РП 44.02.01 Дошкольное образование, 2021

Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...............................4-5
1.1. Область применения программы ...................................................................................... 4
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы.................................................................................................................................. 4
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: ....... 4
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: .............4-5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ......................................6-11
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ..................................................... 6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ..........................................7-11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................12-13
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению .................... 12
3.2 Информационное обеспечение обучения ..................................................................12-13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ... 14

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
1.1Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01Дошкольное
образованиеуглубленной подготовки, входящей в состав укрупненной группы 44.00.00
Образование и педагогические науки
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)
и профессиональной подготовке по специальностям: 44.02.01Дошкольное образование
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы
Дисциплина относится к группе общих гуманитарных и социальноэкономическихдисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины-требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение дисциплины должно способствовать формированию общих компетенций
включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными
партнерами по вопросам организации музыкального образования.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество
образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья
детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых
норм.
Освоение дисциплины должно способствовать овладению профессиональными
компетенциями :

ПК 1.4. Анализировать уроки .
ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии
в области начального общего образования на основе изучения профессиональной
литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего
специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-основные категории и понятия философии;
-роль философии в жизни человека и общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений
науки, техники и технологий.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе: обязательной
аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы
обучающегося8часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Написание рефератов
Составление опорных схем основных категорий философии
Составление конспектов,эссе
Информационный поиск материала для сообщений
Подбор глоссария по темам
Итоговая аттестация в форме – дифференцированный зачет

Объем часов
62
56

8
6
2
2
2

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ. 01«Основы философии»
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала, практические занятия и самостоятельные работы обучающихся,
курсовая работа(проект)
2
Раздел 1. Философия как наука, ее место и роль в жизни человека и общества

Тема 1.1
Предмет
философии, ее
методы и функции

Содержание учебного материала
1. Предмет философии, ее методы и функции
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2 Основные этапы исторического развития философии от античности до нашего времени
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Философия
1 Философия древнего и античного мира .
древнего и
Лабораторные занятия
античного мира. Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Философия
1 Философия древней Индии.
древней Индии
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Философия
1 Философия древнего Китая
Древнего Китая
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа

Объем
часов
3
2

Уровень
освоения
4

2
1

2
2
2
2
2
2
-

4

Тема2.4.
Философия
средних веков

Тема 2.5.
Философия эпохи
Возрождения

Тема 2.6.
Философия
Нового времени

Тема 2.7.
Немецкая
классическая

Тема 2.8.
Философия XIX
века.

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 Философия средних веков
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

2
2

Содержание учебного материала
1 Философия эпохи Возрождения
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

2

Содержание учебного материала
1
Философия Нового времени
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.
Немецкая классическая философия
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.
Философия XIX века.
Лабораторные занятия
Практические занятия

2

2

2

2

2

2

2

5

Тема 2.9.
Западная
философия XIXXXвв

Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся :
Содержание учебного материала
1.
Западная философия XIX-XXвв
Лабораторные занятия
Практические занятия
1 Западная философия XIX-XX в.в.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся :

2

2

Содержание учебного материала

Тема 2.10
Особенности
философии в
России

Тема 3.1.
Философское
понятие «бытие».
Философский
анализ природы.

Особенности философии в России
Лабораторные занятия
Самостоятельная работа : Подготовить рефераты по теме
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты по теме
Раздел 3. Философия и научная картина мира
Содержание учебного материала
1. Философское понятие «бытие». Философский анализ природы
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся :
Содержание учебного материала
Материя и ее свойства
1.

Тема3.2.
Материя и ее
свойства
Тема 3.3.

Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа: составить глоссарий по теме, подобрать притчи, поговорки, пословицы
о времени, движении, покое
Содержание учебного материала

2
2
2

2

2

2
2

2
6

Диалектика, как
учение о
развитии.

Тема 4.1.
Человек как
главная
философская
проблема.

Тема 4.2.
Категории
человеческого
бытия.

Тема 4.3.
Проблемы
сознания в
философии.

Тема 4.4.
Учение о
познании.

1
Диалектика, как учение о развитии.
Содержание учебного материала
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа
Раздел 4 Природа человека и смысл его существования.
Содержание учебного материала
1.
Человек как главная философская проблема
Лабораторные занятия
Практические занятия
1
Человек, индивид, личность.
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.
Категории человеческого бытия
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить эссе на тему «Смысл жизни человека»
Содержание учебного материала
1.
Проблемы сознания в философии
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.
Учение о познании
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа

-

2
2
2
2

2

2
2

2

2

2

7

Тема5.1.
Философия и
религия.
Философия и
искусство
Тема5.2.
Мировые религии

Тема 6.1.
Философский
анализ общества.

Тема 6.2.
Философия и
история.

Тема 6.3.
Культура и

Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5. Духовная жизнь человека (религия , искусство)
Содержание учебного материала
1.
Философия и религия. Философия и искусство
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.
Мировые религии
Лабораторные занятия
Практические занятия религиозный терроризм как атрибут политической власти
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 6 .Социальная философия
Содержание учебного материала
1.
Философский анализ общества
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.
Философия и история.
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.
Культура и цивилизация. Россия в диалоге культур

2

2

2

2

2
-

2
2
2
2

2
8

цивилизация.
Россия в диалоге
культур

Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 6.4.
Содержание учебного материала
Методы и научное 1.
Методы и научное познания
познания
Лабораторные занятия
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 7. Философия и противоречия современного мира
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
Глобальные
1.
Глобальные проблемы современности
проблемы
Лабораторные занятия
современности
Практические занятия
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся:
Тема7.2.
Содержание учебного материала
Сценарии
1.
Сценарии возможного будущего человечества
возможного
Лабораторные занятия
будущего
Практические занятия
человечества
Контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

2

2

2

2

2

2

Итого:

64

9

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
1. Реализация учебной дисциплины требует наличия:
2. учебного кабинета общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся;
2. рабочее место преподавателя;
3. учебно-наглядные пособия по дисциплине «Основы философии».
4. Технические средства обучения:
5. -интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения

и

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Горелов А.А. «Основы философии» -–М.: ОИЦ «Академия», 2016.
2.
3.
4.
5.

Губин В.Д.Основы философииМ. «Форум», 2008.
Горелов А.А.Основы философииМ.: «Академия», 2005
Канке В.А.Основы философииМ.: «Логос», 2003.
Кохановский В.П.Основы философии Ростов-на- Дону, «Феникс», 2002

Дополнительные источники:
1. Зеленов Л.А. Основы философии М.: «ВЛАДОС», 2004
2. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях древних философов. М.:, 2010
3. Хрестоматия по истории философии в 3т. Под ред. Н.В.Клюевой М.: ВЛАДОС,
2000
4. Бердяев Н. О назначении человека М.: «Академия», 2000
5. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. Человек. Цивилизация. Общество М.:
Политиздат, 2002
6. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. М. Юнити-Дана, 2009
7. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время.
Книга 2. М. - Юнити-Дана, 2009
8. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское
просвещение ХУШ в., Книга 3. Юнити-Дана, 2009
9. Никитин Л. А. История и философия науки. М., Юнити-Дана, 2008
10. Рузавин Г.И. Методология научного познания. М., Юнити-Дана, 2009
11. Толстой Л.Н. «Путь жизни», Высшая школа, 1999 год
12. Чаадаев П.Я. «Философские письма», Современник, 1999 год
13. Фрак С.Л. «Смысл жизни. Духовные основы общетва», Республика, 2007 год.
14. Фромм Э. «Искусство любить», Педагогика, 1990 год
15. Современный экзистенциализм. М. 2010.

10

Интернет ресурсы:
1. www.koob.ru/spirkin/filosifya_spirkin www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk
/index.php
2. http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/70 - Электронная
библиотека по философии.
3. http://www.nauki-online.ru/filosofija - NAUKI-ONLINE.RU - Наука и техника,
экономика и бизнес, раздел Философия.

11

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований,эссе.
Результаты обучения(освоенные
умения, усвоенные знания)
Оосвоенные умения:
-ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла
жизни как основах формирования
культуры гражданина и будущего
специалиста.
Усвоенные знания:
-основные категории и понятия
философии;
-роль философии в жизни человека и
общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и
религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности,
свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах,
связанных с развитием и
использованием достижений науки,
техники и технологий.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Выполнение индивидуальных или групповых
заданий,
исследований,
презентаций
по
результатам поиска и анализа материалов,
рекомендуемых учебных изданий, Interntресурсов, дополнительной литературы.
Умение решать логические ситуативные задачи.
Оценка точности определений философских
понятий в форме тестирования;
Оценка индивидуальных устных ответов;
Оценка результатов письменного опроса в
форме тестирования;
-оценка результатов выполнения проблемных и
логических заданий;
-оценка точности определения различных
философских концепций;
-оценка выполнения заданий по сопоставлению
разных философских подходов и концепций.

дифференцированныйзачет

12



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.