Рассмотрено на заседании педагогического совета колледжа Протокол № 1 от «29» 08.2023г. ^,<Чпылг-ялплл?лгг*пеКТОра шк» ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КИЗЛЯРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Кизляр, 2023 1. Общие положения 1- Данное положение разработано в соответствии с: Конституцией РФ; Федеральным Законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;Трудовым кодексом РФ; Уставом ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж ». 2. В условиях расширения профессиональным востребованности образованием, повышения специалистов требований к со средним качеству их подготовки одним из условий развития среднего профессионального образования является взаимодействие с социальными партнерами в целях повышения адекватности результатов деятельности образовательной системы потребностям сферы труда, приближения подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, укрепления связи обучения студентов с производством, привлечения дополнительных источников для развития материально-технической базы средних специальных учебных заведений. 3. Взаимодействие колледжа с социальными партнерами может осуществляться в различных формах и должно быть направлено на обеспечение всех основных аспектов модернизации среднего профессионального образования: -формирование стратегии развития колледжа;содержание образования, организация образовательного процесса, контроль качества оборудованиящзучение рынка труда;кадровое обеспечение;материально-техническое обеспечение;привлечение дополнительных финансовых средств. Важным направлением взаимодействия с социальными партнерами в области содержания образования является их привлечение к разработке учебнопрограммной документации по подготовке специалистов. Такое взаимодействие должно быть направлено на обеспечение учета современных и перспективных требований к специалистам среднего звена, предъявляемых со стороны работодателей. Социальное партнерство призвано играть важную роль в обеспечении практического обучения студентов. С этой целью необходимо осуществлять: - организацию практического обучения студентов; - расширение взаимодействия с социальными партнерами по развитию производственной деятельности колледжа; - формирование учебно-производственных комплексов путем интеграции колледжа с производством. Для достижения целей, поставленных в данном положении, колледж привлекает ведущих работодателей, являющихся потребителями кадров по отношению к колледжу, к обеспечению контроля качества подготовки специалистов путем участия в работе государственных экзаменационных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации выпускников, при сдаче квалификационных экзаменов. 2. Изучение рынка труда Изучение рынка труда осуществляется во взаимодействии с социальными партнерами с целью обеспечения соответствия структуры и масштабов подготовки специалистов потребностям экономики. Основными путями решения этой задачи являются следующие: - развитие взаимодействия колледжа и региональных служб занятости населения; - содействие трудоустройству выпускников; - заключение и реализация договоров о подготовке специалистов. 3. Кадровое обеспечение образовательного процесса Развитие социального партнерства в области кадрового обеспечения образовательного процесса осуществляется путем привлечения к преподаванию в колледже специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях производства.. Такие специалисты могут привлекаться для следующих видов деятельности: - проведение теоретических и практических занятий; - руководство курсовым проектированием; - руководство выпускными квалификационными работами. 4. Материально-техническое обеспечение, привлечение дополнительных финансовых средств Развитие социального партнерства в области материально-технического обеспечения, привлечения дополнительных финансовых средств осуществляется путем заключения двухсторонних договоров между работодателями и колледжем. Средства, полученные от работодателей, используются на оплату обучения студентов, а так же могут быть использованы на развитие колледжа, в том числе для совершенствования образовательного процесса, проведения ремонтных работ, организации досуга обучающихся и др. 5. Заключение и реализация договоров о сотрудничестве между субъектами социального партнерства Одним из основных путей обеспечения социального партнерства является заключение и реализация двухсторонних договоров о сотрудничестве между субъектами социального партнерства. Такие договоры могут быть заключены между колледжем и предприятиями, организациями - заказчиками кадров, службами занятости населения, и др. Заключение и реализация двухсторонних договоров осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Договоры о сотрудничестве могут предусматривать участие социальных партнеров в обеспечении совершенствования содержания образования и организации образовательного процесса, контроля качества образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, в частности путем передачи денежных средств или имущества образовательным учреждениям. 6. Заключение и реализация договоров с работодателями о подготовке специалистов Заключение и реализация договоров с работодателями о подготовке специалистов осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Такая подготовка осуществляется на основе договоров между образовательным учреждением и работодателями о подготовке специалистов. При этом колледж обязуется формировать образовательную программу в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. 7. Заключение и реализация договоров с работодателями о проведении производственной (профессиональной) практики студентов Заключение и реализация договоров с работодателями о проведении производственной (профессиональной) практики студентов является необходимым способом для обеспечения практической подготовки студентов. Закрепление баз практик осуществляется администрацией колледжа на основе прямых связей, договоров с организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В договоре на проведение производственной (профессиональной) практики колледж и организация оговаривают все вопросы, касающиеся проведения производственной (профессиональной) практики. Договор с работодателем о проведении производственной (профессиональной) практики студентов должен предусматривать не только предоставление рабочих мест для проведения практики, но и обеспечение руководства прохождением практики со стороны предприятия (организации). 8. Привлечение специалистов, работающих на предприятиях, к преподаванию в колледже Привлечение специалистов, работающих на предприятиях, к преподаванию в колледже осуществляется путем заключения трудовых договоров в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В трудовом договоре необходимо четко указывать виды деятельности специалистов, привлекаемых к преподаванию (проведение теоретических и практических занятий, руководство курсовым проектированием, руководство ВКР и т.д.). 9. Отбор кандидатов на формирование заказа на обучение Отбор кандидатов для направления на обучение в рамках договора о социальном партнерстве осуществляется колледжем в том числе из кандидатур, рекомендуемых социальным партнером с соблюдением требований действующего законодательства в области образования и локальных актов колледжа. Колледж организует отбор и, при необходимости, подготовку кандидатов к поступлению. Отбор кандидатов заканчивается за 12 дней до окончания приемной комиссии. Утвержденный директором колледжа список кандидатов предается социальным партнерам за 10 дней до окончания приемной комиссии. Число мест при формировании заказа на обучение на очередной учебный год определяется по взаимному соглашению сторон с учетом укомплектованности квалифицированными кадрами предприятий и учреждений социального партнера и наличия возможностей по обучению в колледже. Для согласования числа мест социальный партнер за 1 месяц, до начала приемной комиссии, направляет в колледж заявку (письмо-ходатайство) с указанием необходимого количества мест и наименования специальности. Изменение числа мест в течение действия заказа возможно в исключительных случаях - в зависимости от изменения укомплектованности кадрами учреждений, и предприятий социального партнера и наличия возможностей по обучению в колледже. Уполномоченный представитель социального партнера с учетом согласованного сторонами количества мест на обучение в рамках заказа может представлять колледжу на рекомендуемого (мых) кандидата (тов) направление, подписанное руководителем предприятия и заверенное печатью, письмоходатайство на имя директора колледжа о включении рекомендуемых кандидатов в общий список абитуриентов с указанием: наименования специальности, Ф.И.О. гражданина (полностью), года рождения, должности и места работы кандидата; для выпускников школ, училищ и др. учебных заведений - последнее место учебы; для работающих - наличие трудового стажа. На основании полученных от социальных партнеров направлений и писемходатайств колледжем формируется и утверждается общий список рекомендуемых кандидатов для поступления в колледж по заказу в соответствующем году. Абитуриенты, поступавшие в рамках заказа и успешно сдавшие вступительные испытания в колледже, после зачисления в колледж заключают договора об обучении и последующем после окончания обучения направлении их на работу в учреждения и на предприятия социального партнера по полученным специальностям. Граждане (или их законные представители в случае поступления на обучение несовершеннолетнего), заключившие договор на обучение в рамках заказа в порядке и на условиях, изложенных в настоящем Положении, принимают на себя обязательства: - освоить основную профессиональную образовательную программу по соответствующей специальности/профессии в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования; - после окончания колледжа (при условии получения диплома) прибыть в распоряжении социального партнера для работы в соответствии с трудовым договором; -отработать на предприятиях / учреждениях социального партнера по полученной специальности / профессии после окончания обучения в колледже не менее согласованного с социальным партнером срока с оформлением между социальным партнером и выпускником надлежащего трудового договора о работе по полученной специальности / профессии. При заключении работодателем-руководителем предприятия социального партнера с выпускником (специалистом) трудового договора в последнем отражаются обязательства, взятые им (выпускником) при заключении договора о направлении на учебу в части отработки соответствующего срока. Студенты, обучающиеся в колледже в рамках заказа, находятся под патронажем социального партнера. Лица, поступавшие в колледж в рамках заказа и зачисленные в колледж, подписывают трехсторонний договор на оказание услуг на обучение по направлению и за счет средств социального партнера. Сторонами в данном договоре являются: - предприятие социального партнера в лице его руководителя; - лицо, включенное в общий список рекомендуемых кандидатов для поступления в колледж по направлению социального партнера (или его законный представитель в случае поступления на учебу несовершеннолетнего) и зачисленное в число студентов колледжа в соответствующем году (студент); - колледж в лице его директора. Действие договора сохраняется на весь период обучения студента и полного выполнения обязательств, взятых сторонами договора. Денежные средства, предусмотренные для оплаты обучения лиц в колледже перечисляются социальным партнером колледжу по семестрам, но не позднее 3 дней до начала учебного семестра. В период обучения между студентами, обучающимися в колледже в рамках заказа, колледжем, социальным партнером - будущим работодателем, поддерживается связь, позволяющая отслеживать успехи обучающихся за счет средств социального партнера по освоению основной профессиональной образовательной программы. После окончания обучения в колледже - выполнения основной профессиональной образовательной программы лица, обучавшиеся за счет средств социального партнера, получают приоритетное право обучения в колледже по другим специальностям за счет собственных средств или средств социального партнера.