Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации

Рассмотрено на заседании
педагогического совета колледжа
Протокол № 1 от «29» 08.2023г.

ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ ЗНАНИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КИЗЛЯРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Кизляр, 2023

1 .Общие положения

1.1. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации студентов
Государственного

бюджетного

профессионального

образовательного

учреждения

Республики Дагестан «Кизлярский профессионально-педагогический колледж» (далее -

колледж) разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;
- приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении
Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

образовательным программам среднего профессионального образования»;

- Приказом Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Порядок проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО» с

изменениями 05.05.2022 №311,
- Уставом колледжа, другими локальными актами и нормативно-правовыми
документами в сфере образования.

1.2. Положение определяет:

- цели и организацию текущего контроля знаний и умений студентов;

- цели и организацию промежуточной аттестации студентов;
- порядок допуска к промежуточной аттестации и сдачи студентами экзаменов,
зачётов, дифференцированных зачетов, экзаменов (квалификационных);

- порядок ликвидации студентами академической задолженности.

Положение регламентирует

проведение

различных

видов

промежуточной

аттестации в соответствии с утвержденными учебными планами по специальностям и

профессиям среднего профессионального образования графиком учебного процесса,
расписанием учебных занятий и экзаменационных сессий (Приложение 1).

1.3. Настоящее Положение определяет, что качество освоения студентами
образовательных программ оценивается путем осуществления текущего контроля

успеваемости в течение семестра, а также путем проведения промежуточной аттестации

по окончании семестра или в течение семестра по окончании освоения профессионального
модуля (дисциплины, МДК). Текущий контроль успеваемости и промежуточная
аттестация представляют собой единый непрерывный процесс оценки знаний студентов.

2. Текущий контроль знаний, умений
2.1. Текущий контроль знаний, умений студентов обеспечивает оценку уровня

освоения

учебных

дисциплин

(МДК),

профессиональных

модулей

и

проводится

преподавателем регулярно на любом из видов учебных занятий. Целью текущего контроля

является систематическая оценка качества освоения студентами образовательных программ
в течение всего периода обучения. К главной задаче текущего контроля относится

повышение мотивации студентов к регулярной учебной и самостоятельной работе,

углублению знаний, дифференциации итоговой оценки знаний и умений, освоенных
компетенций.
2.2. Текущий контроль знаний, умений может иметь следующие виды:

1) устный опрос на практических и теоретических занятиях;
2) проверка выполнения письменных заданий, практических и расчетнографических работ (в

том числе, домашних и самостоятельных);

3) защита курсовых работ (проектов);
4) защита лабораторных работ;

5) контрольные работы;

6) тестовые задания;
7) контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме);
8) межсессионная аттестация;

9) возможны и другие виды текущего контроля знаний.

2.3. Формы, виды и методы проведения текущего контроля знаний, умений студентов
устанавливаются исходя из специфики учебной дисциплины (МДК), профессионального

модуля в соответствии с рабочей учебной программой и находят отражение при
формировании фондов оценочных средств. Формами текущего контроля мо1ут быть
доклады, сообщения на практических и/или семинарских занятиях, опросы, аудиторные и

внеаудиторные контрольные работы, рефераты, курсовые работы, отчет по практике,
результаты тестирования и т.д. Конкретные формы, виды и методы осуществления текущего

контроля определяются требованиями ФОС и учебно-методического комплекса по
дисциплине или профессионального модуля.
2.4. Преподаватель, осуществляющий текущий контроль, на первом

занятии доводит до сведения студентов требования и критерии оценки знаний, умений по
дисциплине. Каждая форма текущего контроля оценивается в баллах («5», «4», «3», «2») и
‘ i I

обязательно вносится преподавателем в учебный журнал. Результаты текущего контроля
могут служить

основанием для прохождения студентом промежуточной аттестации.

2.5. В начале учебного года или семестра преподаватель, как правило, проводит
входной контроль знаний студентов, приобретённых на предшествующем этапе обучения.
2.6. Контрольная работа, в том числе с применением тестовых заданий, может
проводиться по итогам изучения конкретных разделов (тем) учебной дисциплины,

междисциплинарного курса. Контрольная работа проводится за счет времени, отводимого на
изучение учебной дисциплины.

2.7. При получении неудовлетворительной оценки за контрольную работу студенту в

пределах текущего семестра и в сроки, устанавливаемые преподавателем, предлагается

выполнение нового варианта контрольной работы.
2.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной

работы

по

дисциплине

(дисциплинам)

и

(или)

профессиональному

модулю

профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их)

изучение. На самостоятельную работу по курсовому проекту (работе) отводится часов не
меньше, чем аудиторных и консультационных, запланированных для этих целей.

2.9.

Кроме

часов

аудиторной

работы,

обязательно

планируются

часы

самостоятельной работы и консультаций. Регулярные консультации и иные необходимые
мероприятия по организации самостоятельной работы студентов в пределах учебных часов,
--<4

предусмотренных учебным планом, проводятся в целях углубленного изучения программы,

предупреждения возникновения академической задолженности (либо своевременной ее
ликвидации).

2.10. Студентам,

не

аттестованным или не явившимся

на аттестацию по

уважительной причине, продлевается срок аттестации.

3. Промежуточная аттестация студентов
3.1. Промежуточная аттестация студентов обеспечивает оценку уровня усвоения
знаний и умений, формирования общих и профессиональных компетенций студентов в

процессе освоения учебных дисциплин (МДК), профессиональных модулей.

3.2. Периодичность промежуточной аттестации определяется рабочими учебными

планами и календарными учебными графиками и проводится как непосредственно после

завершения

освоения

учебных

дисциплин,

программ

профессиональных

модулей

(междисциплинарных курсов, прохождения учебной и производственной практики в составе

профессионального модуля) так й в конце каждого семестра.
3.3. Если учебная дисциплина или профессиональный модуль осваиваются в

течение нескольких семестров, промежуточная аттестация каждый семестр может не
проводиться.
3.4. Конкретные формы и процедуры промежуточной аттестации (экзамен, экзамен

(квалификационный), зачет, дифференцированный зачет) по каждой учебной дисциплине и
профессиональному модулю разрабатываются в соответствии с учебным планом по

специальности или профессии среднего профессионального образования, отражаются в
фондах оценочных средств и доводятся до сведения студентов в течение первых двух

месяцев от начала обучения.
3.5. Для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений

поэтапным требованиям соответствующей

: ЭП СПО (текущая и промежуточная

аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и
освоенные компетенции, разрабатываемые преподавателями совместно с представителями
социальных партнеров.

3.6.

Фонды оценочных средств, соответствующие содержанию образовательных

программ, готовятся преподавателем заблаговременно,

подписываются заместителем

директора по учебной работе с указанием даты утверждения и хранятся в документах

предметно-цикловой комиссии.
3.7. Промежуточная

аттестация

в

форме

экзамена

проводится

в

день,

освобожденный от других форм учебной нагрузки. Если дни экзаменов чередуются с днями

учебных занятий и выделение времени на подготовку к экзамену не требуется, экзамен
проводится на следующий день после завершения освоения соответствующей программы.
Если 2 экзамена запланированы в рамках одной календарной недели без учебных занятий

между ними, для подготовки ко второму экзамену, в т. ч. для проведения консультаций,
предусматривается не менее 2 дней.

3.8. Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета

проводится за счет часов, отведенных на освоение соответствующего профессионального

модуля или учебной дисциплины.
3.9. Расписание экзаменов составляется заведующим отделением в соответствии с

рабочим учебным планом, утверждается директором колледжа или заместителем директора
и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за 2 недели до начала

сессии. Расписание экзаменов должно включать консультации. Все экзамены и консультации

проводятся строго по расписанию, что контролируется заведующими отделениями.
3.10. Количество экзаменов в каждом учебном году в процессе промежуточной
ОП по очной форме получения образования, не

аттестации студентов, осваивающих

превышает 8, а количество зачетов и дифференцированных зачетов - 10.
3.11. Если промежуточная аттестация по составным элементам профессионального
модуля (междисциплинарный курс или учебная и производственная практика) не

предусмотрена учебным планом, учитываются результаты текущих форм контроля по

каждому из междисциплинарных курсов, используются накопительные системы оценивания.
3.12. Формой промежуточной аттестации по физической культуре каждый семестр

являются зачеты, которые не учитываются при подсчете допустимого количества зачетов в
учебном

году.

Завершает

освоение

программы

по

физической

культуре

дифференцированный зачет.

3.13. Обязательной формой промежуточной аттестации по профессиональным
модулям является экзамен (квалификационный), который представляет собой форму

независимой

оценки

результатов

обучения

с

участием

работодателей.

Экзамен

(квалификационный) проверяет готовность студента к выполнению указанного вида
профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения
ОПОП». Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной

деятельности освоен / не освоен». Кроме того, по итогам экзамена (квалификационного)
должна быть выставлена оценка. Организация и проведение экзамена (квалификационного)

регулируются Положением о экзамене (квалификационном).
3.14.

Колледж

осуществляет

индивидуальный

учет

результатов

освоения

студентами образовательных программ, а также хранение в архиве данных об этих

результатах на бумажных и (или) электронных носителях.
3.15. Условием допуска к экзамену (квалификационному) является

успешное освоение студентами всех элементов программы профессионального модуля:

теоретической части модуля (междисциплинарного курса) и всех видов практик. Форма

аттестации по учебной и/или производственной практике - дифференцированный зачет, по
междисциплинарному курсу - экзамен или дифференцированный зачет.

3.16. Допуск студентов к промежуточной аттестации осуществляется решением

малого педсовета отделения на основании данных о выполнении студентами требований
учебного плана и программ по соответствующим дисциплинам, профессиональным

модулям, путем подписания зачетно-экзаменационной ведомости. Если фамилия студента не

внесена в ведомость, преподаватель не имеет права принимать экзамен у данного студента
без направления учебной части. Запрещается принимать экзамены у студентов без зачётной

книжки. Результаты промежуточной аттестации студентов вносятся в зачетные книжки
успеваемости.

4. Порядок проведения промежуточной аттестации
4.1.

Промежуточная аттестация в форме экзамена, экзамена (квалификационного)

проводится в специально подготовленном помещении.
4.2.

Студент обязан явиться к началу экзамена, определённого расписанием, и

предъявить преподавателю зачётную книжку. При проведении экзамена в устной форме

студент имеет право на подготовку к ответу в течение 20-25 минут.
4.3.

Во

время

проведения

зачётов/экзаменов

студенты

могут

использовать

вспомогательные материалы и информационные источники (рабочие программы и учебно­
методические комплексы, словари, справочники, нормативные документы, наглядные

пособия и др.). Использование дополнительных, не предусмотренных вышеуказанным
перечнем вспомогательных материалов, в т.ч. с применение электронных средств связи,

являются основанием для удаления студента из аудитории с последующим выставлением в
ведомость неудовлетворительной оценки.

4.4. Минимальное время, предоставляемое студенту на подготовку к ответу на зачете
должно составлять 25 минут, на устном экзамене - не менее одного академического часа. На

сдачу устного экзамена предусматриваются не более одной трети академического часа на

каждого студента, на сдачу письменного экзамена - не более трех часов на учебную группу.
4.5. Для дисциплин, по которым формой промежуточной аттестации

обучающихся являются экзамен, дифференцированный зачёт устанавливаются оценки:
«отлично»,

«хорошо»,

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Если

формой

промежуточной аттестации является зачёт - устанавливаются оценки «зачтено», «не
зачтено». Оценка, полученная на экзамене, зачёте, объявляется студенту. По просьбе

студента экзаменатор мотивирует оценку знаний.

4.6.

Для обеспечения единого подхода к приему экзаменов и зачетов разрабатываются и

утверждаются критерии оценок по каждой дисциплине, обязательные для всех (Приложение
2), которые доводятся до сведения студентов в ходе учебного процесса. При оценке знаний

студента учитываются также:
- результаты текущего контроля;
- посещаемость учебных занятий;

- активность во время семинарских или практических занятий;
- участие в научной работе;

- наличие навыков самостоятельной и исследовательской работы.
4.7. На зачетах и экзаменах имеют право присутствовать директор колледжа и его

заместители, заведующий отделением.
5. Повторная сдача экзаменов, зачётов

5.1. Студенты, не сдавшие зачёты и экзамены в общеустановленные сроки по болезни
или

другим

уважительным

причинам,

а

так

же

студенты,

которым

разрешён

индивидуальный график занятий, могут сдавать зачёты и экзамены в межсессионный период
по индивидуальному графику, устанавливаемому учебной частью колледжа. Директор
колледжа с учётом мнения преподавателей имеет право разрешать хорошо успевающим
студентам досрочную сдачу экзаменов по отдельным дисциплинам (ПМ), если есть

оправдательные документы,

подтверждающие необходимость

досрочной

сдачи

без

освобождения их от текущих занятий по другим дисциплинам.

5.2. Студенты, получившие во время сессии не более трех неудовлетворительных
оценок, имеют право пересдать экзамены (зачёты):
не позднее месяца после окончания зимней сессии;

не позднее 15 сентября по результатам летней сессии.

В приказе о переводе на последующий курс обучения указывается «Переведен
условно»

6. Оформление документации промежуточной аттестации
6.1. Итоги промежуточной аттестации вносятся в экзаменационную ведомость,

полученную преподавателем у заведующего отделением, подписанную заведующим

отделением. Заведующий отделением обеспечивает своевременное оформление ведомости и

предоставление её преподавателю. Ведомость должна содержать наименование дисциплины,
фамилию преподавателя, дату выдачи.
6.2.

ведомость выдаётся

Экзаменационная

преподавателю

под расписку

и

возвращается им заполненной в день сдачи экзамена, зачета, в учебную часть.
6.3. Результаты экзаменов по дисциплинам учебного плана вносятся преподавателем в
учебный журнал, экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента (в левую сторону
зачетной книжки вносится только положительная отметка).

6.4. В

экзаменационную

ведомость

вносятся

как

положительные,

так

и

неудовлетворительные оценки. Неявка на экзамен также отмечается в экзаменационной

ведомости словами «не явился». Исправления в ведомости не допускаются.
6.5. В случае неявки на экзамен (зачёт) по неуважительной причине или в случае
предоставления

справки

о

временной

нетрудоспособности

по

истечении

срока,

установленного п. 3.2 настоящего Положения, заведующим отделением в ведомости
проставляется неудовлетворительная оценка или незачёт.
6.6. Положительные оценки и отметки о сданном зачёте вносятся преподавателем в
зачётную книжку студента (в правую сторону зачетной книжки).

6.7 Экзаменационные ведомости сшиваются и хранятся у заведующего отделением как
документы строгой отчетности в течение нормативного срока освоения основной
профессиональной образовательной программы по данной специальности (направлению).
После истечения срока ведомости сдаются в архив колледжа.

6.8 На основании результатов сдачи экзаменов заведующим отделением готовится
проект приказа о переводе на следующий курс студентов, полностью сдавших
полугодовые сессии.

6.9 Студенты, полностью выполнившие учебный план данного курса, сдавшие все
экзамены и зачеты по дисциплинам, вынесенным в зимнюю и летнюю сессии, приказом

директора колледжа переводятся на следующий курс в установленные сроки.

7. Порядок ликвидации академической задолженности
7.1. Для ликвидации студентами академической задолженности по представлению
заведующего отделением, устанавливаются сроки и порядок сдачи экзаменов в пределах

ликвидации

срока

академической

задолженности,

настоящим

предусмотренной

Положением.

7.2. Студентам, не сдавшим, зачёты и экзамены в установленные сроки по болезни,
подтверждённой

справкой

установленного

образца,

заведующим

представленной

отделением не позднее следующего рабочего дня после выздоровления, по представлению
заведующего отделением приказом директора предоставляется продление экзаменационной
сессии на количество дней их болезни с учётом того, чтобы на подготовку к экзаменам по
каждой

дисциплине

было

отведено

не

менее

2-х дней.

Справка

о

временной

нетрудоспособности регистрируется куратором, а оригинал хранится в личном деле

студента.
7.3. Пересдача экзамена, по которому получена неудовлетворительная оценка, в

период экзаменационной сессии, как правило, не допускается. В отдельных случаях, при
наличии уважительных причин, директор колледжа может разрешить студенту по личному

заявлению пересдачу в период экзаменационной сессии не более одного экзамена.
7.4. Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценки по одному и тому же

предмету допускается не более двух раз.
7.5. Для приёма экзамена (зачёта) при последней повторной пересдаче формируется

аттестационная комиссия не менее, чем из 3-х преподавателей во главе заместителя
директора. Результаты экзамена (зачёта) в таком случае оформляются протоколом

аттестационной комиссии. Решение комиссии является окончательным.

7.6. Пересдача неудовлетворительных оценок или сдача экзамена (зачета), курсового
проекта (работы) производится строго по направлению заведующего отделением с

предъявлением

студентом

индивидуального,

зарегистрированного

в

журнале,

экзаменационного (зачетного) листа, установленной формы, подписанного заведующим

отделения с указанием даты выдачи допуска.
7.7. Студенты, имеющие в результате сессии и периода, отведенного для пересдачи
более трех неудовлетворительных оценок, могут ликвидировать их в течение 10 дней до

начала следующей зачетно -экзаменационной сессии, по представленному заведующим
отделением

графику. В случае не сдачи в указанный срок, студенты не допускаются к

следующей экзаменационной сессии, и ставится вопрос об их отчислении из учебного

заведения.
7.8.

Студентам выпускных курсов разрешается повторная сдача не более 2-х

дисциплин за весь период обучения с целью повышения оценки.
7.9. Перевод студентов с платной формы обучения на бюджетную определяется
отдельным локальным актом колледжа.

8. Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация инвалидов и лиц с ОВЗ.

8.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация инвалидов и лиц с ОВЗ

проводится в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии, текущим
положением.

8.2 Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации
по каждой дисциплине и профессиональному модулю для инвалидов и лиц с ОВЗ
разрабатываются колледжем самостоятельно.

8.3 Форма промежуточной аттестации (экзамен по отдельной дисциплине или
экзамен (квалификационный)

-

модулю),

форма проведения экзамена,

дисциплине

(устная,

письменная

или

экзамен
зачета,

смешанная)

по

МДК,

профессиональному

дифференцированного зачета по

устанавливается

в

начале

соответствующего учебного года и доводится до сведения инвалидов и лиц с ОВЗ в течение
первых двух месяцев от начала обучения.

8.4 В начале обучения инвалида и лица с ОВЗ в колледже осуществляется входной
контроль,

назначение

которого

состоит в определении его способностей,

особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного
контроля устанавливается с учетом индивидуальных, психофизических особенностей
инвалида и лица с ОВЗ и может включать устный/ письменный опрос на бумаге/на
компьютере, в форме тестирования и др.

8.5 Текущий контроль знаний и умений обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, его
виды и формы предусматриваются планами учебных занятий на усмотрение преподавателя с
учетом индивидуальных психофизических особенностей инвалида и лица с ОВЗ.

8.6 Промежуточная аттестация обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ планируется

по каждой дисциплине и профессиональному модулю рабочего учебного плана, включая
дисциплину«Физическая культура».

8.7

Основными

формами

промежуточной аттестации

являются:

(квалификационный); зачет; дифференцированный зачет. Форма
аттестации

устанавливается

с

экзамен;

экзамен

промежуточной

учетом индивидуальных психофизических

особенностей инвалида и лица с ОВЗ и может включать устный/ письменный опрос на
бумаге/на компьютере, в форме тестирования и др.

8.8. При необходимости для инвалидов и лиц с ОВЗ увеличивается время подготовки

к

ответу на зачете/ экзамене.
8.9 При необходимости для обучающихся с ОВЗ и инвалидов промежуточная аттестация
может проводиться в несколько этапов. В этих целях используется рубежный контроль,
который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы

дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня
освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля

определяются преподавателем с учетом индивидуальных психофизических особенностей

обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

Приложение 1
к Положению о текущем контроле знаний и
промежуточной аттестации студентов ГБПОУ РД
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»

Виды промежуточной аттестации

Курсовая работа служит формой проверки умений студента анализировать
сформулированную проблему в избранной теме изучаемой дисциплины, применять
знания при решении практических задач или проблем. Выполнение и защита курсовой

работы производится в течение учебного года в соответствии с учебными и рабочими
планами на заключительном этапе изучения дисциплины.
Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование по избранной теме,

как правило, общепрофессиональных и/или специальных дисциплин, изучаемых на
соответствующем курсе. В качестве курсовой работы по усмотрению преподавателя могут
засчитываться научные доклады, и оцененные на «отлично» и «хорошо», а также главы
дипломной работы.
Дифференцированная

оценка

по

курсовым

работам

в

качестве

зачета

проставляется на основе результатов защиты студентами курсовых работ и (или) на
основании отзыва преподавателя.

Зачет, дифференцированный зачет, комплексный зачет служит формой

проверки усвоения студентами учебного материала: лекционных, практических,
семинарских занятий и лабораторных работ, а также самостоятельной работы студентов.
Зачеты могут устанавливаться как по учебной дисциплине в целом, так и по ее

отдельным разделам.
Зачет проводится за счет объема времени, отводимого на изучение дисциплины.

По результатам зачета студенту выставляется оценка «зачтено» или «не
зачтено». В целях поощрения студентов за систематическую и активную работу на
практических и/или семинарских занятиях допускается проставление оценки без сдачи
зачета. По отдельным дисциплинам зачеты могут проводиться в виде контрольных

работ, тестирования, опроса, написания реферативных работ и т.д. Зачеты по отдельным

курсам, не имеющим экзаменов, проводятся по окончании изучения теоретических и
проведения практических (семинарских) занятий до начала экзаменационной сессии.

Дифференцированные зачеты проставляются по всем видам практик, отдельным

дисциплинам согласно учебным планам колледжа с оценками («отлично», «хорошо»,

«удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Допускается проведение зачетов в

форме коллоквиумов, деловых игр, тестирования и других контрольных мероприятий.
По распоряжению администрации колледжа на зачете может присутствовать

ассистент, как правило, преподаватель той же дисциплины или дисциплины,

межпредметно связанной с зачётной дисциплиной. Зачеты по учебным курсам
проводятся до начала экзаменационной сессии.
Экзамен по учебным дисциплинам или их разделам преследует цель оценить

работу студентов за курс (семестр), полученные теоретические знания, их прочность,
развитие

творческого

мышления,

навыки

самостоятельной

работы,

умение

синтезировать полученные знания и применять их при решении практических задач.
Экзамен принимается преподавателем, проводившим учебные занятия по данной
дисциплине. В случае, если отдельные разделы курса, по которым установлен один

экзамен, читаются несколькими преподавателями, экзамен может проводиться с участием

всех преподавателей, читавших этот курс, но оценка по данному курсу проставляется

одна, так же как на комплексном экзамене. По распоряжению администрации колледжа на

экзамене может присутствовать ассистент.
Успеваемость студентов определяется следующими оценками: «отлично»,
«хорошо»,

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Положительная

оценка

заносится в экзаменационную ведомость, учебный журнал и зачетную книжку студента.
Неудовлетворительная оценка — только в экзаменационную ведомость. Экзаменатор

вправе задавать дополнительные вопросы (к вопросам билета), а также, помимо
теоретических вопросов, давать практические задачи в рамках программы курса.

Экзаменационная оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей
независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля.

В один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами
может составлять не менее 2-х календарных дней. Первый экзамен может быть проведен

в первый день экзаменационной сессии.

Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной

дисциплины (дисциплин) и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы.

Экзаменационные

материалы

должны

целостно

отражать

объем

проверяемых

теоретических знаний. Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам,
выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин),
обсуждается на заседаниях ПЦК и утверждается заместителем директора по учебной

работе не позднее, чем за месяц до начала сессии. Количество вопросов и практических
задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач,

необходимых для составления экзаменационных билетов. На основе разработанного и
объявленного студентам перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для
подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до

студентов не доводится. Вопросы и практические задачи носят равноценный характер.
Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими

двойное толкование.
К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:

- контрольно-оценочные средства

- экзаменационные билеты
-

средства обучения, материалы справочного характера, нормативные документы и

образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;

-

экзаменационная ведомость, подготовленная и подписана заведующим отделения.

Экзамен

комплексный

проводится

с

целью

формирования у

студентов

интегрированных знаний по разным учебным дисциплинам, приобретению комплекса

профессиональных умений и навыков. Комплексный экзамен проводится в период

экзаменационной сессии, установленной графиком учебного процесса рабочего учебного
плана специальности.

К комплексному экзамену допускаются студенты, полностью выполнившие все

лабораторные, контрольные и курсовые работы, практические задания по дисциплинам,
включенным в комплексный экзамен. Комплексный экзамен предусматривается по
дисциплинам, имеющим межпредметные связи. При выборе дисциплин для комплексного
экзамена руководствуются:
сроками изучения дисциплин;

параллельным изучением дисциплин в семестре (семестрах);
одинаковой формой отчетности по дисциплинам;

завершенностью их изучения в одном семестре.
Комплексный экзамен планируется:

на курсе, где не представляется возможным вместить все планируемые формы
контроля в количество дней, определенное ФГОС специальности для проведения
промежуточной аттестации;

на курсе, где количество предполагаемых форм итогового контроля в форме
экзаменов, проводимых в учебном году, превышает верхний предел (8 экзаменов),

установленный ФГОС СПО.
В течение учебного года рекомендуется проведение не более трех комплексных

экзаменов с включением в каждый экзамен не более трех дисциплин. Распределение часов
по дисциплинам, включенным в комплексный экзамен, производится отдельно по каждой

дисциплине с указанием общего количества часов, отведенных на их изучение, в том
числе, аудиторной и самостоятельной работы.
Комплексный экзамен может проводиться в один день.

Для подготовки и проведения комплексного экзамена разрабатывается Программа,

которая утверждается на заседании отделения и доводится до сведения студентов в начале

семестра.
В КОС комплексного экзамена определяются:

форма проведения экзамена (устная, письменная или смешанная);
объем времени на подготовку и проведение комплексного экзамена;

экзаменационные материалы в виде перечня вопросов и практических заданий,

критерии оценки уровня и качества подготовки студентов по дисциплинам.
Экзаменационные материалы составляются на основе рабочих программ учебных

дисциплин, охватывают их наиболее актуальные темы и разделы и должны целостно
отражать объем проверяемых теоретических знаний. Экзаменационные материалы в виде
перечня вопросов и практических задач по разделам и темам, выносимым на экзамен,

разрабатываются преподавателями дисциплин, обсуждаются и утверждаются на заседании

ПЦК. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать
количество

вопросов

и

практических

задач,

необходимых

для

составления

экзаменационных билетов. На основе экзаменационных материалов, включенных в

рабочие программы учебных дисциплин, разрабатываются экзаменационные билеты,
утверждаемые на заседании ПЦК не позднее, чем за две недели до начала промежуточной
аттестации. Содержание утвержденных билетов до студентов не доводится.

К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы: КОСы и
утвержденные экзаменационные билеты;
наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы,

разрешенные к использованию на экзамене;
экзаменационная ведомость.

В период подготовки к комплексному экзамену проводятся консультации по

экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на
консультации. Комплексный экзамен проводится в соответствии с утвержденным

расписанием промежуточной аттестации. На сдачу устного экзамена предусматривается

не более половины академического часа на каждого студента, письменного экзамена - не
более четырех академических часов на учебную группу. На подготовку к ответу первому

студенту предоставляется до 25-30 минут, остальные студенты отвечают в порядке
очередности. В процессе ответа и после его завершения студенту могут задаваться

уточняющие и дополняющие вопросы в пределах утвержденного перечня вопросов и
практических заданий.

По итогам комплексного экзамена преподавателями выставляется согласованная
общая оценка, которая сообщается студенту сразу после ответа или после окончания

экзамена. Экзаменационная оценка формируется на основе ответов на поставленные в
билете вопросы (задачи). Уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично),

4 (хорошо), 3(удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Экзаменационнаяоценка по дисциплине, включенной в комплексный экзамен,
является определяющей (итоговой) в данном семестре независимо от полученных в
процессе обучения оценок (отметок) текущего контроля. Оценка, полученная на

комплексном

экзамене,

неудовлетворительная

выставляется

оценка),

в

также

а

экзаменационную
в

зачетную

ведомость

книжку

(в

студента

т.

ч.

(кроме

неудовлетворительной). Выставленные оценки заверяются подписями преподавателей,
принимавших экзамен.

При внесении записей

в

экзаменационную ведомость,

зачетную

книжку

наименования дисциплин, входящих в комплексный экзамен, указываются в скобках
после слов «Комплексный экзамен». В случае неявки студента на экзамен в

экзаменационной ведомости преподавателем делается отметка «не явился». Если у

студента есть уважительная причина, подтвержденная документально, ему назначается
другой срок сдачи экзамена. Студенту, не явившемуся на экзамен по неуважительной
причине, выставляется неудовлетворительная оценка.

Экзамен (квалификационный)
Итоговой

формой

контроля

по

профессиональному

модулю

является

экзамен

(квалификационный). Он проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного
вида профессиональной деятельности и сформированности у него компетенций,

определенных в разделе «Требования к результатам освоения ОПОП» ФГОС. Итогом
проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен /

не освоен».
Итоговая аттестация по профессиональному модулю, экзамен, проводится как

процедура внешнего оценивания с участием представителей работодателя.
Квалификационный

экзамен

может

состоять

из

одного

или

нескольких

аттестационных испытаний следующих видов:

- защита курсового проекта; оценка производится путем сопоставления установленных
требований с набором документированных свидетельских показаний, содержащихся в
портфолио;
защита производственной практики; оценка производится путем разбора данных

аттестационного листа (характеристики профессиональной деятельности студента на
практике).

С указанием видов работ, выполненных во время практики, их объема.

Качества выполнения в соответствии с технологией и требованиями организации, в
которой проходила практика.

К экзамену (квалификационному) могут быть допущены обучающиеся успешно
освоившие все элементы программы профессионального модуля: теоретическую часть
модуля (МДК) и практики. По отдельным элементам программы профессионального
модуля может проводиться промежуточная аттестация, в соответствии с утвержденным

рабочим учебным планом по специальности. Контроль освоения МДК и прохождения
практики направлен на оценку результатов преимущественно теоретического обучения и
практической подготовленности.

Виды и условия проведения экзамена (квалификационного) определяются
колледжем, для чего разрабатываются комплекты контрольнооценочных средств для

профессиональных модулей. Студенты обеспечиваются КОСами не позднее чем за шесть
месяцев до начала экзамена (квалификационного).

Задания для квалификационного экзамена могут быть 3 типов:

задания, ориентированные на проверку освоения вида деятельности в целом;
задания, проверяющие освоение группы компетенций, соответствующих

определенному разделу модуля;
задания, проверяющие отдельные компетенции внутри профессионального модуля.
При

составлении

профессионально

заданий

значимая

для

необходимо
освоения

вида

что

оценивается

профессиональной

деятельности

иметь

ввиду,

информация, направленная на формирование профессиональных компетенций, а также

общих компетенций. Задания на проверку усвоения необходимого объема информации

должны носить практикоориентированный комплексный характер. Содержание задания
должно быть максимально приближено к ситуации профессиональной деятельности.

Разработка типовых заданий сопровождается установлением критериев для их оценивания
(экспертный лист).

Структура контрольно-оценочных материалов, а также критерии оценки знаний на

аттестационных испытаниях утверждаются заместителем директора по учебной работе

образовательного учреждения после их обсуждения на заседании методического совета

колледжа.
Колледж определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера,
нормативных документов и различных образцов, которые разрешены к использованию

на экзамене.
В период подготовки к экзамену (квалификационному) могут проводиться консультации

за

счет

общего

бюджета

времени,

отведенного

на

консультации.

Экзамен

(квалификационный) проводиться в специально подготовленных помещениях. Время

проведения квалификационного экзамена устанавливается в зависимости от вида

экзамена.
Результатом

освоения

вида

профессиональной

деятельности

по

профессиональному модулю является решение «освоен» или «не освоен», что и заносится

в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Кроме того может быть выставлена

оценка.

Аттестационная комиссия организуется по каждому профессиональному модулю
или единая для группы родственных профессиональных модулей. Аттестационную
комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность

комиссии, обеспечивает единство требований к выпускникам. Председателем комиссии
для проведения экзамена (квалификационного) является представитель работодателя.

Приложение 2
к Положению о текущем, административном контроле знаний
и промежуточной аттестации студентов ГБПОУ РД
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»

Критерии оценки знаний, умений студентов

Рекомендуемые критерии оценки, полученной студентом на итоговой контрольной
работе, зачёте, экзамене:

«Отлично» ставится студенту, проявившему всесторонние и глубокие знания изученного
материала и дополн тельной литературы, обнаружившему творческие способности в

понимании, изложении и практическом использовании материала, а именно:
•
•

полно раскрыто содержание материала в объёме программы, согласно ФГОС;
чётко и правильно даны определения и раскрыто их понятие;

•

приведены практические примеры, в случае необходимости приведены

доказательства, раскрыты математические выкладки;
•

ответ самостоятельный, при ответе использованы межпредметные знания;

•

практические задания выполнены полностью, без ошибок и недочетов.

«Хорошо» ставится студенту, проявившему полное знание изученного материала,
освоившему основную литературу, обнаружившему устойчивый характер знаний и

умений, а также способному к самостоятельному их применению и обновлению в ходе
последующего обучения и практической работе, а именно:
• раскрыто основное содержание материала согласно ГОС, ФГОС;

•

основные определения, раскрыты понятия дисциплины;

•

ответ самостоятельный;

• материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, не соблюдантся
последовательность изложения;
•

допущены небольшие неточности, не соблюдается последовательность изложения;

•

допущены небольшие неточности в выводах и использовании терминов, понятий;

•

практические задания выполнены с незначительными погрешностями.

«Удовлетворительно» ставится студенту, проявившему знания основного минимума
изученного материала в объеме, необходимом для последующего обучения и предстоящей

практической

деятельности,

знакомому

с

основной

литературой,

допустившему

неточности в ответах и/или давшему неполные ответы экзаменатору, а именно:
• представлено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не

всегда последовательно;
• определения и понятия даны не чётко, с незначительными погрешностями;
• допущены ошибки при промежуточных математических выкладках, в выводах;
• ответ не самостоятельный, требующий наводящих вопросов;

• практические задания выполнены с ошибками, требующими корректировки.
«Неудовлетворительно» ставится студенту, обнаружившему существенные пробелы в

знании основного материала, допустившему принципиальные ошибки, которые не
позволяют ему продолжить обучение или приступить к практической работе без
дополнительной подготовки по данной дисциплине, а именно:
• основное содержание учебного материала в соответствии с ГОС, ФГОС не

раскрыто;
• не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя;
• допущены грубые ошибки в определениях, практические примеры или

доказательства не приведены;
• не представлены умения и навыки выполнения практических заданий.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.