Положение об организации и проведении ДЭ

Рассмотрено на заседании
педагогического совета колледжа
Протокол № 1 от «29» 08.2023г.

ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО
ЭКЗАМЕНА В РАМКАХ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ И
ГОСУДАРСТВЕКННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ
БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КИЗЛЯРСКИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Кизляр, 2023

I. Общие положения
1.1. Настоящее
Положение
об
организации
и
проведении
демонстрационного экзамена в рамках промежуточной аттестации и
государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего
профессионального
образования
в
государственном
бюджетном
профессиональном
образовательном
учреждении
Республики
Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж» (далее - Положение,
колледж) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральными
государственными
образовательными
стандартами
среднего профессионального образования по специальностям и профессиям;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 мая
2022 г. № 336 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего
профессионального образования и установлении соответствия отдельных
профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных
в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального
образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении
перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24
августа 2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего
профессионального образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08 ноября
2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой
аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования»;
- Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от
01 апреля 2019 г. № Р-42 «Об утверждении методических рекомендаций о
проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного
экзамена»;
- Приказом ФГБОУ ДПО ИРПО от 22 июня 2023 г. № П-291 «О введении в
действие Методики организации и проведения демонстрационного экзамена»;
- Приказом ФГБОУ ДПО ИРПО от 28 февраля 2023 № П-70 «О введении в
действие Положения о методической поддержке системы профессионального
образования и лиц, планирующих или осуществляющих деятельность членов
экспертных групп при проведении демонстрационного экзамена, посредством
обучения и добровольной аккредитации в качестве эксперта демонстрационного
экзамена»;
- Приказом ФГБОУ ДПО ИРПО от 4 апреля 2023 года № П-152 «О введении
в действие специальной программы обучения «Эксперт демонстрационного
экзамена»;
- Приказом ФГБОУ ДПО ИРПО от 26 апреля 2023 № П-200 «О введении в

действие Методики расчета доли обучающихся по программам СПО, которые
прошли процедуру аттестации в форме демонстрационного экзамена по всем
УГПС, по которым предусмотрена соответствующая форма аттестации».
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения
демонстрационного экзамена в оценочных процедурах итоговой и промежуточной
аттестации по образовательным программам среднего профессионального
образования в техникуме.

II. Цели и задачи проведения демонстрационного экзамена
2.1. Демонстрационный экзамен - процедура оценки уровня знаний, умений
и практических навыков в условиях моделирования реальных профессиональных
условий и процессов.
2.2. Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру
промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации обучающихся
- это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая
решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка
труда без проведения дополнительных процедур.
2.3. Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате
демонстрационного экзамена получают возможность:
- одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО подтвердить свою квалификацию без
прохождения дополнительных аттестационных испытаний;
- подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным
модулям,
востребованным
предприятиями-работодателями
и
получить
предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из колледжа;
- одновременно с получением диплома о среднем профессиональном
образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый
предприятиями.
2.4. Для колледжа проведение аттестационных испытаний в формате
демонстрационного экзамена - это возможность объективно оценить содержание и
качество
образовательных
программ,
материально-техническую
базу,
уровень
квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в
соответствии с которыми определить точки роста и дальнейшего развития.
2.5. Предприятия (потенциальные работодатели), участвующие в оценке
экзамена, по его результатам могут осуществить подбор лучших молодых
специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их
профессиональные умения и навыки, а также определить колледж для
сотрудничества в области подготовки и обучения персонала.

III. Термины и определения
3.1. Государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) - часть
образовательной программы, завершающая ее освоение. Является обязательной и
направлена на оценку соответствия результатов освоения обучающимися
основной
образовательной
программы
соответствующим
требованиям
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего

профессионального образования (далее - ФГОС СПО).
3.2. Промежуточная аттестация - часть образовательной программы,
завершающая освоение отдельной части или всего объема учебного предмета,
курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. Проводится в формах,
определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной
организацией.
3.3. Демонстрационный экзамен - форма государственной итоговой и
промежуточной аттестации по образовательным программам среднего
профессионального образования, направленная на определение уровня освоения
выпускником, обучающимся материала, предусмотренного образовательной
программой или ее частью, и степени сформированности профессиональных
умений и навыков путем проведения независимой экспертной оценки
выполненных выпускником, обучающимся практических заданий в условиях
реальных или смоделированных производственных процессов.
3.4. Центр проведения демонстрационного экзамена (далее - ЦПДЭ) площадка, оборудованная и оснащенная в соответствии с комплектом оценочной
документации для проведения демонстрационного экзамена на территории
образовательной организации или иной организации.
3.5. Комплект оценочной документации (далее - КОД) - комплект
документов и материалов, содержащих комплекс требований для проведения
демонстрационного экзамена, включающий в себя перечень оборудования и
оснащения, расходных материалов, средств обучения и воспитания, план
застройки площадки демонстрационного экзамена, требования к составу
экспертных групп, инструкции по технике безопасности, а также образцы заданий.
3.6. Задание демонстрационного экзамена - практическая задача,
моделирующая профессиональную деятельность и выполняемая в режиме
реального времени.
3.7. Критерии оценивания - разработанная система оценки задания
демонстрационного экзамена, основанная на отдельных профессиональных
компетенциях, устанавливающая структуру общей суммы баллов, выставляемых
по результатам процедуры оценивания.
3.8. Участники демонстрационного экзамена - выпускники и обучающиеся
образовательных организаций по образовательным программам среднего
профессионального образования, допущенные по решению образовательной
организации до промежуточной аттестации и государственной итоговой
аттестации в форме демонстрационного экзамена.
3.9. Эксперт экспертной группы - лицо, обладающее профессиональными
знаниями, навыками и опытом в сфере, соответствующей профессии,
специальности среднего профессионального образования, по которой проводится
демонстрационный экзамен и которому выдан сертификат эксперта, действие
которого не прекращено, данные о котором внесены в реестр сертифицированных
экспертов или прошедшее подготовку в качестве эксперта демонстрационного
экзамена в федеральном государственном образовательном учреждении
дополнительного
профессионального
образования
«Институт
развития
профессионального образования».
3.10. Главный эксперт - эксперт, организующий и контролирующий
деятельность возглавляемой экспертной группы, создаваемой в составе
государственной экзаменационной комиссии, не участвующий в оценивании

результатов государственной итоговой аттестации, а также обеспечивающий
соблюдение всех требований к проведению государственной итоговой аттестации
в форме демонстрационного экзамена, назначенный по решению образовательной
организации.
3.11. Технический эксперт - лицо, ответственное за техническое состояние
оборудования и его эксплуатацию, функционирование инфраструктуры центра
проведения демонстрационного экзамена, а также соблюдение всеми
присутствующими на площадке лицами требований охраны труда и техники
безопасности. Назначается приказом руководителя организации, на базе которой
создан центр проведения демонстрационного экзамена.
3.12. Экспертная группа - группа экспертов в составе государственной
экзаменационной комиссии, создаваемая по каждой профессии, специальности
среднего профессионального образования или виду деятельности, по которому
проводится демонстрационный экзамен.
3.13. Экзаменационная группа - группа выпускников, обучающихся
образовательной организации, проходящая демонстрационной экзамен, как
правило, в соответствии с требованиями одного комплекта оценочной
документации, из одной учебной группы, в рамках одной профессии,
специальности среднего профессионального образования, в одном центре
проведения демонстрационного экзамена, созданная решением образовательной
организации.
3.14. Продолжительность демонстрационного экзамена - промежуток
времени, непосредственно затрачиваемый участниками демонстрационного
экзамена на выполнение задания демонстрационного экзамена, который может
быть ограничен в соответствии с требованиями комплекта оценочной
документации.
3.15. Подготовительный день демонстрационного экзамена - день,
назначаемый не позднее чем за один рабочий день до дня проведения
демонстрационного экзамена, в течение которого главным экспертом проводится
комплекс мероприятий по проверке готовности ЦПДЭ, включающий в себя осмотр
ЦПДЭ, распределение обязанностей между членами экспертной группы,
распределение
рабочих
мест
и
знакомство
с
ними
участников
демонстрационного
экзамена, проводится в присутствии членов экспертной группы, технического
эксперта, участников демонстрационного экзамена в соответствии с графиком
проведения демонстрационного экзамена.

IV. Проведение демонстрационного экзамена
4.1. Допуск к экзамену осуществляется главным экспертом на основании
документа, удостоверяющего личность.
4.2. К
демонстрационному
экзамену
допускаются
участники
демонстрацион- ного экзамена, прошедшие ознакомление с требованиями охраны
труда и безопасности производства, а также ознакомившиеся с рабочими местами.
4.3. К оценке выполнения заданий демонстрационного экзамена
допускаются члены Экспертной группы, прошедшие ознакомление с
требованиями охраны труда и техники безопасности, а также ознакомившиеся с
распределением обязанностей.

4.4. Перед началом экзамена членами Экспертной группы, участникам
демонстрационного экзамена разъясняются их права и обязанности, обращается
внимание на установленные запреты и ограничения в период проведения
демонстрационного экзамена, включая необходимость недопущения у указанных
лиц запрещенных средств и предметов и необходимость их сдачи на период
нахождения в центре проведения демонстрационного экзамена во время
проведения демонстрационного экзамена.
4.5. Главным экспертом выдаются задания демонстрационного экзамена
каждому участнику в бумажном виде, членам экспертной группы дополнительно
критерии оценивания в разрезе установленного распределения обязанностей и
состава экзаменационных групп, дополнительные инструкции к ним (при
наличии), а также разъясняются правила поведения во время демонстрационного
экзамена.
4.6. После получения экзаменационного задания и дополнительных
материалов к нему, участникам предоставляется время на ознакомление и
возникающие вопросы, которое не включается в общее время проведения экзамена
и составляет не менее 15 минут.
4.7. По завершению процедуры ознакомления с заданием участники
подписывают протокол распределения рабочих мест и ознакомления участников с
документацией, оборудованием и рабочими местами, оформляемый по каждой
экзаменационной группе. Протокол проведения демонстрационного экзамена
подписывается главным экспертом и экспертами после завершения
демонстрационного экзамена, участники демонстрационного экзамена протокол
проведения демонстрационного экзамена не подписывают.
4.8. К выполнению экзаменационных заданий участники приступают после
указания главного эксперта и фиксации времени начала проведения
демонстрационного экзамена в протоколе проведения демонстрационного
экзамена.
4.9. Организация деятельности экспертной группы по оценке выполнения
заданий демонстрационного экзамена осуществляется главным экспертом.
4.10. Главный эксперт обязан находиться в центре проведения
демонстрационного экзамена в течение
всего
времени проведения
демонстрационного экзамена и завершения процедуры оценивания результатов
демонстрационного экзамена.
4.11. В ходе проведения экзамена участникам запрещаются контакты с
другими участниками или членами экспертной группы без разрешения главного
эксперта если иное не предусмотрено требованиями комплекта оценочной
документации и не связано с обеспечением выполнения требований охраны труда
и производственной безопасности.
4.12. В случае возникновения несчастного случая или болезни
экзаменуемого главным экспертом незамедлительно принимаются действия по
привлечению ответственных лиц от ЦПДЭ для оказания медицинской помощи и
уведомляется представитель образовательной организации, которую представляет
экзаменуемый (далее - сопровождающее лицо). Далее с привлечением
сопровождающего лица принимается решение об отстранении экзаменуемого от
дальнейшего участия в экзамене или назначении ему дополнительного времени в
пределах времени, предусмотренного планом проведения демонстрационного
экзамена и требованиями комплекта оценочной документации.

4.13. В случае отстранения, экзаменуемого от дальнейшего участия в
экзамене ввиду болезни или несчастного случая, ему начисляются баллы за любую
завершенную работу по его желанию.
4.14. Вышеуказанные случаи подлежат обязательной регистрации в
Протоколе проведения демонстрационного экзамена.
4.15. Участник, нарушивший правила поведения на экзамене и чье
поведение мешает процедуре проведения экзамена, получает предупреждение с
занесением в протокол проведения демонстрационного экзамена. Потерянное
время при этом не компенсируется участнику, нарушившему правило.
4.16. После повторного предупреждения участник может быть удален из
центра проведения демонстрационного экзамена если его действия (бездействия)
влекут нарушение объективности демонстрационного экзамена, мешают другим
участникам демонстрационного экзамена, нарушают требования охраны труда и
безопасности производства.
4.17. В
процессе
выполнения
заданий
экзаменуемые
обязаны
неукоснительно соблюдать требования охраны труда и безопасности
производства. Несоблюдение экзаменуемыми указанных требований может
привести к потере баллов в соответствии с критериями оценки. Систематическое и
грубое нарушение норм безопасности может привести к временному или
окончательному отстранению экзаменуемого от выполнения экзаменационных
заданий.
4.18. Процедура проведения демонстрационного экзамена проходит с
соблюдением принципов объективности, справедливости и открытости. Вся
информация и инструкции по выполнению заданий экзамена от главного эксперта
и членов экспертной группы, в том числе с целью оказания необходимой помощи,
должны быть четкими и недвусмысленными, не дающими преимущества тому или
иному участнику.
4.19. Обеспечение соблюдения требований охраны труда и безопасности
производства, сохранение жизни и здоровья участников демонстрационного
экзамена и других лиц, привлеченных к организации и проведению
демонстрационного экзамена, являются высшим приоритетом и не могут
уклоняться в пользу каких-либо иных факторов и обстоятельств.
4.20. Вмешательство иных лиц, которое может помешать участникам
завершить экзаменационное задание, не допускается.
4.21. Оценка не должна выставляться в присутствии участника
демонстрационного экзамена, если иное не предусмотрено комплектом оценочной
документации.
4.22. Процедура оценивания результатов выполнения экзаменационных
заданий осуществляется в соответствии требованиями комплекта оценочной
документации, критериями оценивания.
4.23. Баллы выставляются членами Экспертной группы вручную с
использованием предоставленных главным экспертом ведомостей.
4.24. Одно из главных требований при выполнении оценки заданий
демонстрационного экзамена - это обеспечение равных условий для всех
участников демонстрационного экзамена.
4.25. После всех оценочных процедур, главным экспертом и членами
экспертной группы производится сверка баллов, их внесение в протокол
проведения демонстрационного экзамена.

4.26. Если
демонстрационный
экзамен
проводится
как
форма
государственной итоговой аттестации,
к сверке привлекается член
государственной экзаменационной комиссии, присутствовавший в центре
проведения демонстрационного экзамена и не входящий в состав
экзаменационной группы.
4.27. Перевод полученного количества баллов в оценки осуществляется
государственной экзаменационной комиссией с обязательным участием главного
эксперта в соответствии со шкалой перевода, утвержденной в Программе
государственной итоговой аттестации по конкретной специальности СПО.
Максимальное количество баллов, которое возможно получить за выполнение
задания демонстрационного экзамена, принимается за 100%.
Оценка ГИА/промежуточной
аттестации
Отношение полученного
количества баллов к максимально
возможному (в процентах)

«2»

«3»

«4»

«5»

0,00% 19,99%

20,00% 39,99%

40,00% 69,99%

70,00% 100,00%

4.28 Оригинал протокола проведения демонстрационного экзамена
передается в государственную экзаменационную комиссию для выставления
итоговых оценок по результатам государственной итоговой аттестации, в
дальнейшем хранится в образовательной организации.
4.29. По результатам государственной итоговой аттестации, проводимой в
форме демонстрационного экзамена, обучающийся имеет право подать в
апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по
его мнению, установленного порядка проведения государственной итоговой
аттестации и (или) несогласии с ее результатами.
4.30.
Состав апелляционной комиссии утверждается техникумом
одновременно с утверждением состава государственной экзаменационной
комиссии.
V. Заключительные положения
5.1. Положение включает в себя требования регламентирующего
характера,
которые распространяются на всех лиц, участвующих в подготовке и проведении
демонстрационного экзамена, и могут быть использованы как непосредственно,
так и в качестве основы для разработки других регламентирующих документов.
5.2. По всем вопросам, не включенным в настоящее Положение и не
предусмотренным его регламентирующими разделами в части проведения
демонстрационного
экзамена,
следует
основываться
на
требованиях
законодательства Российской Федерации в сфере образования и требованиях
комплекта оценочной документации.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.