2 Настоящая основная образовательная программа по специальности среднего профессионального образования (далее – ООП СПО) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 4 июля 2022 г. N 527, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской федерации 29 июля 2022 года, регистрационный номер 69452. ООП СПО определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Кизлярский профессионально-педагогический колледж» +- 3 Содержание Раздел 1. Раздел 2. Раздел 3. Раздел 4. Раздел 5. Раздел 6. Раздел 7. Раздел 8. Общие положения Общая характеристика образовательной программы среднего профессионального образования Характеристика профессиональной деятельности выпускника Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции 4.2. Профессиональные компетенции 4.3. Личностные результаты Структура образовательной программы 5.1. Учебный план 5.2. Календарный учебный график 5.3. Рабочая программа воспитания 5.4. Календарный план воспитательной работы Условия реализации образовательной программы 6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы 6.3. Требования к практической подготовке обучающихся 6.4. Требования к организации воспитания обучающихся 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 6.6. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы Формирование фондов оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации Разработчики основной образовательной программы Приложение 1. Программы профессиональных модулей Приложение 2. Программы учебных дисциплин Приложение 3. Рабочая программа воспитания Приложение 4. Оценочные средства для государственной итоговой аттестации Приложение 5. Учебный план 4 Раздел 1. Общие положения 1.1. Настоящая основная образовательная программа по специальности среднего профессионального образования (далее – ООП) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело», утвержденного Приказом Минпросвещения России от 4 июля № 527 (далее – ФГОС СПО), зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской федерации 29 июля 2022 года, регистрационный номер 69452. ООП определяет рекомендованный объем и содержание среднего профессионального образования по специальности 34.02.01. Сестринское дело, планируемые результаты освоения образовательной программы, условия образовательной деятельности. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии и настоящей ООП. 1.2. Нормативные основания для разработки ООП: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 №762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован 21.09.2022 №70167); Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 5 августа 2020 г. «О практической подготовке обучающихся» (вместе с «Положением о практической подготовке обучающихся»; Приказ Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказ Минпросвещения России от 04 июля № 527 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 14 октября 2022 г. № 906 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 № 475н «Об утверждении профессионального стандарта «Медицинская сестра/медицинский брат»; Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2016 г. N 2н «Об утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал»; Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности 5 для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2); Устав ГБПОУ РД «КППК». Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы среднего профессионального образования Квалификации, присваиваемые выпускникам образовательной программы: медицинская сестра/медицинский брат. Получение образования по специальности допускается только в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования. Формы обучения: очная. Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификации: 2952 академических часов Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на базе среднего общего образования по квалификации: 1 год 10 мес. Объем программы по освоению программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования: 4428 академических часов, со сроком обучения 2 года 10 месяцев. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы). Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: 02 Здравоохранение 3.2. Соответствие профессиональных модулей присваиваемым квалификациям: Наименование основных видов деятельности Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при Наименование профессиональных модулей Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при 6 заболеваниях и(или) состояниях Оказание медицинской помощи в экстренной форме заболеваниях и(или) состояниях Оказание медицинской помощи в экстренной форме Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции Код компетенции Формулировка компетенции ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным конте кстам ОК 02 Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. Использовать современные средства Умения: определять задачи для поиска, анализа и интерпретации поиска информации; определять информации, информационные необходимые источники 7 ОК 03 технологии для выполнения задач информации; планировать профессиональной деятельности процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе с использованием цифровых средств. Планировать и реализовывать Умения: определять собственное профессиональное и актуальность личностное развитие, нормативноправовой предпринимательскую деятельность в документации в профессиональной сфере, профессиональной деятельности; использовать знания по финансовой применять современную научную грамотности в различных жизненных профессиональную ситуациях терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования 8 ОК 04 Эффективно взаимодействовать работать в коллективе и команде и ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07 Содействовать окружающей ресурсосбережению, действовать в ситуациях сохранению среды, эффективно чрезвычайных Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений Умения: описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности, осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; 9 ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона. Умения: использовать фи оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои 10 действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности 4.2. Профессиональные компетенции Основные виды деятельности Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных оказанием медицинской помощи Код и формулировка компетенции ПК 1.1. Организовывать рабочее место ПК 1.2. Обеспечивать безопасную окружающую среду Показатели освоения компетенции Практический опыт: организации рабочего места Умения: организовывать рабочее место; применять средства индивидуальной защиты Знания: санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала); меры индивидуальной защиты медицинского персонала и пациентов при выполнении медицинских вмешательств Практический опыт: обеспечения безопасной окружающей среды в помещениях с асептическим режимом, в том числе в стерилизационном отделении (кабинете), медицинской организации Умения: соблюдать санитарноэпидемиологические 11 требования и нормативы медицинской организации, в том числе санитарнопротивоэпидемический режим стерилизационного отделения (кабинета); соблюдать меры асептики и антисептики, принципы индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств; осуществлять сбор, обеззараживание и временное хранение медицинских отходов в местах их образования в медицинской организации; соблюдать требования охраны труда при обращении с острыми (колющими и режущими) инструментами, биологическими материалами; проводить экстренные профилактические мероприятия при возникновении аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинских работников; осуществлять прием медицинских изделий в стерилизационном отделении (кабинете); проводить дезинфекцию и предстерилизационную очистку медицинских изделий ручным и механизированным способом; проводить стерилизацию медицинских изделий; обеспечивать хранение и выдачу стерильных медицинских изделий; соблюдать правила эксплуатации оборудования и охраны труда при работе в помещениях с асептическим режимом, в том числе стерилизационном отделении (кабинете). Знания: подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП); основы асептики и антисептики, принципы индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств; санитарные правила обращения с медицинскими отходами; профилактические мероприятия (экстренная профилактика) при возникновении аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинских работников; особенности возбудителей инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (устойчивость к физическим и химическим дезинфицирующим агентам и длительность выживания на объектах внешней среды, вид и форма существования, пути и факторы передачи); виды, цели и задачи дезинфекции, предстерилизационной 12 ПК.1.3. Обеспечивать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении ме- ПК 2.1. Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа; очистки медицинских изделий; методы, приемы и средства ручной и механизированной предстерилизационной очистки медицинских изделий; виды и правила сортировки и упаковки медицинских изделий для стерилизации, особенности стерилизуемых медицинских изделий и стерилизующих средств; технологии стерилизации медицинских изделий; порядок и правила хранения стерильных медицинских изделий, правил их выдачи в соответствии с нормативными правовыми актами; правила и порядок эксплуатации оборудования для проведения дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий Практический опыт: обеспечения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности Умения: проводить отбор проб для определения качества предстерилизационной очистки медицинских изделий; осуществлять сортировку и упаковку медицинских изделий в соответствии с видом стерилизации; размещать индикаторы в стерилизаторах в соответствии с инструкцией по применению и нормативными правовыми актами; осуществлять контроль режимов стерилизации; Знания: методы контроля качества дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации медицинских изделий; профессиональные риски, вредные и опасные производственные факторы по профилю отделения (подразделения) медицинской организации, требования охраны труда, пожарной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами Практический опыт: ведения медицинской документации, в том числе в форме электронного документа Умения: заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа 13 дицинского персонала ПК 2.2. Использовать в работе медицинские информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет»; ПК 2.3. Контролировать выполнение должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом Знания: правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа Практический опыт: использования медицинских информационных систем и информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» Умения: использовать в работе медицинские информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть «Интернет» использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну Знания: правила работы в медицинских информационных системах и информационнотелекоммуникационной сети «Интер- нет»; основы законодательства Российской Федерации о защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну Практический опыт: проведение работы по контролю выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом; Умения: осуществлять контроль за выполнением должностных обязанностей находящегося в распоряжении медицинского персонала Знания: должностные обязанности находящегося в распоряжении медицинского персонала Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни ПК 3.1. Консультиро- Практический опыт: вать население по проведения мероприятий по санитарновопросам гигиеническому просвещению населения профилактики Умения: заболеваний проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней Знания: информационные технологии, 14 ПК 3.2. Пропагандировать здоровый образ жизни ПК 3.3. Участвовать в проведении профилактических осмотров и диспансеризации населения организационные формы, методы и средства санитарного просвещения населения; правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторов риска для здоровья; заболевания, обусловленных образом жизни человека. Практический опыт: проведения работы по формированию и реализации программ здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ Умения: формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни; информировать население о программах снижения веса, потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ Знания: принципы здорового образа жизни, основы сохранения и укрепления здоровья; факторы, способствующие сохранению здоровья; формы и методы работы по формированию здорового образа жизни; программы здорового образа жизни, в том числе программы, направленные на снижение веса, снижение потребления алкоголя и табака, предупреждение и борьбу с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ Практический опыт: выполнения работ по проведению профилактических медицинских осмотров населения; выполнения работ по диспансеризации населения с учетом возраста, состояния 15 здоровья, профессии Умения: составлять списки граждан и план проведения диспансеризации населения с учетом возрастной категории и проводимых обследований; проводить разъяснительные беседы на уровне семьи, организованного коллектива о целях и задах профилактического медицинского осмотра, порядке прохождения диспансеризации и ее объеме, в том числе беседы с несовершеннолетними в образовательных организациях; проводить медицинский осмотр в соответствии с нормативными правовыми актами; проводить доврачебный профилактический осмотр с целью выявления факторов риска развития заболевания; проводить работу по диспансеризации населения, проводить опрос (анкетирование), проводить доврачебный осмотр и обследование по скринингпрограмме диспансеризации; проводить работу по диспансерному наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями с учетом возраста, состояния здоровья, профессии в соответствии с нормативными правовыми актами; обеспечивать инфекционную безопасность при оказании медицинской помощи, проведении профилактических медицинских осмотров и осуществлении сестринского ухода за пациентами с инфекционными заболеваниями Знания: положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению; виды медицинских осмотров с учетом возраста, состояния здоровья, профессии в соответствии с нормативными правовыми актами; правила и порядок проведения профилактического осмотра; порядок проведения диспансеризации населения, порядок доврачебного осмотра и обследования населения по скринингпрограмме диспансеризации; методы 16 профилактики неинфекционных заболеваний, факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, порядок проведения диспансерного наблюдения пациентов при хронических заболеваниях, задачи медицинской сестры ПК 3.4.Проводить Практический опыт: санитарнопроведения санитарнопротивоэпидемичепротивоэпидемических мероприятий по ские мероприятия по профилактике инфекционных заболевапрофилактике ний инфек- ционных Умения: заболеваний проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия при вы явлении пациентов с инфекционными паразитарными болезнями и лиц с подозрением на инфекционные заболевания, а также носителей возбудителей инфек- ционных заболеваний; выполнять работу по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при реги- страции инфекционных заболеваний; выявлять заболевших инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и подозрительных на заболевания инфекционными болезнями; проводить работу по организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) и ограничительных (карантинных) мероприятий при выявлении инфекционных заболеваний; проводить осмотр лиц и динамическое наблюдение за лицами, контактными с пациентом, заболевшими инфекционным заболеванием. Знания: санитарно-эпидемиологическая обстановка прикрепленного участка, зависимость распространения инфекционных болезней от природных факторов, факторов окружающей среды, в том числе социальных; меры профилактики инфекционных заболеваний; порядок проведения санитарнопротивоэпидемических мероприятий в 17 случае возникновения очага инфекции, в том числе карантинных мероприятий при выявлении особо опасных (карантинных) инфекционных заболеваний; государственные санитарноэпидемиологические правила и гигиенические нормативы, профилактические и противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного заболевания. ПК 3.5. Практический опыт: Участвовать в выполнения работы по проведению иммунопрофилактике иммунопрофилактики инфекционных инфекционных заболеваний в соответствии с национальным заболеваний. календарем профилактических прививок и по эпидемическим показаниям Умения: проводить вакцинацию населения; Знания: правила и порядок проведения вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок; течение вакцинального процесса, возможные реакции и осложнения, меры профилактики Оказание меди- ПК 4.1. Проводить Практический опыт: оценку состояния проведения динамического наблюдения за цинской помощи, пациента показателями состояния пациента с осуществление последующим информированием лечащего сестринского уховрача; да и наблюдения за пациентами Умения: при заболеваниях проводить оценку функциональной активности и самостоятельности пациента в и (или) состояниях самообслуживании, передвижении, общении; выявлять потребность в посторонней помощи и сестринском уходе; выявлять факторы риска падений, развития пролежней; проводить опрос пациента и его родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход, измерять и интерпретировать показатели жизнедеятельности пациента в динамике; осуществлять динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и (или) диагностических вмешательств; определять и интерпретировать реакции пациента на 18 ПК 4.2. Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту прием назначенных лекарственных препаратов и процедуры ухода; выявлять клинические признаки и симптомы терминальных состояний болезни; проводить оценку интенсивности и характера болевого синдрома с использованием шкал оценки боли Знания: основы теории и практики сестринского дела, методы определения функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении, определения потребности в посторонней помощи и сестринском уходе; диагностические критерии факторов риска падений, развития пролежней и контактного дерматита у пациентов; анатомо-физиологические особенности и показатели жизнедеятельности человека в разные возрастные периоды, правила измерения и интерпретации данных Практический опыт: выполнения медицинских манипуляций при оказании помощи пациенту Умения: выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту: - кормление тяжелобольного пациента через рот и /или назогастральный зонд, через гастростому; - установку назогастрального зонда и уход за назогастральным зондом; - введение питательных смесей через рот (сипинг); - хранение питательных смесей; - зондирование желудка, промывание желудка; - применение грелки, пузыря со льдом; - наложение компресса; - отсасывание слизи из ротоглотки, из верхних дыхательных путей, из носа; - осуществление ухода за носовыми канюлями и катетером; - оказание пособия при трахеостоме, при фарингостоме; - оказание пособия при оростомах, эзофагостомах, гастростомах, илеостоме; 19 - осуществление ухода за интестинальным зондом; - оказание пособия при стомах толстой кишки, введение бария через колостому; - осуществление ухода за дренажом; - оказание пособия при дефекации тяжелобольного пациента; - постановку очистительной клизмы; - постановку газоотводной трубки; удаление копролитов; - оказание пособия при недержании кала; - постановку сифонной клизмы; - оказание пособия при мочеиспускании тяжелобольного пациента; - осуществление ухода за мочевым катетером; - осуществление ухода за цистостомой и уростомой; - оказание пособия при недержании мочи; - катетеризацию мочевого пузыря; - оказание пособия при парентеральном введении лекарственных препаратов; - введение лекарственных препаратов внутрикожно, внутримышечно, внутривенно, в очаг поражения кожи; - катетеризацию периферических вен; - внутривенное введение лекарственных препаратов; - внутрипросветное введение в центральный венозный катетер антисептиков и лекарственных препаратов; - осуществление ухода за сосудистым катетером; проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам по назначению лечащего врача; собирать, подготавливать и размещать наборы инструментов, расходные материалы, лекарственные препараты для выполнения лечебных и (или) диагностических вмешательств по назначению лечащего врача; проводить забор биологического материала пациента для лабораторных исследований по назначению лечащего врача; обеспечивать хранение, вести учет и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, 20 ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентом в том числе наркотических средств, психотропных веществ и сильно действующих лекарственных препаратов; ассистировать врачу при выполнении лечебных и (или) диагностических вмешательств; проводить транспортную иммобилизацию и накладывать повязки по назначению врача или совместно с врачом. Знания: технология выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода; основы клинической фармакологии, ви- ды лекарственных форм, способы и правила введения лекарственных препаратов, инфузионных сред; правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам; медицинские изделия (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств; требования к условиям забора, хранения и транспортировки биологического материала пациента; порядок и правила учета, хранения и применения лекарственных препаратов, этилового спирта, спиртсодержащих препаратов, инфузионных сред, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания; правила ассистирования врачу (фельдшеру) при выполнении лечебных или диагностических процедур; правила десмургии и транспортной иммобилизации Практический опыт: осуществления сестринского ухода за пациентом, в том числе в терминальной стадии Умения: осуществлять профилактику пролежней, контактного дерматита, включая позиционирование и перемещение в постели, передвижение и транспортировку пациента с частичной или полной утратой 21 ПК 4.4. Обучать пациента (его законных представителей) и лиц, способности самообслуживания, передвижения и общения; осуществлять раздачу и применение лекарственных препаратов пациенту по назначению врача, разъяснять правила приема лекарственных препаратов; выполнять процедуры сестринского ухода за пациентами при терминальных состояниях болезни; оказывать психологическую поддержку пациенту в терминальной стадии болезни и его родственникам (законным представителям). Знания: особенность сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных, культурных и этнических особенностей пациента; современные технологии медицинских услуг по гигиеническому уходу, позиционированию и перемещению в кровати пациентов, частично или полностью утративших способность к общению, передвижению и самообслуживанию; особенность и принципы лечебного питания пациентов в медицинской организации в зависимости от возраста и заболевания; порядок оказания паллиативной медицинской помощи, методов, приемов и средств интенсивности и контроля боли у пациента; процесс и стадии умирания человека, клинические признаки, основных симптомов в терминальной стадии заболевания, особенность сестринского ухода; признаки биологической смерти чело- века и процедуры, связанные с подготовкой тела умершего пациента к транспортировке; психология общения с пациентом, находящимся в терминальной стадии болезни, способы оказания психологической поддержки родственникам (законным представителям) Практический опыт: обучения пациента (его законных представителей) и лиц, осуществляющих уход, приемам ухода и самоухода, консультирования по вопросам ухода и 22 осуществляющих уход, приемам ухода и самоухода ПК 4.5. Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме самоухода Умения: проводить консультирование и обучение пациента и его родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход, по вопросам ухода и самоухода; разъяснять пределы назначенного лечащим врачом режима двигательной активности и контролировать выполнение назначений врача Знания: методы и способы обучения пациентов (их законных представителей), лиц, осуществляющих уход, навыкам само- ухода и ухода; физические и психологические особенности пациентов разного возраста, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; психологические, психопатологические, соматические, морально-этические проблемы, возникающие у пациентов раз- личного возраста, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Практический опыт: оказания медицинской помощи в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний Умения: оказывать медицинскую помощь в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний; получать и передавать информацию по вопросам оказания медицинской помощи, в том числе с пациентами, имеющими нарушения зрения, слуха, поведения; Знания: побочные эффекты, видов реакций и осложнений лекарственной терапии, меры профилактики и оказания меди- цинской помощи в неотложной форме; клинические признаки внезапных острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний, отравлений, травм без явных признаков угрозы жизни пациента; показания к оказанию медицинской помощи 23 ПК 4.6. Участвовать в проведении мероприятий медицинской реабилитации. Оказание медицинской помощи в экстренной форме ПК 5.1. Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни ПК 5.2. Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме в неотложной форме; правила оказания медицинской помощи в неотложной форме Практический опыт: проведения мероприятий медицинской реабилитации Умения: выполнять работу по проведению мероприятий медицинской реабилитации Знания: порядок медицинской реабилитации Практический опыт: распознавания состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме. Умения: проводить первичный осмотр пациента и оценку безопасности условий; распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме; Знания: правила и порядок проведения первичного осмотра пациента (пострадавшего) при оказании медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни; методика сбора жалоб и анамнеза жизни и заболевания у пациентов (их законных представителей); методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация); клинические признаки внезапного прекращения и (или) дыхания Практический опыт: оказания медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) Умения: 24 ПК 5.3. Проводить мероприятия по поддержанию жизнедеятельности организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи ПК 5.4. Осуществлять клиническое использование крови и (или) ее компонентов. оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе, клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации; Знания: правила проведения базовой сердечнолегочной реанимации; порядок применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме Практический опыт: проведения мероприятий по поддержанию жизнедеятельности организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи Умения: осуществлять наблюдение и контроль состояния пациента (пострадавшего), измерять показатели жизнедеятельности, поддерживать витальные функции организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи Знания: правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании медицинской помощи в экстренной форме; порядок передачи пациента бригаде скорой медицинской помощи Практический опыт: клинического использования крови и (или) ее компонентов Умения: осуществлять хранение и своевременное обновление реагентов для проведения проб на индивидуальную совместимость перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении); проводить визуальный контроль донорской крови и (или) ее компонентов на соответствие требованиям безопасности; осуществлять хранение и контроль 25 донорской крови и (или) ее компонентов; вести учет донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении); проводить идентификационный контроль пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее компонентов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов (анализ медицинской документации, опрос пациента/реципиента); выполнять взятие и маркировку проб крови пациента (реципиента), которому планируется трансфузия (переливание), с целью осуществления подбора пары «донор-реципиент»; анализировать информацию, содержащуюся на этикетке контейнера с компонентом крови (наименование, дата и организация заготовки, срок годности, условия хранения, данные о групповой и резус-принадлежности); проводить предтрансфузионную подготовку компонента донорской крови (размораживание, согревание, прикроватная лейкофильтрация) в отделении (подразделении) медицинской организации; обеспечивать венозный доступ у паци- ента (реципиента): выполнять вене- пункцию, подключать контейнер с до- норской кровью и (или) ее компонентом к периферическому или центральному венозному катетеру в случае его нали- чия; проводить предтрансфузионную подготовку пациента (реципиента) в соответствии с назначениями врача: прекра- щать введение лекарственных препара- тов на время трансфузии (переливания) (за исключением лекарственных препа- ратов, предназначенных для поддержа- ния жизненно важных функций); осуществлять назначенную премедикацию с целью профилактики осложнений; контролировать результаты биологической пробы, состояние реципиента во время и после трансфузии (перелива ния); хранить образцы крови реципиента, использованные для проведения проб на 26 индивидуальную совместимость, а так- же контейнеры донорской крови и (или) ее компонентов после трансфузии (переливания); осуществлять взятие образцов крови пациента/реципиента до и после трансфузии (переливания) Знания: правила надлежащего хранения реаген- тов для проведения проб на индивиду- альную совместимость перед трансфу- зией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (под- разделении); требования визуального контроля безопасности донорской крови и (или) ее компонентов; правила хранения и транспортировки донорской крови и (или) ее компонентов; правила учета донорской крови и (или) ее компонентов в отделении (подразделении); порядок проведения идентификацион- ного контроля пациента (реципиента) и донорской крови и (или) ее компонен- тов перед трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонен- тов (анализ медицинской документации, опрос пациента/реципиента); требования к взятию и маркировке проб крови пациента (реципиента), которому планируется трансфузия (переливание), с целью осуществления подбора пары «донор-реципиент»; методика проведения биологической пробы при трансфузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов; правила маркировки донорской крови и (или) ее компонентов; требования к предтрансфузионной под готовке пациента (реципиента) в соответствии с назначениями врача; порядок проведения трансфузии (пере- ливания) донорской крови и (или) ее компонентов (контроль результатов биологической пробы, состояния реципиента во время и после трансфузии (переливания); правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, 27 оказывающих медицинскую помощь по профилю «Трансфузиология», в том числе в электронном виде; основы иммуногематологии, понятие о системах групп крови, резуспринадлежности; методы определения групповой и резуспринадлежности крови; методы определения совместимости крови донора и пациента (реципиента); медицинских показаний к трансфузии (переливанию) донорской крови и (или) ее компонентов; медицинские противопоказания к трансфузии (переливанию) донорской крови и (или) ее компонентов; симптомы и синдромы осложнений, по- бочных действий, нежелательных реак- ций, в том числе серьезных и непредви- денных, возникших в результате транс- фузии (переливании) донорской крови и (или) ее компонентов; порядок оказания медицинской помощи пациенту при возникновении посттрансфузионной реакции или осложне- ния; порядок проведения расследования посттрансфузионной реакции или осложнения. 4.3. Личностные результаты Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Осознающий себя гражданином и защитником великой страны Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 28 окружающих Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания Способный в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей; стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Способный ставить перед собой цели под возникающие жизненные задачи, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием цифровых средств; содействующий поддержанию престижа своей профессии и образовательной организации. Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Способный искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; предупреждающий собственное и чужое деструктивное поведение в сетевом пространстве Гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению. Осознающий значимость системного познания мира, критического осмысления накопленного опыта. Развивающий творческие способности, способный креативно ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 18 ЛР 19 29 мыслить. Способный в цифровой среде проводить оценку информации, ее достоверность, строить логические умозаключения на основании поступающей информации. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством. Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий отношение к преобразованию общественных пространств, промышленной и технологической эстетике предприятия, корпоративному дизайну, товарным знакам. Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий. Мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. Экономически активный, предприимчивый, готовый к самозанятости. ЛР 20 ЛР 21 ЛР 22 ЛР 23 ЛР 24 ЛР 25 ЛР 26 ЛР 27 ЛР 28 ЛР 29 Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими ЛР 30 людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию ЛР 31 как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Проявляющий гражданское отношение к профессиональной ЛР 32 деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации Способный к самостоятельному решению вопросов жизнеустройства ЛР 33 Владеющий навыками принятия решений социально-бытовых вопросов Владеющий физической выносливостью в соответствии с требованиями профессиональных компетенций Осознающий значимость ведения ЗОЖ для достижения собственных и общественно-значимых целей Способный формировать проектные идеи и обеспечивать их ресурсно-программной деятельностью Способный к применению инструментов и методов бережливого производства ЛР 34 ЛР 35 ЛР 36 ЛР 37 ЛР 38 30 Умеющий быстро принимать решения, распределять собственные ЛР ресурсы и управлять своим временем Способный к художественному творчеству и развитию эстетического ЛР вкуса Способный к сознательному восприятию экосистемы и ЛР демонстрирующий экокультуру Способный к применению логистики навыков в решении личных и ЛР профессиональных задач Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями Осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации ЛР собственных жизненных планов; Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к ЛР защите своей собственности; Способный к трудовой профессиональной деятельности как к ЛР Возможности участия в решении личных, общественных, государственных,общенациональных проблем; Способный к самообслуживанию, включая обучение и выполнение ЛР обязанностей. Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, ЛР трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса Сохранение традиций и поддержание престижа своей ЛР образовательной организации 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 Раздел 5. Структура образовательной программы. 5.1. Учебный план (приложение 5) 5.2. Календарный учебный график (приложение 7) 5.3. Рабочая программа воспитания (приложение 3) 5.3.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной программы: Цель рабочей программы воспитания – личностное развитие обучающихся и их социализация, проявляющиеся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, приобретении опыта поведения и применения сформированных общих компетенций специалистов среднего звена на практике. Задачи: – формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации; – организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно- ценностные социализирующие отношения; – формирование у обучающиеся профессиональной образовательной организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, 31 необходимых для устойчивого развития государства; – усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания. 5.4. Календарный план воспитательной работы (приложение 3) Раздел 6. Условия реализации образовательной программы 6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы 6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов. Перечень специальных помещений Кабинеты: Социально-гуманитарных дисциплин Иностранного языка Безопасности жизнедеятельности Информационных технологий в профессиональной деятельности Анатомии и физиологии человека с основами патологии Основ микробиологии и иммунологии Генетики человека с медицинской генетикой Фармакологии и основ латинского языка с медицинской терминологией Сестринского дела Основ профилактики Спортивный комплекс Спортивный зал 5F Залы: – библиотека, читальный зал с выходом в интернет; – актовый зал; и др. 6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, баз практики по 32 специальности. Образовательная организация, реализующая программу по специальности, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально-технического обеспечения включает в себя: 6.1.2.1. Оснащение кабинетов Кабинет «Социально-гуманитарные дисциплины» Рабочее место преподавателя Посадочные места по количеству обучающихся Доска классная Стенд информационный Учебно-наглядные пособия. Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации Машины офисные и оборудование (принтер, сканер, МФУ и др.) Кабинет иностранного языка Рабочее место преподавателя Посадочные места по количеству обучающихся Доска классная Стенд информационный Учебно-наглядные пособия. Мобильный лингафонный кабинет Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации Кабинет безопасности жизнедеятельности Рабочее место преподавателя. Посадочные места по количеству обучающихся. Доска классная. Учебно-наглядные пособия. Стенд информационный. Комплект плакатов по основам военной службы, гражданской обороны. Общевойсковой защитный комплект. Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7, изолирующий противогаз. Респираторы. Индивидуальные противохимические пакеты. Индивидуальные перевязочные пакеты, материалы. Носилки санитарные. 33 Аптечка индивидуальная. Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя). Огнетушители порошковые, пенные, углекислотные (учебные). Оборудование для измерения, испытания, навигации (рентгенметр и др.). Устройство для отработки прицеливания Учебные автоматы АК-74 Винтовки пневматические Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации Кабинет Информационных технологий в профессиональной деятельности Рабочее место преподавателя Посадочные места по количеству обучающихся Персональные компьютеры для студентов Доска классная Стенд информационный Учебно-наглядные пособия. Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации Кабинет анатомии и физиологии человека с основами патологии Рабочее место преподавателя. Посадочные места по количеству обучающихся. Доска классная. Стенд информационный. Учебно-наглядные пособия: 1. Анатомические плакаты по разделам: - ткани; - скелет; - мышечная система; - дыхательная система; - пищеварительная система; - сердечно-сосудистая система; - лимфатическая система; - кровь; - мочевая система; - половая система; - нервная система; - железы внутренней секреции; - анализаторы 2. Барельефные модели и пластмассовые препараты по темам: - мышцы; - головной и спинной мозг; 34 - печень, кожа, почки, желудок, тонкая и толстая кишка; - кости туловища, головы, верхних и нижних конечностей; - набор зубов; - скелет на подставке; - суставы, череп 3. Влажные и натуральные препараты: - внутренние органы; - головной мозг; - сердце; - препараты костей и суставов 4. Муляжи, планшеты, разборный торс человека, пластинаты по всем разделам дисциплины. Набор таблиц по анатомии (по темам). Набор микропрепаратов по анатомии и основам патологии (по темам). Модели анатомические (Сердце, Легкие, Печень, Почки, Головной мозг, Ствол головного мозга, Скелет человека, Модель системы ЖКТ, Модель уха и глаза) Техническими средствами обучения: компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации. Кабинет фармакологии и основ латинского языка с медицинской терминологией Посадочные места по количеству обучающихся. Доска классная. Стенд информационный. Учебно-наглядные пособия (таблицы фонетические, морфологические, грамматические, схемы, плакаты с латинскими поговорками, пословицами, афоризмами и др.) Учебно-наглядные пособия (демонстрационные образцы лекарственных препаратов, наборы аннотаций к лекарственным препаратам, таблицы, схемы и др.) Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации Кабинет генетики человека с основами медицинской генетики Рабочее место преподавателя. Посадочные места по количеству обучающихся. Доска классная. Стенд информационный. Учебно-наглядные пособия Набор таблиц по генетике (по темам) Набор фото больных с наследственными заболеваниями. Набор слайдов «хромосомные синдромы» 35 Родословные схемы Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации Кабинет основ микробиологии и иммунологии Рабочее место преподавателя. Посадочные места по количеству обучающихся. Доска классная. Стенд информационный. Учебно-наглядные пособия (муляжи колоний бактерий, грибов на чашках Петри, плакаты, слайды, фотографии) Микроскопы Микропрепараты бактерий, грибов, простейших Лабораторная посуда для забора материала на исследование Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации Кабинет основ профилактики Рабочее место преподавателя. Посадочные места по количеству обучающихся. Доска классная. Учебно-наглядные особия. Стенд информационный. Плакаты санитарного просвещения. Столы манипуляционные Фантомы, муляжи, приборы, в том числе измерительные, изделия медицинского назначения, необходимые для отработки практических навыков по основам профилактики (глюкометры, тонометры, фонендоскопы, ростомер, весы и др.) Емкости-контейнеры для сбора медицинских отходов. Образцы документации (карта ЗОЖ, сертификат о профилактических прививках, контрольная карта диспансерного наблюдения, маршрутная карта диспансеризации и др.). Образцы препаратов для иммунопрофилактики. Образцы дезинфицирующих средств, зарегистрированных в РФ и применяемых для дезинфекции медицинского оборудования, инвентаря, помещений, медицинского инструментария, а также рук медицинского персонала 36 Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации Кабинет сестринского дела Рабочее место преподавателя. Посадочные места по количеству обучающихся. Учебно-наглядные пособия Медицинское оборудование (столы манипуляционные, пеленальные, кровать функциональная, шкафы и др.). Фантомы и муляжи для отработки навыков ухода за пациентами. Полнофункциональный манекен для ухода (мужской/женский) Манекен ребенка в возрасте 1 год для отработки навыков ухода Манекен пожилого человека для отработки навыков ухода Изделия медицинского назначения для выполнения простых медицинских услуг (мензурки, пипетки, зонды, шприцы, катетеры, поильники и др.). Предметы ухода за пациентами, в том числе за маломобильными пациентами (судно подкладное, мочеприемники, калоприемники, пузыри для льда, грелки и др.) Измерительные и диагностические приборы (спирометр, пикфлуометр, глюкометр, электро- кардиограф и др.) Модель-тренажер для выполнения внутривенных, внутримышечных, подкожных, внутрикожных инъекций Медицинские инструменты, перевязочный материал, иммобилизационные средства для отработки навыков выполнения перевязок, транспортной иммобилизации, пункций, малых операций и других инвазивных вмешательств (хирургические инструменты, бинты, марля, шины и др.) Тренажер - манекен для отработки приёмов сердечно-легочной реанимации. Тренажер – манекен для отработки приема Геймлиха. Дыхательная маска, мешок Амбу. Средства для временной остановки кровотечения (жгуты и др.) Оснащение, необходимое для промывания желудка (зонды желудочные, кружка Эсмарха и др). Образцы дезинфицирующих средств, зарегистрированных в РФ и применяемых для дезинфекции медицинского оборудования, инвентаря, помещений, медицинского инструментария, а также рук медицинского персонала). Емкости-контейнеры для сбора медицинских отходов. Емкости для дезинфекций инструментария и расходных материалов 37 Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации 6.1.2.2 Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной и воспитательной работы Компьютерная техника с лицензионным программным обеспечением и возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационнообразовательную среду образовательной организации. Мультимедийная установка или иное оборудование аудиовизуализации. 6.1.2.3. Оснащение баз практик Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика реализуется в кабинетах и лабораториях профессиональной образовательной организации и требует наличия оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей. Производственная практика реализуется в организациях медицинского профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 02.Здравоохранение. Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования. 6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами. 6.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательной программы 6.2.1. Библиотечный фонд колледжа укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль). В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25 процентов обучающихся к цифровой (электронной) библиотеке. 38 Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости). Образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям). 6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся. 6.2.3. Перечень необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства № п/п 1. Наименование лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства Брандмауэр (Outpost Firewall Pro и т.п.) Код и наименование учебной дисциплины (модуля) Все УД и ПМ 2. 0BАнтивирусная программа (Kaspersky Security Cloud – Free и др.) 3. Операционная система (на основе ОС Linux) Все УД и ПМ 4. Браузер (Яндекс.Браузер, Mozilla FireFox, и др.) Офисный программный пакет для обработки текстов, электронных таблиц, презентаций, графики, баз данных и др. (Apache OpenOffice, Libre Office и др.) Программы для просмотра документов в формате PDF и DjVU (Acrobat Reader, Foxit Reader и др.) Графические редакторы и программы для просмотра графических изображений (Paint.NET, Inkscape, XnView, Irfan View и т.п.) Информационно-справочные системы (Консультант, Гарант и др.) Все УД и ПМ 5. 6. 7. 8. Все УД и ПМ Все УД и ПМ Количество мест, лицензионных ключей или иное По количеству ПК ОУ По количеству ПК ОУ По количеству ПК ОУ По количеству ПК ОУ По количеству ПК ОУ Все УД и ПМ По количеству ПК ОУ Все УД и ПМ По количеству ПК ОУ Все УД и ПМ По количеству ПК ОУ 39 9. Демоверсии медицинских информационных систем (МИС), демонстрационный доступ к региональным МИС и единой государственной ЕГИСЗ 1 (с возможностью организации удаленных рабочих мест по количеству ПК в учебном кабинете ПМ) 10. 11. ЭБС Система дистанционного MOODLE и т.п.) 1 1 обучения ПМ 02 «Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала» Все УД и ПМ (LMS Все УД и ПМ 40 6.3. Требования к практической подготовке обучающихся 6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико- ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке специалистов среднего звена путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов. 6.3.2. Колледж самостоятельно проектирует реализацию образовательной программы и ее отдельных частей (дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули, практика и другие компоненты) в форме практической подготовки с учетом требований ФГОС СПО и специфики получаемой специальности. 6.3.3. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: реализуется при проведении практических и лабораторных занятий, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности; предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным; может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастер-классы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 6.3.4. Образовательная деятельность в форме практической подготовки может быть организована на любом курсе обучения, охватывая дисциплины, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы. 6.3.5. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, учебных базах практики и иных структурных подразделениях, а также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. 6.3.6. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных 41 частей) могут быть оценены в рамках промежуточной и государственной итоговой аттестации. 6.4. Требования к организации воспитания обучающихся 6.4.1. Условия организации воспитания определяются образовательной организацией. Выбор форм организации воспитательной работы основывается на анализе эффективности и практическом опыте. Для реализации Программы определены следующие формы воспитательной работы с обучающимися: – информационно-просветительские занятия (лекции, встречи, собрания и т.д. массовые и социокультурные мероприятия; – спортивно-массовые и оздоровительные мероприятия; –деятельность творческих объединений, студенческих организаций; совещания, – психолого-педагогические тренинги и индивидуальные консультации; научно-практические мероприятия (конференции, форумы, олимпиады, чемпионаты профориентационные мероприятия (конкурсы, фестивали, мастерклассы, квесты, и др.); – экскурсии и др.); – опросы, анкетирование, социологические исследования среди обучающихся. 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 02.Здравоохранение, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии). Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 02. Здравоохранение, не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися 42 профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 02.Здравоохранение, в общем числе педагогических работников, реализующих программы профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий (специальностей), утвержденной Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн. 6.6. Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Раздел 7. Формирование оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации 7.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО. 7.2. Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена. 7.3. Государственная итоговая аттестация завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена: медицинская сестра/медицинский брат. 7.4. Для государственной итоговой аттестации образовательной организацией разрабатывается программа государственной итоговой аттестации. Для государственного экзамена используются оценочные материалы, разработанные методическим центром аккредитации специалистов. 7.5. Оценочные средства для проведения ГИА включают типовые задания 43 для государственного экзамена, описание процедур и условий проведения государственной итоговой аттестации, критерии оценки. Оценочные средства для проведения ГИА приведены в приложении Раздел 8. Разработчики ООП Организация -разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Кизлярский профессиональнопедагогический колледж». Разработчики: - Е.Н. Шелкова, зам. директора по УР - М.А.Омарова, зам. директора по ВР - А.С.Османова, ст.методист - Н.А. Бобылева, методист - Э.Э. Гаджимурадова, председатель П(Ц)К социально-экономическим и профессиональным дисциплинам по юридическим и экономическим специальностям; - А.Н. Раджабова, председатель П(Ц)К профессиональным дисциплинам по техническим специальностям/профессиям. 44 45 46 47 48 49