Положение о порядке организации образовательного процесса

Рассмотрено на заседании
педагогического совета колледжа
Протокол №
от « g^» № 20»^г.

Утверждено
приказом директора,
ГБ1 ЮУ РД «КЛИК»

ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ
БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КИЗЛЯРСКИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Кизляр, 2023

1

1 Общие положения
1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-Ф3;
- Приказом Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России №
390 от 05.08.2020 «О практической подготовке обучающихся»
- Приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования»;
- Приказом Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1368 «Об
утверждении формы справки-вызова, дающей право на предоставление
гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением
образования»;
- Методическими рекомендациями по организации учебного процесса
по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях,
реализующих основные профессиональные образовательные программы
среднего
профессионального
образования
(направлены
письмом
Минобрнауки России от 20.07.2015 № 06-846);
- Уставом ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический
колледж» (далее -колледж)
1.1 Профессиональные образовательные программы могут осваиваться в
образовательных учреждениях среднего профессионального образования по
заочной форме обучения, предполагающей сочетание получения образования
с профессиональной трудовой деятельностью обучающегося.
1.2 Срок получения среднего профессионального образования по
программе подготовки специалистов среднего звена независимо от
применяемых образовательных технологий для обучающихся по заочной
форме обучения увеличен на один год.
1.3 Заочное отделение является самостоятельным структурным
подразделением колледжа. Руководство деятельностью заочного отделения
осуществляет заведующий отделением, назначаемый приказом директора
колледжа.
1.4 Цель работы заочного отделения - наиболее полное удовлетворение
образовательных потребностей населения и организаций в получении
среднего профессионального образования на базе среднего общего или
начального профессионального образования, осуществляемое в учебных
заведениях,
имеющих соответствующую лицензию, по основным
профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям,
установленным
федеральными
государственными
образовательными
стандартами, завершающееся государственной итоговой аттестацией и
выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.
1.5 В своей деятельности заочное отделение руководствуется:

2

- действующим
законодательством
Российской
Федерации,
регулирующим деятельность образовательных учреждений среднего
профессионального образования;
- Уставом колледжа;
- настоящим Положением и иными локальными правовыми актами
колледжа.
2 Организация образовательного процесса заочного отделения

2.1 Образовательный процесс на заочном отделении колледжа
организуется на основе следующих документов:
- графика учебного процесса заочного отделения;
- учебного плана по конкретным программам подготовки специалистов
среднего звена по заочной форме обучения;
- рабочих учебных программ по дисциплинам, профессиональным
модулям;
- расписания учебных занятий.
2.2 Прием на обучение по заочной форме на образовательные
программы среднего профессионального образования осуществляется в
соответствии с Правилами приема колледжа на соответствующий учебный
год.
2.3 Размер оплаты за обучение устанавливается колледжем и
отражается в соответствующем распорядительном документе.
2.4 Зачисление в состав студентов колледжа на заочное отделение
осуществляется на первый курс и оформляется приказом руководителя
колледжа.
2.5 На каждого обучающегося по заочной форме заводится личное дело.
2.6 Начало учебного года по заочной форме обучения устанавливается
колледжем не позднее 05 октября. Окончание учебного года определяется
рабочим учебным планом по конкретной специальности для заочной формы
обучения, который разрабатывается образовательным учреждением на основе
государственных требований и учебного плана очной формы обучения.
2.7 При заочной форме обучения осуществляются следующие виды
учебной деятельности: обзорные и установочные занятия, включая лекции,
лабораторные занятия и практические занятия, курсовые работы (проекты),
домашние контрольные работы, консультации, промежуточная аттестация,
учебная и производственная практика, выпускная квалификационная работа.
2.8 Основной формой организации образовательного процесса в
колледже
при заочной
форме
обучения
является лабораторно­
экзаменационная сессия (далее - сессия).
Сессия
обеспечивает
управление
учебной
деятельностью
обучающегося заочной формы обучения и проводится с целью определения:
- уровня освоения теоретических знаний по дисциплине или ряду
дисциплин, междисциплинарных комплексов и профессиональных модулей;
- сформированности общих и профессиональных компетенций;

3

- умений применять полученные теоретические знания при решении
практических задач и выполнении лабораторных и практических работ;
- наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой и
иными информационными ресурсами, учебно-методическими материалами.
Периодичность и сроки проведения сессии устанавливаются в графике
учебного процесса рабочего учебного плана по конкретным программам
освоения в рамках получения среднего профессионального образования. Не
позднее чем за 10 дней до начала сессии составляется расписание ее
проведения, которое утверждается руководителем колледжа. После окончания
сессии составляется сводная ведомость итоговых оценок по учебным группам.
Общая продолжительность сессий в учебном году для заочной формы
обучения устанавливается на 1-м и 2-м курсах - 30 календарных дней, на
последующих курсах - 40 календарных дней.
2.9 В межсессионный период выполняются домашние контрольные
работы, количество которых в учебном году не более десяти, а по отдельной
дисциплине - не более двух.
Домашние
контрольные
работы
подлежат
обязательному
рецензированию. По согласованию с колледжем выполнение домашних
контрольных работ и их рецензирование может выполняться с
использованием всех доступных современных информационных технологий.
На рецензирование контрольных работ по дисциплинам циклов:
общегуманитарного и социально-экономического, математического и общего
естественнонаучного,
профессионального
(общепрофессиональные)
отводится 0,5 академического часа; по профессиональному циклу, включая
общепрофессиональные дисциплины, ПМ и междисциплинарные курсы - 0,75
академического часа.
Каждая контрольная работа проверяется преподавателем в срок не более
семи дней. Результаты проверки фиксируются в журнале учета домашних
контрольных работ.
По зачтенным работам преподаватель может проводить собеседование
для выяснения возникших при рецензировании вопросов. Дополнительная
оплата за собеседование не предусматривается.
Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению
на основе развернутой рецензии.
2.10 В рамках образовательных программ среднего профессионального
образования проводятся консультации, которые могут быть групповыми,
индивидуальными, письменными, о чем делается соответствующее пояснение
к рабочему учебному плану. При заочной форме обучения консультации по
всем дисциплинам, изучаемым в данном учебном году, планируются из
расчета 4 часов в год на каждого обучающегося и могут проводиться как в
период сессии, так и в межсессионное время.
2.11 Практическая подготовка на заочном отделении выступает формой
организации образовательной деятельности при освоении образовательной

4

программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов
работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и
направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков
и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.
2.12 Образовательная деятельность в форме практической подготовки
может быть организована при реализации учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных
программ, предусмотренных учебным планом.
2.13 Практическая подготовка при реализации учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических
занятий, практикумов, лабораторных занятий, учебной и производственной
практики, а также иных аналогичных видов учебной деятельности,
предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных
элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Практическая подготовка может включать в себя отдельные занятия
лекционного типа, которые предусматривают передачу учебной информации
обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных
с будущей профессиональной деятельностью.
2.14 Практическая подготовка при проведении практики организуется
путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов
работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
При
реализации
образовательных
программ
среднего
профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена
по заочной форме обучения предусматриваются следующие виды практик:
учебная и производственная. Производственная практика включает в себя
следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная
практика. При заочной форме обучения практика реализуется в объеме,
предусмотренном для очной формы обучения.
Учебная практика и практика по профилю специальности при заочной
форме обучения реализуется обучающимся самостоятельно с представлением
и последующей защитой отчета в форме собеседования. Следует иметь в виду,
что обучающиеся, имеющие стаж работы или работающие на должностях,
соответствующих получаемой квалификации, могут освобождаться от
прохождения учебной практики и практики по профилю специальности на
основании предоставленных с места работы справок.
Преддипломная практика является обязательной для всех обучающихся,
в том числе и для обучающихся по заочной форме обучения. Она проводится
после последней сессии и предшествует ГИА. Преддипломная практика
реализуется обучающимся по направлению образовательной деятельности
колледжа, реализующего профессиональные программы подготовки
специалистов среднего звена в объеме 4 -х недель.

5

3 Формирование учебных планов заочного отделения

3.1 Учебные планы заочной формы обучения по конкретным
специальностям среднего профессионального образования разрабатываются
колледжем в соответствии ФГОС СПО на основе учебных планов очной
формы обучения.
3.2 Реализация программы подготовки специалистов среднего звена
осуществляется образовательной организацией на государственном языке
Российской Федерации.
3.3 Максимальный объем аудиторной нагрузки в год при заочной
форме обучения составляет 160 академических часов.
3.4 Наименование дисциплин и их группирование по циклам
идентичны учебным планам для очного обучения.
3.5 Образовательное учреждение применительно к конкретным
условиям самостоятельно разрабатывает графики учебного процесса и
определяет количество часов, отводимое на изучение дисциплин, исходя из
специфики специальности и обучаемого контингента.
3.6 Колледж может проводить установочные занятия в начале каждого
курса, определяя их продолжительность. Отводимое на них время включается
в общую продолжительность сессии на данном курсе. Обзорные занятия
проводятся, как правило, по наиболее сложным темам учебной дисциплины.
При необходимости могут проводиться установочные занятия по учебным
дисциплинам, изучение которых предусмотрено учебным планом на
следующем курсе. Для студентов первого года обучения за счет времени,
отводимого на консультации, могут проводиться установочные занятия по
основам самостоятельной работы.
3.7 Дисциплина «Иностранный язык» реализуется в течение всего
периода обучения; по дисциплине «Физическая культура» предусматриваются
занятия в объеме не менее двух часов, которые проводятся как установочные.
Программа данной дисциплины реализуется в течение всего периода обучения
и выполняется студентами самостоятельно.
3.8 Выполнение курсовой работы (проекта) рассматривается как вид
учебной деятельности по дисциплине профессионального цикла и (или)
профессионального модуля и реализуется в пределах времени, отведенного на
ее изучение и в объеме, предусмотренном рабочим учебным планом для очной
формы обучения.
3.9 В графике учебного процесса рабочего учебного плана фиксируется
только производственная практика и преддипломная практика, а в разделе
«Производственная практика» рабочего учебного плана - все виды практики,
предусмотренные ФГОС по конкретным программам освоения в рамках
среднего профессионального образования.
3.10 Лабораторно-экзаменационные сессии условно фиксируются в
графике учебного процесса. При разработке учебного плана необходимо

6

учитывать, что в общую продолжительность лабораторно-экзаменационных
сессий включаются дни отдыха студентов и сдачи экзаменов, а также время
обязательных учебных занятий.
3.11 Каникулы условно фиксируются в графике учебного процесса.
3.12 Учебный план должен включать: график учебного процесса;
сводные данные по бюджету времени; план учебного процесса.

4 Промежуточная и итоговая аттестация на заочном отделении
4.1 При заочной форме обучения оценка качества освоения
образовательной программы среднего профессионального образования
включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и
Государственную итоговую аттестацию (далее - ГИА) обучающихся.
4.2 Текущий контроль успеваемости представляет собой контроль
освоения программного материала учебных дисциплин, междисциплинарных
курсов, профессиональных модулей. Результаты текущего контроля
успеваемости заносятся в журналы учебных занятий.
4.3
Промежуточная
аттестация
обучающихся
обеспечивает
оперативное управление учебной деятельностью обучающихся и ее
корректировку и проводится с целью определения соответствия уровня и
качества подготовки обучающегося требованиям к результатам освоения
образовательной программы, наличия умений самостоятельной работы.
Промежуточная аттестация может проводиться в форме: экзамена,
зачета, курсовой работы (проекта). Формы и порядок промежуточной
аттестации определяются колледжем самостоятельно и отражаются в рабочем
учебном плане.
4.4 Количество экзаменов в учебном году должно быть не более восьми,
а количество зачетов - 10 (без учета зачетов по физической культуре). В день
проведения экзамена не должны планироваться другие виды учебной
деятельности. Зачет проводятся за счет объема времени, отводимого на
изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса.
4.5 На основании результатов промежуточной аттестации готовится
проект приказа руководителя образовательного учреждения о переводе на
следующий курс студентов, сдавших сессию.
4.6 По ряду объективных причин студенту заочного отделения может
продляться
лабораторно-экзаменационная
сессия,
с
составлением
индивидуального учебного графика.
4.7 Студент заочного отделения, выполнивший все требования
учебного плана, допускается к ГИА приказом директора.

7

4.8 На ГИА отводится шесть недель. Обязательное требование соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию
одного или нескольких профессиональных модулей.
4.9 Виды ИГА определены государственными требованиями,
Федеральными государственными образовательными стандартами и учебным
планом для заочной формы обучения по конкретной специальности.
4.9 По результатам государственной итоговой аттестации выпускнику,
освоившему профессиональные о бразовательные программы выдаётся
диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании
и приложение к нему.

5 Права и обязанности студентов заочного отделения

5.1 Студенты заочного отделения колледжа могут совмещать учебу с
работой
и
пользоваться
при
этом
льготами,
установленными
законодательством Российской Федерации о труде и об образовании. Форма
справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций
работникам, совмещающим работу с получением образования, утверждена
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2013 г. № 1368. Справка-вызов выдается с таким расчетом, чтобы
общая продолжительность отпуска не превышала срока, установленного
статьей 174 Трудового кодекса Российской Федерации. Справка-вызов
выдается не позднее, чем за две недели до начала сессии.
5.2 Студенты заочного отделения имеют право на обучение по
индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном
локальными нормативными актами.
5.3 Студенты заочного отделения имеют право на академический
отпуск в порядке и по основаниям, установленным законодательством.
5.4 Студент имеет право на перевод для получения образования по
другой специальности и (или) по другой форме обучения в порядке,
установленном законодательством об образовании.
5.5 Студент заочного отделения имеет право на бесплатное
пользование
библиотечно-информационными
ресурсами,
учебной,
производственной, научной базой колледжа.
5.6 Студентам заочного отделения на период прохождения
промежуточной и итоговой аттестации, предоставляются жилые помещения

8

в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда
колледжа в порядке, установленном локальным нормативным актом.
5.7 Студенты обязаны выполнять требования устава колледжа,
правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных
актов по вопросам организации и осуществления образовательной
деятельности.
5.8 За неисполнение или нарушение устава колледжа, правил
внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по
вопросам
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности к студентам заочного отделения могут быть применены
меры дисциплинарного взыскания вплоть до отчисления из
образовательной организации.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.