Рассмотрено на заседании педагогического совета колледжа Протокол № 1 от «29» 08.2023г. ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ в ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КИЗЛЯРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Кизляр, 2023 2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регулирует условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Дагестан «Кизлярский профессионально-педагогический колледж» (далее-колледж). 1.2. Настоящее Положение разработано на основании следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства РФ от 5.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями); Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 № 697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности»; Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2022 № 70167) (вступает в силу с 01.03.2023); Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (с изменениями и дополнениями); Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденные Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн (Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014 № 06-281 «О направлении Требований»); Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (Письмо Минпросвещения России от 09.11.2022 № 05-1999 «О направлении Методических рекомендаций»); Письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»; Устав колледжа. 1.3. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. 1.4. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 1.5. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 1.6. Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание техникума, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 1.7. Основными задачами организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже являются: - создание специальных условий для получения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья образования соответствующего уровня с учетом их потребностей и возможностей; - создание условий для социальной поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - адаптация основных образовательных программ с учетом индивидуальных возможностей и потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание индивидуальной образовательной траектории; - разработка методического инструментария, адаптирующего представление учебного материала к возможностям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по его восприятию и усвоению; - совершенствование профессиональной компетентности педагогических - работников через создание условий дополнительной подготовки с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфике приема-передачи 4 учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека; - создание в колледже безбарьерной и толерантной социокультурной среды. 2. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 2.1. В штате Колледжа имеются должности педагога-психолога, который осуществляют комплексное сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Работа педагога-психолога с инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Колледже заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности поступающих и обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья. Педагог-психолог осуществляет социальную защиту, выявляет потребности инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления. 2.2. Деятельность кураторов заключается в индивидуальной работе с инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе и процессе социализации. Куратор проводит дополнительные индивидуальные консультации и занятия с обучающимися, организованные для оказания помощи в освоении учебного материала, объяснения и подкрепления содержания учебных дисциплин и выработки навыков к обучению в Колледже. 2.3. Педагогические работники информируются о психолого физиологических особенностях инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и учитывают их при организации образовательного процесса. 3 Требования к работе с поступающими из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 3.1. Организация профориентационной работы с абитуриентами из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Колледже способствует их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации. 5 3.2. Особое значение при профессиональной ориентации имеет подбор одной или нескольких профессий или специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями. 3.3. Основными формами профориентационной работы в Колледже являются: - профориентационное тестирование; - дни открытых дверей; - консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения; - рекламно-информационные материалы для данных обучающихся; 3.4. На сайте Колледжа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается информация, отражающая наличие в Колледже специальных условий для получения образования инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, образовательных программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование специальных технических и программных средств обучения, дистанционных образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 4. Требования к доступности зданий и сооружений Колледжа и безопасного в них нахождения 4.1. При создании безбарьерной среды в Колледже учитываются потребности лиц с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 4.2. Безбарьерная среда Колледжа должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включает обеспечение доступности путей движения, наличие средств информационно навигационной поддержки. 4.3. Помещения, где могут находиться лица, передвигающиеся на креслах-колясках, размещены на первом этаже учебных корпусов. Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение размера зоны на одно место, увеличения ширины прохода между рядами столов, замену двухместных столов на одноместные. Для обучающихся с нарушениями зрения и слуха в стандартной аудитории отведены первые столы в ряду у окна и в среднем ряду. 6 5. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса 5.1. Учебная аудитория для студентов с нарушением слуха, должна быть оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. В процессе обучения слабослышащих также применяются видеоматериалы. 5.2. Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях должна быть предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра. 5.3. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо использование альтернативных устройств ввода информации. Используются специальные возможности операционных систем, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши. 6. Требования к адаптации образовательных программ и учебно методическому обеспечению образовательного процесса 6.1. Введение адаптационных дисциплин в программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена, реализуемых в Колледже, предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 6.2. Колледж обеспечивает обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья возможность освоения при необходимости специализированных адаптационных дисциплин, включаемых в вариативную часть указанных программ. Это могут быть дисциплины социально- гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор адаптационных дисциплин определяется Колледжем самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей инвалидов и обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья. 6.3. Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обусловливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д. В образовательном процессе используются социально активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации 7 с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. 6.4. Подбор и разработка учебных материалов в Колледже производится с учетом специфических особенностей восприятия, переработки материала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах, в частности, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально. С учетом особых потребностей инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья техникумом обеспечивается предоставление учебных и лекционных материалов в электронном виде. 6.5. При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся, имеющим инвалидность, Колледж учитывает рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. 6.6. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся Колледж при необходимости создает фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Основными способами адаптации оценочных материалов являются: Для лиц с нарушением зрения: - в печатной форме увеличенным шрифтом; - в форме электронного документа; - в форме аудиофайла; - в печатной форме на языке Брайля; Для лиц с нарушениями слуха: - в печатной форме; - в форме электронного документа. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: - в печатной форме увеличенным шрифтом; - в форме электронного документа; - в форме аудиофайла. 6.7. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации. 8 6.8. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. 6.9. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов (дифференцированных зачетов) и/или экзаменов (экзаменов комплексных). Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости для них предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого используется рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся. Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов могут привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям привлекаются в качестве внештатных экспертов работодатели. 6.10. Государственная итоговая аттестация выпускников-инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования. 9 6.11. Инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения в Колледже инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но не более чем на полгода. При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в Колледже (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий. 6.12. Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья являются презентации и встречи работодателей с обучающимися старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Эффективным является трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места. В программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин предусматривается подготовка выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к трудоустройству как к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций. 6.13. Использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах, зависит от нарушений функций организма инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 6.14. При разработке официального сайта Колледж ориентирован на то, чтобы и интерфейс, и контент отвечали потребностям наибольшего числа обучаемых, т.е. обладали универсальным дизайном. Сайт Колледжа имеет версию для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению). 6.15. Основной формой, применяемой при реализации дистанционных образовательных технологий, является индивидуальная форма обучения. В процессе обучения с применением дистанционных образовательных технологий также должны обеспечивается возможность коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими 10 обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. В этих целях проводятся учебные мероприятия, способствующие сплочению группы, направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения. Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы. 7. Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению 7.1. Комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико- социальной экспертизы или психолого-медикопедагогической комиссии. Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования. Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в образовательном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и иную деятельность. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. 11 Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Социальное сопровождение - это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. 7.2. В Колледже последовательно обеспечивается создание толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи инвалидами и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Для этого формируется профессиональная и толерантная социокультурная среда, способствующая формированию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные различия. Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Колледже используется такая форма сопровождения, как волонтерское движение среди студентов. Оно не только способствует социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и способствует более тесному взаимодействию студентов с ними, развивает процессы интеграции в молодежной среде