ОП 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем 2024

2024г

Образовательная программа разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
(далее СПО) 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных
систем, входящей в состав укрупненной группы специальностей 10.00.00
Информационная безопасность.
-Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Республики Дагестан «Кизлярский профессиональнопедагогический колледж»
Рекомендована
методическим
советом
профессионально-педагогический колледж».

ГБПОУ

Заключение методического совета №1 от «30» августа 2024г.

РД

«Кизлярский

Содержание
1
2
3
4

5

6

7

Общие положения
Общая характеристика образовательной программы
Характеристика профессиональной деятельности выпускника
Результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции
4.2. Профессиональные компетенции
Структура образовательной программы
5.1.Учебный план
5.2.Календарный учебный график
5.3.Рабочая программа воспитания
5.4.Календарный план воспитательной работы
Условия реализации программы
6.1. Материально-техническое обеспечение образовательной
программы
6.2. Учебно-методическое обеспечение программы
6.3.Практическая подготовка обучающихся
6.4.Организация воспитания обучающихся
6.5. Кадровые условия реализации образовательной
программы
6.6. Финансовые условия реализации образовательной
программы
Разработчики основной образовательной программы
Приложение 1. Рабочие программы профессиональных
модулей
Приложение 2. Рабочие программы учебных дисциплин.
Приложение 3. Рабочая программа воспитания.
Приложение 4. Оценочные материалы государственной
итоговой аттестации

Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая образовательная программа по специальности среднего
профессионального образования 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности
автоматизированных систем (далее – ОП) разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
по
специальности
10.02.05
Обеспечение
информационной
безопасности
автоматизированных систем (далее – ФГОС СПО), утвержденного приказом
Министерства образования и науки от 9 декабря 2016 года № 1553 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г. № 44938),
Примерной основной образовательной программы по специальности 10.02.05
«Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем».
ОП
определяет
рекомендованный
объем
и
содержание
среднего
профессионального
образования
по
специальности
10.02.05
Обеспечение
информационной безопасности автоматизированных систем», планируемые результаты
освоения образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности.
ОП разработана для реализации образовательной программы на базе среднего общего
образования.
Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС
СПО с учетом получаемой специальности и настоящей ООП.
1.2 Нормативные основания для разработки ОП:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки РФ от 9 декабря 2016 г. №1553 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования
по специальности 10.02.05 Обеспечение
информационной безопасности автоматизированных систем» (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г. №44938) (в ред.
Приказов Минпросвещения России от 17.12.2020 N 747, от 03.07.2024 N 464);


Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 27.12.2023) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (в последней редакции);

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 (ред. от 19.03.2024) «Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
среднего
общего
образования»;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ
Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762);

Порядок
проведения
государственной
итоговой
аттестации
по
образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ
Минпросвещения России от 08.11.2021 №800) (в ред. Приказов Минпросвещения
РФ от 05.05.2022 N 311, от 19.01.2023 N 37, от 24.04.2024 №272, от 22.11.2024 №812);

Положение о практической подготовке обучающихся (Приказ Минобрнауки
России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020) (в ред. Приказа
Минобрнауки РФ N 1430, Минпросвещения РФ N 652 от 18.11.2020);

Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым
осуществляется профессиональное обучение (Приказ Минпросвещения России от
14.07.2023 № 534) (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 29.02.2024 N 136, от
05.11.2024 N 768, от 10.09.2025 N 656);

Приказ Минпросвещения России от 17.05.2022 № 336 «Об утверждении
перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и
установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего
профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и
специальностям среднего профессионального образования, перечни которых
утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
октября 2013 г. № 119 «Об утверждении перечней профессий и специальностей
среднего профессионального образования» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от
12.05.2023 N 359, от 25.09.2023 N 717, от 27.04.2024 N 289, от 07.11.2024 N 782, от
25.03.2025 N 226);

Перечень профессий и специальностей среднего профессионального
образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с
применением
исключительно
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий (приказ Минпросвещения России от 13.12.2023 N 932);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
14.09.2022 №536н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
защите информации в телекоммуникационных системах и сетях» (Зарегистрировано в
Минюсте России 18.10.2022г., № 70596);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
14.09.2022 № 533н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
безопасности компьютерных систем и сетей» (Зарегистрировано Минюсте РФ
14.10.2022г., № 70515);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
14.09.2022г., № 525н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по


защите информации в автоматизированных системах» (Зарегистрировано в Минюсте
России 14.10.2022г., № 70543);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
09.08.2022 №474н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по
технической защите информации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.09.2022г.,
№ 70015).
1.3 Перечень сокращений, используемых в тексте ОП:
ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ОП –образовательная программа;
ОП –образовательная программа;
МДК – междисциплинарный курс;
ПМ – профессиональный модуль; ОК – общие компетенции;
ПК – профессиональные компетенции; ПС – профессиональный стандарт;
Цикл ОГСЭ – Общий гуманитарный и социально-экономический цикл; Цикл ЕН –
Общий математический и естественнонаучный цикл.
Раздел 2. Общая характеристика образовательной программы
Квалификация, присваиваемая выпускникам образовательной программы:
техник по защите информации.
Формы получения образования: допускается только в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего
образования
Формы обучения: очная.
Объем образовательной программы, реализуемой на базе среднего общего
образования: 4464 часов.
Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой на
базе среднего общего образования:
при очной форме – 2 года 10 месяцев;
при очно - заочной форме обучения - увеличивается не более чем на 1 год по
сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.
Объем и сроки получения среднего профессионального образования по
специальности
10.02.05
Обеспечение
информационной
безопасности
автоматизированных систем на базе основного общего образования с
одновременным получением среднего общего образования: 5940 часов, срок
обучения– 3 года 10 месяцев.
Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника.
3.1 Область профессиональной деятельности выпускников: 06 Связь,
информационные и коммуникационные технологии, 12 Обеспечение безопасности.
3.2. Соответствие профессиональных модулей сочетаниям квалификаций

Наименование основных
видов деятельности

Наименование
профессиональных модулей

Осваиваемая квалификация
Техник по защите
информации

Эксплуатация
автоматизированных
(информационных) систем в
защищенном исполнении
Защита информации в
автоматизированных
системах программными и
программно-аппаратными
средствами
Защита информации
техническими средствами
Выполнение работ по
одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих2

ПМ.01 Эксплуатация
автоматизированных
(информационных) систем
в защищенном исполнении
ПМ.02 Защита информации
в автоматизированных
системах программными и
программно-аппаратными
средствами
ПМ.03 Защита информации
техническими средствами
ПМ.04 Выполнение работ
по одной или нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих

осваивается

осваивается

Осваивается
осваивается одна или
две профессии
рабочего

Код компетенции

Раздел 4. Планируемые результаты освоения образовательной программы
4.1. Общие компетенции

ОК 01

Формулировка
компетенции

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам

Знания, умения

Умения: распознавать задачу и/или проблему в
Профессиональном и/или социальном контексте;
анализировать задачу и/или проблему и выделять
её составные части; определять этапы решения
задачи;
выявлять и эффективно искать информацию,
необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые
ресурсы;
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника).
Знания: актуальный профессиональный и
социальный контекст, в котором приходится работать и
жить; основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте. алгоритмы выполнения работ в

ОК 02

Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

ОК 03

Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях

профессиональной и смежных областях; методы
работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения задач
профессиональной деятельности.
Умения: определять задачи для поиска информации,
планировать процесс поиска, выбирать необходимые
источники информации;
выделять наиболее значимое в перечне информации,
структурировать получаемую информацию,
оформлять результаты поиска;
оценивать практическую значимость результатов
поиска;
применять средства информационных технологий
для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение
в профессиональной деятельности»
использовать различные цифровые средства для
решения профессиональных задач
Знания: номенклатура информационных
источников, применяемых в профессиональной
деятельности;
приемы структурирования информации;
формат оформления результатов поиска информации
современные средства и устройства
информатизации, порядок их применения и
программное обеспечение в профессиональной
деятельности, в том числе цифровые средства
Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной
деятельности
применять современную научную профессиональную
терминологию
определять и выстраивать траектории
профессионального развития и самообразования
выявлять достоинства и недостатки коммерческой
идеи
определять инвестиционную привлекательность
коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности, выявлять источники финансирования
презентовать идеи открытия собственного дела в
профессиональной деятельности
определять источники достоверной правовой
информации
составлять различные правовые документы
находить интересные проектные идеи, грамотно их
формулировать и документировать
оценивать жизнеспособность проектной идеи,
составлять план проекта
Знания: содержание актуальной нормативно-

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде

ОК 05

Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекст
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об

ОК 06

ОК 07

правовой документации
современная научная и профессиональная
терминология
возможные траектории профессионального развития и
самообразования
основы предпринимательской деятельности, правовой
и финансовой грамотности
правила разработки презентации
основные этапы разработки и реализации проекта
Умения: организовывать работу коллектива и команды
взаимодействовать с коллегами, руководством,
клиентами в ходе профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности
коллектива
психологические особенности личности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
документы по профессиональной тематике на
государственном языке
проявлять толерантность в рабочем коллективе
Знания: правила оформления документов
правила построения устных сообщений
особенности социального и культурного контекста

Умения: проявлять гражданско-патриотическую
позицию
демонстрировать осознанное поведение
описывать значимость своей специальности
применять стандарты антикоррупционного
поведения
Знания : сущность гражданско-патриотической
позиции
традиционных общечеловеческих ценностей, в том
числе с учетом гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений
значимость профессиональной деятельности по
специальности
стандарты антикоррупционного поведения и
последствия его нарушения

Умения: соблюдать нормы экологической
безопасности
определять направления ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по специальности
организовывать профессиональную деятельность с

изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 08

Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья
в процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого
уровня физической
подготовленности

ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном
языках.

соблюдением принципов бережливого производства
организовывать профессиональную деятельность с
учетом знаний об изменении климатических условий
региона
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Знания :правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности
основные ресурсы, задействованные в
профессиональной деятельности
пути обеспечения ресурсосбережения
принципы бережливого производства
основные направления изменения климатических
условий региона
правила поведения в чрезвычайных ситуациях
Умения: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления
здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей
применять рациональные приемы двигательных
функций в профессиональной деятельности
пользоваться средствами профилактики
перенапряжения, характерными для данной
специальности
Знания : роль физической культуры в
общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека
основы здорового образа жизни
условия профессиональной деятельности и зоны риска
физического здоровья для специальности
средства профилактики перенапряжения
Умения: понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний на известные темы
(профессиональные и бытовые), понимать тексты на
базовые профессиональные темы; участвовать в
диалогах на знакомые общие и профессиональные
темы; строить простые высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснить свои действия (текущие и
планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные глаголы (бытовая и
профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов, средств и
процессов профессиональной деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности

4.2. Профессиональные компетенции

Раздел 5. Структура образовательной программы
5.1. Учебный план (приложение)
5.2. Календарный учебный график (приложение)
5.3. Рабочая программа воспитания
Цель и задачи воспитания, обучающихся при освоении ими образовательной
программы:
Цель рабочей программы воспитания – создание организационнопедагогических условий для формирования личностных результатов обучающихся,
проявляющихся в развитии их позитивных чувств и отношений к российским
гражданским (базовым, общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в
Конституции Российской Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта
Российской Федерации, деловых качеств квалифицированных рабочих,
служащих/специалистов среднего звена, определенных отраслевыми требованиями
(корпоративной культурой).
Задачи:
– формирование единого воспитательного пространства, создающего равные
условия для развития обучающихся профессиональной образовательной
организации;
– организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в
общественно-ценностные социализирующие отношения;
– формирование у обучающихся профессиональной образовательной
организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров,
необходимых для устойчивого развития государства;
– усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса
воспитания.
Рабочая программа воспитания. Рабочая программа воспитания представлена
в приложении.
5.4. Календарный план воспитательной работы. Календарный план
воспитательной работы представлен в приложении.

Раздел 6. Условия образовательной деятельности
6.1. Требования к материально-техническим условиям
6.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории
для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в
том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и
промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы,
мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами
обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
Кабинеты:
- социально-экономических дисциплин
-иностранного языка;
- математики;
- нормативного правового обеспечения информационной безопасности;
- информатики;
- компьютерный класс;
- безопасности жизнедеятельности;
- методический.
Лаборатории:
- информационных технологий, сетей и систем передачи информации,
программирования и
баз данных;
- программных и программно-аппаратных средств защиты информации;
- технических средств защиты информации.
Спортивный комплекс
Спортивный зал
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет;
актовый зал.
6.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий и баз практики по
специальности 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности
Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей
проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным
планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным
правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации ООП перечень
материально- технического обеспечения, включает в себя:
6.1.2.1. Оснащение лабораторий
Лаборатория «Электроники и схемотехники»: учебно-лабораторные стенды для
освоения типовых схемотехнических решений; контрольно-измерительная
аппаратура для измерения временных характеристик, амплитуды и формы
сигналов; генераторы сигналов с заданными параметрами.
Лаборатория «Информационных технологий, программирования и баз данных»:
рабочие места на базе вычислительной техники по одному рабочему месту на
обучающегося, подключенными к локальной вычислительной сети и сети

«Интернет»; программное обеспечение сетевого оборудования; обучающее
программное обеспечение.
Лаборатория «Сетей и систем передачи информации»: рабочие места на базе
вычислительной техники; стенды сетей передачи данных; структурированная
кабельная система; эмулятор (эмуляторы) активного сетевого оборудования;
программное обеспечение сетевого оборудования.
Лаборатория «Программных и программно-аппаратных средств защиты
информации» антивирусные программные комплексы; программно-аппаратные
средства защиты информации от НСД, блокировки доступа и нарушения
целостности; программные и программно-аппаратные средства обнаружения
вторжений; средства уничтожения остаточной информации в запоминающих
устройствах; программные средства выявления уязвимостей в АС и СВТ;
программные средства криптографической защиты информации; программные
средства защиты среды виртуализации.
Лаборатория «Технических средств защиты информации»: аппаратные средства
аутентификации пользователя; средства защиты информации от утечки по
акустическому
(виброаккустическому)
каналу
и
каналу
побочных
электромагнитных излучений и наводок; средства измерения параметров
физических полей (электромагнитных излучений и наводок, акустических
(виброакустических) колебаний и т.д.); стенды физической защиты объектов
информатизации, оснащенными средствами контроля доступа, системами
видеонаблюдения и охраны объектов.
6.1.2.2.
Оснащение
мастерских:
Лаборатория
технических
средств
информатизации, или лаборатория информационных технологий и/или мастерская
по наладке технологического оборудования по профилю выбираемой рабочей
профессии. Оборудование определяется образовательной организацией и должно
соответствовать профилю выбираемой рабочей профессии.
6.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной
программы.
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к
реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового
договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии
имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации
должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном
стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования
и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября
2015 г. № 608н.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по

программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности 06 Связь, информационные и коммуникационные
технологии, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра
профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных
модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление
деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 06
Связь, информационные и коммуникационные технологии, в общем числе
педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна
быть не менее 25 процентов.
6.3. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы
Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по
реализации образовательной программы осуществляется в соответствии с
Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг
по реализации образовательных программ среднего профессионального
образования по профессиям (специальностям) и укрупненным группам профессий
(специальностей), утвержденной Минобрнауки России 27 ноября 2015 г. № АП114/18вн.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере
образования по реализации образовательной программы включают в себя затраты
на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом
обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за
выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Раздел 7. Разработчики ОП
Организация -разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан «Кизлярский профессионально-педагогический колледж».
Разработчики:
- Е.Н. Шелкова, зам. директора по УР
-М.А.Омарова, зам.директора по ВР
- Т.Н.Зубкова, зам.директора по УПР,
- А.С.Османова, ст.методист
- Н.А. Бобылева, методист
-Э.И.Гаджимурадова, П(Ц)К социально-экономическим и профессиональным
дисциплинам по юридическим и экономическим специальностям;
-А.Н. Раджабова, председатель
П(Ц)К профессиональных дисциплин по
техническим специальностям.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.