Положение об условиях обучения инвалидов

Рассмотрено на заседании
педагогического совета колледжа
Протокол № 1 от «29» 08.2023г.

ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ в
ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КИЗЛЯРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ»

Кизляр, 2023

2

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует условия обучения инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья в государственном бюджетном
профессиональном образовательном учреждении Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж» (далее-колледж).
1.2. Настоящее Положение разработано на основании следующих
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и
дополнениями);
Постановление Правительства РФ от 5.04.2022 № 588 «О
признании лица инвалидом» (с изменениями и дополнениями);
Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 № 697 «Об
утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме
на обучение
по
которым
поступающие проходят обязательные
предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке,
установленном при заключении трудового договора или служебного
контракта по соответствующей должности или специальности»;
Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2022 № 70167)
(вступает в силу с 01.03.2023);
Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования» (с
изменениями и дополнениями);
Требования к организации образовательного процесса для
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в
профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности
образовательного процесса, утвержденные Минобрнауки России 26.12.2013 №
06-2412вн (Письмо Минобрнауки России от 18.03.2014
№ 06-281 «О направлении Требований»);
Методические рекомендации по разработке и реализации
адаптированных образовательных программ среднего профессионального
образования (Письмо Минпросвещения России от 09.11.2022 № 05-1999 «О
направлении Методических рекомендаций»);
Письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О
приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»;
Устав колледжа.

1.3. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством
функций
организма,
обусловленное
заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению
жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
1.4. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.5. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к
образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
1.6. Специальные условия для получения образования - условия
обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных
технических
средств
обучения
коллективного
и
индивидуального
пользования,
предоставление
услуг
ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здание техникума, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами
и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
1.7. Основными задачами организации образовательного процесса для
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в
колледже являются:
- создание специальных условий для получения инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья образования соответствующего
уровня с учетом их потребностей и возможностей;
- создание условий для социальной поддержки инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья;
- комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- адаптация
основных
образовательных
программ
с
учетом
индивидуальных возможностей и потребностей инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья, создание индивидуальной
образовательной траектории;
- разработка
методического
инструментария,
адаптирующего
представление учебного материала к возможностям инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья по его восприятию и усвоению;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогических
- работников через создание условий дополнительной подготовки с целью
получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья, специфике приема-передачи

4

учебной информации, применения специальных технических средств
обучения с учетом различных нарушений функций организма человека;
- создание в колледже безбарьерной и толерантной социокультурной
среды.
2. Требования к кадровому обеспечению образовательного
процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.1. В штате Колледжа имеются должности педагога-психолога,
который осуществляют комплексное сопровождение инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Работа педагога-психолога с инвалидами и обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья в Колледже заключается в создании
благоприятного психологического климата, формировании
условий,
стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении
психологической защищенности поступающих и обучающихся, поддержке и
укреплении их психического здоровья.
Педагог-психолог
осуществляет социальную защиту, выявляет
потребности инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления
помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном
законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по
обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных
органах и органах местного самоуправления.
2.2. Деятельность кураторов заключается в индивидуальной работе с
инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в
образовательном процессе и процессе социализации. Куратор проводит
дополнительные индивидуальные консультации и занятия с обучающимися,
организованные для оказания помощи в освоении учебного материала,
объяснения и подкрепления содержания учебных дисциплин и выработки
навыков к обучению в Колледже.
2.3. Педагогические работники информируются о психолого­
физиологических особенностях инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и учитывают их при организации образовательного
процесса.
3 Требования к работе с поступающими из числа инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья
3.1. Организация профориентационной работы с абитуриентами из
числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Колледже
способствует их осознанному и адекватному профессиональному
самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья присущи особенности, связанные с
необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики
инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их
реабилитации, коррекции, компенсации.

5

3.2. Особое значение при профессиональной ориентации имеет подбор
одной или нескольких профессий или специальностей, доступных
обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями,
указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными
интересами, склонностями и способностями.
3.3. Основными формами профориентационной работы в Колледже
являются:
- профориентационное тестирование;
- дни открытых дверей;
- консультации для данной категории обучающихся и родителей по
вопросам приема и обучения;
- рекламно-информационные материалы для данных обучающихся;
3.4. На сайте Колледжа в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» размещается информация, отражающая наличие в Колледже
специальных условий для получения образования инвалидами и
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, образовательных
программ, адаптированных с учетом различных нарушений функций
организма человека, виды и формы сопровождения обучения, использование
специальных технических и программных средств обучения, дистанционных
образовательных технологий, наличие доступной среды и других условий, без
которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ
инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Требования к доступности зданий и сооружений Колледжа и
безопасного в них нахождения
4.1. При создании безбарьерной среды в Колледже учитываются
потребности лиц с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
4.2.
Безбарьерная среда Колледжа должна соответствовать условиям
беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями здоровья, включает обеспечение
доступности
путей
движения,
наличие
средств
информационно­
навигационной поддержки.
4.3. Помещения, где могут находиться лица, передвигающиеся на
креслах-колясках, размещены на первом этаже учебных корпусов.
Оборудование специальных учебных мест предполагает увеличение
размера зоны на одно место, увеличения ширины прохода между рядами
столов, замену двухместных столов на одноместные.
Для обучающихся с нарушениями зрения и слуха в стандартной
аудитории отведены первые столы в ряду у окна и в среднем ряду.

6

5. Требования к материально-техническому обеспечению
образовательного процесса
5.1. Учебная аудитория для студентов с нарушением слуха, должна
быть оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический
усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор),
электронной доской, мультимедийной системой. В процессе обучения
слабослышащих также применяются видеоматериалы.
5.2. Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных
аудиториях должна быть предусмотрена возможность просмотра удаленных
объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи
видеоувеличителей для удаленного просмотра.
5.3. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
необходимо использование альтернативных устройств ввода информации.
Используются специальные возможности операционных систем, таких как
экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка
действий при вводе текста, изображения с помощью клавиатуры или мыши.
6. Требования к адаптации образовательных программ и учебно­
методическому обеспечению образовательного процесса
6.1. Введение адаптационных дисциплин в программы подготовки
квалифицированных
рабочих,
служащих,
программы
подготовки
специалистов среднего звена, реализуемых в Колледже, предназначено для
дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и
коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6.2. Колледж обеспечивает обучающимся инвалидам и лицам с
ограниченными возможностями здоровья возможность освоения при
необходимости специализированных адаптационных дисциплин, включаемых
в вариативную часть указанных программ. Это могут быть дисциплины
социально- гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а
также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения
специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи
учебной информации.
Набор
адаптационных
дисциплин
определяется
Колледжем
самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных
потребностей инвалидов и обучающихся лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
6.3. Выбор методов обучения в каждом отдельном случае
обусловливается целями обучения, содержанием обучения, исходным
уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной
подготовки
педагогов,
методического
и
материально-технического
обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися,
наличием времени на подготовку и т.д.
В образовательном процессе используются социально активные и
рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации

7

с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных
отношений с другими студентами, создании комфортного психологического
климата в студенческой группе.
6.4. Подбор и разработка учебных материалов в Колледже
производится с учетом специфических особенностей восприятия, переработки
материала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для того,
чтобы предоставлять этот материал в различных формах, в частности, чтобы
обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально, с
нарушениями зрения - аудиально. С учетом особых потребностей инвалидов
и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья техникумом
обеспечивается предоставление учебных и лекционных материалов в
электронном виде.
6.5. При определении мест прохождения учебной и производственной
практики обучающимся, имеющим инвалидность, Колледж учитывает
рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы,
содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида,
относительно рекомендованных условий и видов труда.
6.6. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости,
промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся
Колледж при необходимости создает фонды оценочных средств,
адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, позволяющие оценить достижение ими результатов
обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных
образовательной программой.
Основными способами адаптации оценочных материалов являются:
Для лиц с нарушением зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла;
- в печатной форме на языке Брайля;
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла.
6.7. Форма проведения текущей и государственной итоговой
аттестации для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических
особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в
форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся
предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при
прохождении аттестации.

8

6.8. Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем
и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних
заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения
информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе
учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий;
соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала;
формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе
автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д.
6.9. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме
зачетов (дифференцированных зачетов) и/или экзаменов (экзаменов
комплексных). Форма промежуточной аттестации для обучающихся
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей
(устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования
и т.п.). При необходимости для них предусматривается увеличение времени на
подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное
время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление
индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации
обучающимися
инвалидами
и
обучающимися
с
ограниченными
возможностями здоровья.
При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может
проводиться в несколько этапов. Для этого используется рубежный контроль,
который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или
темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью
оценивания уровня освоения программного материала.
Формы и срок проведения рубежного контроля определяются
преподавателем с учетом индивидуальных психофизических особенностей
обучающихся.
Для
промежуточной
аттестации
обучающихся
инвалидов
и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам
(междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины
(междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов могут
привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для оценки
качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным
модулям привлекаются в качестве внештатных экспертов работодатели.
6.10. Государственная итоговая аттестация выпускников-инвалидов и
выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится в
соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам среднего профессионального образования.

9

6.11. Инвалиды
и
обучающиеся
с
ограниченными
возможностями здоровья могут обучаться по индивидуальному
учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и
образовательных потребностей. При необходимости возможно
увеличение срока обучения в Колледже инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья, но не более чем на полгода.
При
составлении
индивидуального
плана
обучения
предусматриваются различные варианты проведения занятий: в
Колледже (в академической группе и индивидуально), на дому с
использованием дистанционных образовательных технологий.
6.12. Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников
из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов осуществляются во взаимодействии с государственными
центрами занятости населения, некоммерческими организациями,
общественными
организациями
инвалидов,
предприятиями
и
организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по
содействию трудоустройству указанных лиц.
Основными формами содействия трудоустройству выпускников
из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
являются презентации и встречи работодателей с обучающимися
старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам
трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Эффективным является
трудоустройство на квотируемые и специально оборудованные для
инвалидов рабочие места.
В программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин
предусматривается подготовка выпускников из числа обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
инвалидов
к
трудоустройству как к следующему этапу социализации, связанному
непосредственно с полноценным раскрытием и применением на
практике полученных во время учебы компетенций.
6.13. Использование
средств
организации
электронного
обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в
доступных формах, зависит от нарушений функций организма
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
6.14. При разработке официального сайта Колледж ориентирован
на то, чтобы и интерфейс, и контент отвечали потребностям
наибольшего числа обучаемых, т.е. обладали универсальным дизайном.
Сайт Колледжа имеет версию для слабовидящих (для инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
6.15. Основной
формой,
применяемой
при
реализации
дистанционных образовательных технологий, является индивидуальная
форма обучения. В процессе обучения с применением дистанционных
образовательных
технологий
также
должны
обеспечивается
возможность коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими

10

обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности.
В этих целях проводятся учебные мероприятия, способствующие
сплочению группы, направленные на совместную работу, обсуждение,
принятие группового решения.
Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются
вебинары, которые могут быть использованы для проведения
виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников
образовательного
процесса
с
применением
дистанционных
образовательных технологий, проведения семинаров, выступления с
докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов,
организации коллективной работы.
7. Требования
к
комплексному
сопровождению
образовательного процесса и здоровьесбережению
7.1. Комплексное сопровождение образовательного процесса
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется в соответствии с рекомендациями федеральных
учреждений медико- социальной экспертизы или психолого-медикопедагогической комиссии. Сопровождение включается в структуру
образовательного процесса, определяется его целями, построением,
содержанием и методами.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на
контроль учебной деятельности инвалидов и обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком
учебного
процесса
в
условиях
инклюзивного
образования.
Организационно-педагогическое сопровождение может включать:
контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации
самостоятельной работы в случае заболевания; организацию
индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих
обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций,
сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;
коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в
образовательном процессе; консультирование преподавателей и
сотрудников по психофизическим особенностям инвалидов и
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию
трудных ситуаций; периодические инструктажи и семинары для
преподавателей, методистов и иную деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для
обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной
адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию
личности обучающегося, ее профессиональное становление с помощью
психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции
личностных искажений.

11

Медицинско-оздоровительное
сопровождение
включает
диагностику физического состояния обучающихся, сохранение
здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к
учебе.
Социальное сопровождение - это совокупность мероприятий,
сопутствующих образовательному процессу и направленных на
социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая
содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии,
социальных
выплат,
выделения
материальной
помощи,
стипендиального обеспечения.
7.2. В Колледже последовательно обеспечивается создание
толерантной
социокультурной
среды,
волонтерской
помощи
инвалидами и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Для
этого
формируется
профессиональная
и
толерантная
социокультурная среда, способствующая формированию готовности
всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности
воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального
сопровождения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в Колледже используется такая форма
сопровождения, как волонтерское движение среди студентов. Оно не только
способствует социализации инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья, но и способствует более тесному взаимодействию
студентов с ними, развивает процессы интеграции в молодежной среде



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.