В. В. Семенов.
– Пущино: ПНЦ РАН, 2000. – 64 с.
Если авторов два или три, то указывают Ф.И.О. одного автора. После заглавия ставится косая
черта ( / ), и перечисляются И.О.Ф. всех авторов в именительном падеже.
Например:
Карасева М.В. Финансовое право:практикум / М.В. Карасева, В.В. Гриценко
М.И.:Юристъ, 2000. – 152 с.
Алешкина Э.Н. История государства и права России : метод. рекомедации к курсу / Э.Н.
Алешкина, Ю.А. Иванов, В.Н. Чернышев. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001. –
384 с.
Если название источника содержит дополнительные сведения: (пособие, учебник, сборник
трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем
дополнительные сведения со строчной буквы
Например:
Агафонова Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова Т. В.
Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. ред. А. Г. Калпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
Юристъ, 2002. – 542 с.
Если авторов более трех, то пишется заглавие книги, за косой чертой пишется И.О.Ф. одного
автора и в квадратных скобках слово «и др.»
Например:
История России: учеб. пособие для студ. всех специальностей / В. Н. Быков [и др.]. – 2-е
изд., перераб. и доп. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.
В случае выхода источника под общей редакцией (под редакцией) после наименования
источника ставится одна косая линия (/) и со строчной буквы пишется /под общ. ред., или / под
ред. Затем – инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если же указывается
редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия

27

( / ) и со строчной буквы пишется / ред. или /сост. Затем инициалы и фамилия редактора или
составителя в именительном падеже.
Например:
Золотой ключик: сказки рос. писателей / сост. И. Полякова.– М.: Оникс, 2001. – 381 с.
В случае, если ссылка дается на какую-либо статью (рассказ), изданную среди других
произведений этого же автора и объединенных в одной книге, то после фамилии с инициалами
дается название статьи ( рассказа), за косой чертой (/) повторяется И.О.Ф. автора, затем
ставятся две косые линии (//) и даются все библиографические данные источника.
Например:
ДвиняниноваГ. С. Комплимент:Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе / Г. С.
Двинянинова // Социальная власть языка : сб. науч. тр.. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,
2001. – С. 101–106.
При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов авторов пишется – Собр. соч.
или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: в 3 т., в 10 т. ( но не 3-х, 10-ти т.)
Документ в целом:
Например:
Гиппиус З. Н. Сочинения: в 2 т. / З. Н. Гиппиус.– М.: Лаком-книга: Габестро,2001
Отдельный том:
Например:
Гиппиус, З. Н. Сочинения: в 2 т. / З. Н. Гиппиус.– М. : Лаком-книга : Габестро, 2001. – Т.2.
– С.154-161.
При ссылке на тома, части, разделы, главы все сведения даются арабскими цифрами;
Так как эти данные являются дополнительной информацией, они отделяются друг от друга тире
и пишутся в сокращении: Т.4 , Вып. 5 , Кн. 2.
Малый, А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества / Ал. Малый //
Институты
Европейского союза : учеб. пособие / Ал. Малый, Дж. Кемпбелл, М.
О’Нейл. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7–26.
Глазырин, Б. Э. Автоматизация выполнения отдельных операций в Word 2000 / Б. Э.
Глазырин // Office 2000 / Э. М. Берлинер, И. Б. Глазырина, Б. Э. Глазырин. – 2-е изд.,
перераб. – М., 2002. – Гл. 14. – С. 281–298.
Место издания – обязательный библиографический элемент – приводится в именительном
падеже.
Принятые сокращения: Москва – М.; Ленинград – Л.; Санкт-Петербург – СПб.; Петербург –
Пт.; Нижний Новгород – Н. Новгород; Ростов на Дону – Ростов н/Д; Лондон – L.; Париж – P.
При двух местах издания и двух издательствах указываются оба и отделяются друг от друга
точкой с запятой.
Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсутствии года издания пишутся
строчные буквы «б.г.» (без года).
Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов: дается фамилия и
инициалы автора. Пишется названии статьи, затем ставится косая ( /) пишутся инициалы и
фамилия автора, затем две косые линии ( // ), название журнала или газеты, точка, тире, год,
точка, тире номер журнала, (если источник взят из газеты, вместо номера указывается дата
выпуска), точка, тире, страницы ( прописная С ) статьи.
28

Если газета имеет более 8 страниц, в описании приводится номер страницы, на которой
помещена статья.
Михайлов, С. А. Езда по-европейски: система платных дорог в России находится в
начальной стадии развития / С. А.Михайлов // Независимая газ. – 2002. – 17 июня.
Мухина, В.А. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития
личности / В.А. Мухина // Народное образование. – 2006. – N 7. – С .123-127.
Аудиоиздания
Гладков Г. А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку
[Звукозапись] / Г. А.Гладков.– М.: Экстрафон, 2002. – 1 мк.
Роман ( иеромон.).Песни [Звукозапись] / иеромонах Роман; исп. Жанна Бичевская. – СПб. :
Центр духов. просвещения, 2002. – 1 электрон. опт. диск
Видеоиздания
От заката до рассвета[Видеозапись] / реж. Роберт Родригес . – М. : Премьер-видеофильм,
2002. – 1 вк.
Электронные Ресурсы
Райгородский Л. Д.Уменье видеть: беседы об изобразительном искусстве, Издательство
Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2016 г.
Ротова Н. А.Методика обучения изобразительному искусству в начальных классах:
учебно-методическое пособие., Директ-Медиа, 2017 г.
Кадыйрова Л. Х.Пленэр : практикум по изобразительному искусству: учебное пособие.,
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 год
Ломов С. П., Аманжолов С. А.Цветоведение: учебное пособие для вузов, Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2015 год
Газета
«Первое
сентября»
Объединение
педагогических
изданийhttp://www.1september.ru/ru/

Журнал «Искусство» Издательский дом - Первое сентября.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный
ресурс]. – М. : Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Сведения, взятые не с титульного листа, заключаются в квадратные скобки.
Библиографическое Описание Документа Из Internet
Бычкова Л.С. Конструктивизм / Л.С. Бычкова // Культурология XX век - "К". –
(http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.htm1).
Психология смысла: природа, строение и динамика Леонтьева Д.А. – 1-е изд. – 1999. –
(http//www.smysl.ru/annot.php).

29



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.