Положение об организации образовательного процесса для инвалидов

Рассмотрено на заседании
педагогического совета колледжа
Протокол № 1 от «29» 08.2023г.

ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ
ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КИЗЛЯРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Кизляр, 2023

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.
Настоящее положение (далее - Положение) определяет особенности
организации образовательной деятельности для обучающихся инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья (далее - инвалиды и лица с ОВЗ) по программам
среднего
профессионального
образования
в
государственном
бюджетном
профессиональном образовательном учреждении Республики Дагестан «Кизлярский
профессионально-педагогический колледж»(далее - Колледж).
12.
Положение разработано в соответствии со следующими нормативными
правовыми актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации».
- Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 N 762 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 21.09.2022 N 70167);
- Приказ Минпросвещения России от 02.09.2020 N 457 «Об утверждении Порядка
приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2020 N 60770);
- Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 N 800 «Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
07.12.2021 N66211);
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка
обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в
сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (Зарегистрировано
в Минюсте России 08.12.2015 N 40000);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28
«Об
утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»)
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573);
- Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 «О направлении
Требований» (вместе с "Требованиями к организации образовательного процесса для
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных
образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса", утв.
Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн);
- Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 «Об обеспечении
условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (вместе с
«Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки
Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения
условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере
образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» и от 2 декабря 2015 г. N
1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования
и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для
инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»),
13. Содержание среднего профессионального образования и условия организации
обучения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ
осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости
для обучения указанных обучающихся.
1.4.
Обучение по образовательным программам среднего профессионального
образования (далее - СПО) обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с учетом
особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния
здоровья таких обучающихся.
1.5.
Колледж создает специальные условия для получения среднего
профессионального образования обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ.
Под специальными условиями для получения среднего профессионального
образования обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ понимаются условия обучения,
воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, обеспечение
доступа в здания Колледжа и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ.
1.6.
В целях доступности получения среднего профессионального образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Колледжем обеспечивается:
1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с
учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному
стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов;
- размещение в доступных для слепых или слабовидящих обучающихся местах и в
адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о
расписании лекций, учебных занятий;
- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов;
- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего
собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающего местом для
размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий
визуальной;
- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата,
созданы материально-технические условия,
обеспечивающие возможность
беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и
другие помещения Колледжа, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие
пандусов, поручней, расширенных дверных проемов).
1.7. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может
быть организовано в Колледже как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных
группах.
1.8. При организации обучения по программам подготовки специалистов среднего
звена (далее - ППССЗ) обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ Колледж вправе применять
электронное обучение, предусматривающее возможность приема-передачи информации в
доступных для них формах.
С учетом особых потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ обеспечивается
предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
1.9. Образование обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ может реализовываться
через следующие модели:
1.9.1.
Полная инклюзия - обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ посещают Колледж
наряду с другими обучающимися и обучаются по индивидуальным учебным планам,
которые могут совпадать с учебным планом соответствующей учебной группы, а также
могут посещать внеурочные мероприятия.

1.92.
Частичная инклюзия - обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ совмещают
индивидуальное обучение на дому с посещением аудиторных учебных занятий и обучаются
по индивидуальным учебным планам; могут посещать внеучебные мероприятия, если это
не противоречит рекомендациям медико-социальной экспертизы или психолого-медико­
педагогической комиссии.
1.10. Колледж организует сбор сведений об обучающихся инвалидах и лицах с ОВЗ,
обеспечивает их систематический учет. Основными источниками сведений являются:
приемная комиссия, учебная часть Колледжа, медицинский кабинет, информация,
полученная кураторами групп.
1.11. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, как и для остальных обучающихся,
установлена пятидневная учебная неделя.

2. ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
2.1. Работа педагогического коллектива с обучающимися инвалидами и лицами с
ОВЗ заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании
условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, в обеспечении
психологической защищенности абитуриентов и обучающихся в поддержке и укреплении
их психического здоровья, в осуществлении социальной защиты, выявлении потребности
обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их семей в сфере социальной поддержки, в
определении направления помощи в адаптации и социализации, в участии в установленном
законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению
защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного
самоуправления.
22.
Педагогические работники Колледжа должны быть ознакомлены с психолого­
физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и учитывать их
при организации образовательного процесса.

3.

ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТЕ С АБИТУРИЕНТАМИ ИЗ ЧИСЛА
ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ

3.1. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ОВЗ
в Колледже должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному
самоопределению.
32. Основными формами профориентационной работы в Колледже являются: дни
открытых дверей, консультации по вопросам приема и обучения для данной категории
обучающихся и родителей.
33.
Особенности поступления в Колледж для лиц с ОВЗ определяются Правилами
приема в Колледж на обучение по образовательным программам среднего
профессионального образования.
3.4. На сайте Колледжа в сети Интернет в разделе «Материально-техническое
обеспечение и оснащенность образовательного процесса» содержится информация о
наличии в Колледже специальных условий для получения образования обучающихся
инвалидов и лиц с ОВЗ.
3.5.
Зачисление на обучение по адаптированной образовательной программе
осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или лица с ОВЗ на
основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или
психолого-медико-педагогической комиссии. Возможен перевод обучающегося инвалида
или лица с ОВЗ на адаптированную образовательную программу в процессе обучения.
3.6. Инвалид при поступлении на адаптированную образовательную программу
должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-

инвалида) с рекомендацией об обучении по данной специальности, содержащую
информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения
относительно рекомендованных условий и видов труда. Лицо с ограниченными
возможностями здоровья при поступлении на адаптированную образовательную программу должно
предъявить заключение психолого- медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении
по данной специальности, содержащей информацию о необходимых специальных условиях
обучения.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТУПНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
КОЛЛЕДЖА И БЕЗОПАСНОМУ НАХОЖДЕНИЮ В НИХ
4.1. Создание безбарьерной среды в Колледже учитывает особенности здоровья
обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
42. Для
беспрепятственного,
безопасного
и
удобного
передвижения
маломобильных студентов, доступности путей движения на территории и в комплексе
зданий Колледжа создана безбарьерная архитектурная среда, учитывающая потребности
инвалидов и лиц с ОВЗ:
вход оснащен подъездными пандусами,
на первом этаже корпуса оборудован специализированный санитарный узел,
на автомобильной стоянке Колледжа выделены отдельные парковочные
места.

5.
ТРЕБОВАНИЯ К АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
5.1. В целях обеспечения права инвалидов и лиц с ОВЗ на получение среднего
профессионального образования, а также реализации специальных условий для обучения
данной категории обучающихся Колледж разрабатывает при необходимости,
адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования,
ориентированные на решение следующих задач:
создание в Колледже условий, необходимых для получения среднего
профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, их социализации и адаптации;
повышение уровня доступности среднего профессионального образования для
инвалидов и лиц с ОВЗ;
повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и
лиц с ОВЗ;
возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для
обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ;
формирование в Колледже толерантной социокультурной среды.
52. Адаптированная образовательная программа среднего профессионального
образования (далее - адаптированная образовательная программа) содержит комплекс
учебно-методической документации, включающий учебный план, календарный учебный
график, рабочие программы общеобразовательных дисциплин, учебных дисциплин,
профессиональных модулей, иных компонентов, определяет объем и содержание
образования по специальности СПО, планируемые результаты освоения ППССЗ,
специальные условия образовательной деятельности.
Адаптированная образовательная программа должна обеспечивать достижение
обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ результатов, установленных

соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами
среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО).
53. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается
Колледжем самостоятельно на основе соответствующего ФГОС СПО по специальности и в
соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ОВЗ, их
индивидуальных возможностей.
5.4.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается в отношении
обучающихся с конкретными видами ограничения здоровья, с учетом рекомендаций,
данных обучающимся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, или
индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).
5.5. При проектировании содержания адаптированной образовательной программы
особое внимание уделяется описанию способов и приемов, посредством которых
обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.
5.6.
В структуру адаптированной образовательной программы, в отличие от
универсальных ППССЗ, включен адаптационный учебный цикл. Адаптационный учебный
цикл состоит из адаптационных учебных дисциплин, перечень которых определяется
Колледжем самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся.
Введение адаптационных дисциплин предназначено для дополнительной
индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений,
профессиональной и социальной адаптации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
5.7. Все учебные циклы (кроме адаптационного) реализуются для обучающихся
инвалидов и лиц с ОВЗ в объемах, установленных в соответствии с ФГОС СПО по
специальности.
5.8. В рамках адаптированной образовательной программы реализуется учебная
дисциплина «Физическая культура». Колледж самостоятельно устанавливает порядок и
формы освоения данной учебной дисциплины для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
5.9. Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями
обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, уровнем
профессиональной
подготовки
преподавателей, методического
и материальнотехнического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися,
наличием времени на подготовку и т.д. В образовательном процессе используются
социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной
реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных
отношений с другими обучающимися, создания комфортного психологического климата в
учебной группе.
5.10. В рамках адаптированной образовательной программы реализуются все виды
практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по специальности. Для
обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ форма проведения практики устанавливается
Колледжем самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
5.11.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости,
промежуточной и государственной итоговой аттестации могут создаваться альтернативные
фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ,
позволяющие оценивать достижение ими результатов
обучения и уровень
сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Формы проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с
ОВЗ устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно,
письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При
необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки
ответа при прохождении аттестации.
5.12.
Порядок проведения государственной итоговой аттестации для
выпускников инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается Колледжем самостоятельно на основе
Положения о государственной итоговой аттестации выпускников по образовательным
программам среднего профессионального образования.

5.13. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному
учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных
потребностей. При составлении индивидуального учебного плана могут предусматриваться
различные варианты проведения занятий: в Колледже (в учебной группе), на дому с
использованием дистанционных образовательных технологий.
5.14. По окончании обучения выпускники инвалиды и выпускники с ОВЗ должны
освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные
выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС СПО видов
деятельности. Введение каких-либо дифференциаций и ограничений в адаптированные
образовательные программы в отношении профессиональной деятельности выпускников
инвалидов и выпускников с ОВЗ не допускается.
5.15.
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа
инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляются во взаимодействии с государственными центрами
занятости населения, общественными организациями инвалидов, образовательными
организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию
трудоустройству указанных лиц.
Основными формами содействия трудоустройств у выпускника из числа инвалидов
и лиц с ОВЗ являются презентации и встречи работодателей с обучающимися выпускных
учебных групп, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастерклассы и тренинги. В программах подготовки в рамках адаптационных учебных дисциплин
может быть предусмотрена подготовка выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ к
трудоустройству, как следующему этапу социализации, связанному непосредственно с
полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы
компетенций.

6. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКСНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
6.1.
Организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса
обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ направлено на контроль учебной деятельности в
соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.
Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за
посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае
заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих
обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, в ликвидации
академических
задолженностей;
коррекцию
взаимодействия
обучающегося
и
преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по
психофизическим особенностям обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, коррекцию трудных
ситуаций; периодические инструктажи для преподавателей и иную деятельность.
62. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся,
имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на
изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, его профессиональное
становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции
личностных искажений.
63. Медико-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического
состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала,
приспособляемости к учебе.
6.4.
Колледж формирует профессиональную и социокультурную среду,
способствующую формированию готовности всех членов коллектива к общению и
сотрудничеству. Способности воспринимать социальные, личностные и культурные
различия.
6.5.
Колледж располагает медицинским пунктом для оказания первой
медицинской помощи, осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных
мероприятий, пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди

обучающихся в виде лекций и бесед, наглядной агитации.
6.6. Колледж обеспечивает универсальность требований к устройству зданий и
помещений, содержанию и организации режима работы (к воздушно-тепловому режиму,
естественному и искусственному освещению помещений, водоснабжению и канализации,
организации медицинского обслуживания, Санитарному состоянию и содержанию
помещений и т.д.) в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами.

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента подписания директором
Колледжа.
'll. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение осуществляется в
том же порядке, что и его принятие.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.