Методические указания по дипломной работе (проект) УГПС 29.00.00

Методические указания составлены на основе изучения нормативных
документов в образовании современной педагогической и методической
литературы. Данные указания помогут студентам, а также преподавателям руководителям дипломных проектов (работ), рецензентам при работе над
дипломным проектом (работой).
Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказом Минобрнауки России от 15.05.2014 N 534 (ред. от 13.07.2021) «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 29.02.04
Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2014 N 32869);
- Приказ от 14 июня 2022 г. N 443 об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 29.02.10 Конструирование, моделирование и
технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам);
- приказом Минпросвещения России от 08 ноября 2021 г. № 800 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»
(редакция от 19.01.2023 — действует с 14.04.2023);
- порядком проведения государственной итоговой аттестации по основным
образовательным программам СПО в ГБПОУ РД «КППК».
Методические рекомендации отражают общие требования к
дипломному проекту выпускника колледжа (к ее содержанию, объему,
структуре, руководству, критериям оценивания).
В
рекомендациях
сформулированы принципы построения
дипломного проекта, изложены основные этапы ее выполнения – от выбора
темы до защиты; приведены правила оформления текста, иллюстраций,
таблиц, ссылок на источники и литературу; даны примеры оформления
приложений.
Цель данных методических указаний – обеспечить единство
требований, предъявляемых к содержанию, оформлению и качеству работ в
целом.
Методические рекомендации предназначены для выпускников,
обучающихся по специальностям среднего профессионального образования
очной обучения, а также для руководителей и рецензентов дипломных
проектов (работ).
Разработчики:
-Мищенко Ирина Имреевна, преподаватель профессионального цикла;
- Ванцева Наталья Георгиевна, преподаватель профессионального цикла.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I.
Общие положения
II.
Порядок выполнения дипломного проекта
III. Оценка компетенций выпускников при выполнении и защите
дипломного проекта
IV. Структура дипломного проекта
V.
Требования к оформлению дипломного проекта
VI. Требования к оформлению таблиц, схем, рисунков
VIII. Рекомендации к подготовке и оформлению презентаций
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

ВВЕДЕНИЕ
Выполнение и защита дипломного проекта является формой
государственной итоговой аттестации по основным образовательным
программам среднего профессионального образования.
Дипломный проект - это комплексная самостоятельная творческая
работа, в ходе выполнения которой студенты решают конкретные
производственные задачи, соответствующие профилю деятельности и уровню
образования специалиста.
Выполнение и защита дипломного проекта проводятся с целью
установления соответствия уровня и качества профессиональной подготовки
выпускника требованиям ФГОС СПО по конкретной специальности и
готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Цели выпускной квалификационной работы:
 определение соответствия результатов освоения обучающимися
программ подготовки специалистов среднего звена соответствующим
требованиям ФГОС СПО;
 систематизация и закрепление знаний и практического опыта
обучающихся по специальности при решении конкретных профессиональных
задач;
 демонстрация уровня подготовки выпускника к самостоятельной
работе;
 обеспечение комплексной оценки готовности выпускника к
выполнению видов профессиональной деятельности, с применением общих и
профессиональных компетенций, полученных студентами при обучении в
соответствии с требованиями к результатам освоения основной
профессиональной
образовательной
программы
по
реализуемым
специальностям.
Задачи дипломного проекта:
- систематизация, закрепление и расширение полученных знаний и
практических навыков по специальности;
- выявление способности применять полученные знания при решении
конкретных практических задач;
- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение
методикой научного исследования;
- приобретение навыков самостоятельного анализа, решения проблемы
с научных позиций и письменного изложения полученных результатов;
- умение делать обобщения, выводы, разрабатывать практические
рекомендации в исследуемой области;

- применять различные методы конструирования при разработке
модельной конструкции.
Для достижения указанных целей и решения поставленных задач за
каждым обучающимся закрепляется руководитель дипломного проекта.
При решении задач необходимо:
- руководствоваться знаниями истории и теории дизайна, экономики
социальной сферы, менеджмента, маркетинга и пр.;
- знать основные модные тенденции в одежде;
- использовать направления научно-технического прогресса;
- свободно ориентироваться в литературе по специальности и по теме
проекта;
- учитывать технологию изготовления в соответствии с требованиями
эргономики, стандартизации и сертификации.
Дипломный проект должен быть самостоятельной, творческой
работой, основанной на конкретных материалах практической деятельности.
Задачи выполнения дипломного проекта:
- стимулирование инициативы и самостоятельности студента при
решении организационно-профессиональных вопросов, повышение чувства
ответственности за принятые решения, проверка профессиональноличностного потенциала будущего специалиста в соответствии с
современными требованиями швейной отрасли;
- приобретение специальных навыков работы в области экономики и
планирования, новых технологий производства, научных систем
конструирования;
- теоретически грамотное оформление письменной и графической
частей, литературно-профессиональное изложение материала.
Обучающийся несет персональную ответственность за:
- самостоятельность выполнения дипломного проекта в установленные сроки;
- достоверность представленных данных и результатов;
- оформление, структуру и содержание дипломного проекта в соответствии с
настоящими рекомендациями;
- исправление недостатков дипломного проекта, выявленных руководителем;
-корректность
и
достоверность
информационных
источников
в
соответствующем списке.
В обязанности руководителя входит:
- помощь студенту в разработке общего графика на период написания
дипломного проекта;
- помощь в подборе необходимой литературы по выбранной теме;

- консультирование обучающегося по вопросам содержания и
последовательности выполнения дипломного проекта;
- осуществление общего систематического контроля над деятельностью
студента и информирование о ходе работы заведующего отделением;
- чтение представленного чернового варианта работы, целиком или по главам,
внесение замечаний и рекомендаций, чтение исправленного в соответствии с
рекомендациями текста, контроль над его оформлением и помощь в процессе
оформления;
- оказание помощи (консультирование обучающегося) в подготовке
презентации и доклада для защиты дипломного проекта;
- написание подробного отзыва на готовый текст работы, допуск ее к защите,
подготовка студента к процедуре защиты.

I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Дипломный проект является одним из видов государственной
итоговой аттестации (далее ГИА) выпускников, завершающих обучение по
основной образовательной программе СПО.
1.2. Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта
определяются Программой государственной итоговой аттестации уровня
среднего профессионального образования на основании
Положения об
организации и проведении государственной итоговой аттестации.
1.3. Тематика дипломного проекта должна соответствовать содержанию
одного или нескольких профессиональных модулей быть актуальной и иметь
практическую направленность.
1.4. Темы дипломного проекта разрабатываются преподавателями
колледжа.
1.5. Студентам предоставляется право выбора темы дипломного проекта
с предложением своей тематики с обоснованием целесообразности ее
разработки. При подготовке дипломного проекта каждому студенту
назначается руководитель.
1.6. Перечень тем дипломных проектов рассматривается на заседании
ПЦК и утверждается приказом директора.
1.7. Выбор темы должен соответствовать следующим критериям:
актуальности, практической значимости, новизны, исполнительского уровня,
ресурсного обеспечения, основным видам профессиональной деятельности.
18.Содержание дипломного проекта должно отражать основные виды
профессиональной деятельности по специальностям.
II. Порядок выполнения дипломного проекта
2.1. По утвержденным темам назначенные приказом руководители
дипломного проекта разрабатывают индивидуальные задания на выполнение
дипломного проекта для каждого студента. При этом индивидуальные задания
выдаются каждому студенту за две недели до преддипломной практики.
2.2. Задание на выполнение дипломного проекта должно включать
тему, перечень подлежащих разработке задач/вопросов (план дипломного
проекта), перечень графического/ иллюстративного/ практического
материала, требования к организации профессиональной деятельности по
выполнению дипломного проекта.
2.3. Регламент выдачи и выполнения задания дипломного проекта:
- разрабатываются руководителями дипломных проектов;
- рассматриваются на заседании ПЦК;

- согласовываются и утверждаются заместителем директора по учебной
работе;
- выполнение дипломного проекта сопровождается консультациями, в ходе
которых разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы,
принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на
выполнение отдельных частей дипломного проекта.
2.3.1. Выполнение теоретической части
дипломного проекта
осуществляется до выхода на преддипломную практику.
2.3.2. Выполнение практической части осуществляется во время
преддипломной практики.
2.3.3. Предоставление работы руководителю, корректировка,
подготовка к защите - до 5 июня текущего года.
2.3.4. Рецензирование дипломного проекта. Дипломный проект
подлежат обязательному рецензированию. Внешнее рецензирование
дипломного проекта проводится с целью обеспечения объективности оценки
труда выпускника. Рецензенты дипломного проекта определяются не позднее,
чем за месяц до защиты.
Рецензия должна включать:
- заключение о соответствии дипломного проекта заявленной теме и заданию
на нее;
- оценку качества выполнения каждого раздела дипломного проекта;
- оценку степени разработки поставленных вопросов и практической
значимости работы;
- общую оценку качества выполнения дипломного проекта.
2.3.6. Содержание рецензии доводится до сведения, обучающегося не
позднее, чем за день до защиты работы. Внесение изменений в дипломный
проект после получения рецензии не допускается.
2.3.7. Образовательная организация после ознакомления с отзывом
руководителя и рецензией решает вопрос о допуске обучающегося к защите и
передает дипломный проект в ГЭК.
2.3.8. Подготовка отзывов и рецензий осуществляется до 10 июня
текущего года. Дипломные проекты по специальностям представляют в
учебную часть заведующий отделениям.
III. Оценка компетенций выпускников при выполнении и защите
дипломных проектов
3.1. Оценка выполнения проводится государственной экзаменационной
комиссией с учетом оценок общих и профессиональных компетенций

выпускников, продемонстрированных при выполнении и защите дипломных
проектов.
3.2. Оценка компетенций выпускников по результатам выполнения и
защиты дипломного проекта проводится по критериям оценки результата
выполнения и защиты дипломного проекта.
3.3. На этапе государственной итоговой аттестации государственная
аттестационная комиссия оценивает обучающихся по результатам
выполнения и защиты дипломного проекта. При этом учитываются оценки
рецензента и руководителя.
3.4. По завершению дипломного проекта руководитель оформляет отзыв
на работу, в котором по каждому этапу оценивает работу.
3.5. Дипломный проект подлежат обязательному рецензированию.
Рецензент оценивает уровень сформированности профессиональных
компетенций по основным видам деятельности, заявленным по основной
образовательной программой СПО по специальности. Содержание рецензии
доводится до сведения студента не позднее, чем за 6 дней до защиты
дипломного проекта. Внесение изменений в дипломный проект после
получения рецензии не допускается.
3.6. По завершении студентом дипломного проекта руководитель с
отзывом и рецензией представляет ее заведующему отделением, далее
дипломные проекты по специальностям сдаются в учебную часть.
3.7. Заместитель директора по учебной работе принимает решение о
допуске студента к защите дипломного проекта, о чем производится
соответствующая запись на титульной стороне дипломного проекта и передает
ее в ГЭК.
3.8. Процедура проведения защиты дипломного проекта.
- Проводится на заседании ГЭК. На доклад студента, текст которого готовят
заранее, чаще всего в письменном виде, и, как правило, согласовывают с
руководителем, выпускнику отводится 10-15 минут.
- После доклада студента члены ГЭК имеют право задавать выпускнику
вопросы, касающиеся темы работы. Ответы на вопросы должны быть
краткими, чёткими, по существу. После этого слово предоставляют
официальному рецензенту или, в случае отсутствия последнего, зачитывают
его отзыв. Выпускник имеет право в заключительном слове ответить на
замечания официального рецензента, разъяснить свою точку зрения, дать
объяснения по поводу отмеченных недостатков или замечаний выступающих.
- На защиту отводится до 45 минут и, как правило, включает доклад студента
(10-15 мин.), чтение отзыва и рецензии, вопросы членов ГЭК, ответы
выпускника.

3.9. Качество дипломного проекта определяется оценками «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При выставлении итоговой оценки по защите дипломного проекта
принимаются во внимание следующие критерии:
1. Актуальность темы и соответствие ее современным тенденциям моды.
2. Полнота и обстоятельность изложения теоретической части ВКР.
3. Качественное выполнение практической части.
4. Качественное выполнение графической части.
5. Анализ и обобщение полученных результатов, обоснование выводов
дипломного проекта.
6. Отзыв руководителя.
7. Отзыв рецензента.
По результатам защиты дипломного проекта Государственная
экзаменационная комиссия принимает решение о присвоении выпускнику
квалификации «Технолог - конструктор».
3.10. Лицам, не проходившим государственной итоговой
аттестации по уважительной причине, предоставляется возможность
пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из
колледжа.
Дополнительные
заседания
государственных
экзаменационных комиссий организуются в установленные сроки, но не
позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не
проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной
причине.
3.11. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой
аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации
неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую
аттестацию не ранее чем через шесть месяцев после прохождения
государственной итоговой аттестации впервые. Для прохождения
государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее
государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или
получившее
на
государственной
итоговой
аттестации
неудовлетворительную оценку, восстанавливается в колледж на период
времени, установленный организацией самостоятельно, но не менее
предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения
государственной
итоговой
аттестации
соответствующей
образовательной программы среднего профессионального образования.
Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для
одного лица назначается образовательной организацией не более двух
раз.
3.12. Протоколы ГЭК:

отражают итоговую оценку дипломного проекта, присуждение
квалификации;
- подписываются председателем ГЭК, заместителем председателя ГЭК,
секретарем ГЭК и членами ГЭК.
3.13. Выполненные студентами дипломного проекта хранятся после
защиты в Колледже не менее 5 лет. По истечении указанного срока вопрос о
дальнейшем хранении решается комиссией, организуемой приказом по
Колледжу, которая представляет предложения о списании дипломного
проекта, которое оформляется актом.
3.14. Дипломные проекты, выполненные на высоком учебнометодическом уровне, могут быть использованы в качестве учебных пособий
в кабинетах Колледжа.
3.15. Объем дипломного проекта должен быть 50 – 70 листов печатного
текста формата А4 без учёта приложений.
-

IV. Структура дипломного проекта
По структуре дипломный проект состоит из пояснительной записки и
графической части. В пояснительной записке дается теоретическое и
расчетное обоснование принятых в проекте решений.
Пояснительная записка к дипломному проекту формируется из
следующих элементов:
- титульный лист;
- задание;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
-библиографический список использованных источников (литературы);
- приложения.
В графической части принятое решение представлено в виде чертежей,
рисунков, схем.
К защите должна быть подготовлена презентация проекта в Microsoft
Office PowerPoint.
В объем ДП входят пояснительная записка (ПЗ) и образец
проектируемого изделия, выполненный из рекомендуемого материала в
натуральную величину. Изделие представляется студентом при защите
проекта.
4.1 Содержание дипломного проекта

ВВЕДЕНИЕ
I.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ
II.КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Техническое задание и предложение
1.1 Наименование, назначение и требования к проектируемому изделию
1.2 Анализ направления моды
1.3 Выбор и обоснование материалов для изделия
2. Эскизный проект
3. Технический проект
3.1 Технический рисунок
3.2 Техническое описание модели
3.3 Исходные данные для проектирования для проектирования основного
чертежа конструкции
3.4 Обоснование прибавок на свободное облегание
3.5 Построение чертежа базовой конструкции
3.6 Разработка модельной конструкции
4. Рабочий проект
4.1 Изготовление лекал модельной конструкции
4.2 Нормирование расхода материала на модель
4.3 Выбор технологического оборудования
4.4 Выбор и обоснование методов технологической обработки
4.5 Технологическая последовательность обработки
III. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ
4.2 Оформление содержания
Содержание автособираемое и включает введение, наименования всех
разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение
(выводы), список использованных источников и наименование приложений с
указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы документа.
Содержание помещают после отзыва о проекте.
Содержание включают в общее количество листов текстового
документа.
Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка (симметрично
тексту без абзацного отступа) с прописной буквы.
Наименования, включенные в содержание, записывают строчными
буквами, кроме первой прописной буквы, с абзаца, с указанием номеров
разделов, подразделов, пунктов. Если заголовок раздела, подраздела состоит
из нескольких строк, то следующая строка выполняется под первой буквой
предыдущей строки заголовка. Межстрочный интервал, в этом случае, равен
единице.
В «Содержание» не включают лист задания на работу, отзыв о
выпускной квалификационной работе.

ВВЕДЕНИЕ
Введение и заключение являются обязательными разделами дипломного
проекта. Введение - вступительная часть дипломного проекта. Объем введения
должен быть небольшим - 1–2 страницы. Во введении осуществляется
обоснование актуальности и практической значимость выбранной темы,
формулируются цели и задачи, объект и предмет курсового проекта, круг
рассматриваемых проблем. Введение к дипломному проекту в обязательном
порядке содержит следующие элементы:
Актуальность работы. Следует обозначить существующее положение,
почему актуальна именно затронутая в теме проблема. Обоснование может
начинаться с фразы: «Актуальность данной темы обусловлена тем, что…».
Цель работы. Цель показывает направление раскрытия темы работы.
Например, «Цель дипломного проекта – разработка коллекции моделей
…изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка,
раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение) …
Задачи дипломного проекта – это способы достижения цели. Следует
выделить 1–2 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения
главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с
главами работы. Пример формулирования задач: «Для достижения цели,
поставленной в дипломном проекте, были определены следующие задачи:
1. Разработать …
2. Провести…
3. Раскрыть сущность …
4. Проанализировать …
5. Сравнить …
6. Рассмотреть …
I.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ
В исследовательском разделе пояснительной записки ведется
обоснование разработки темы, раскрываются основные вопросы, подлежащие
изучению, сообщаются методы исследования, использованные автором при
разработке дипломного проекта, делаются краткие выводы. (объем 10-15
страниц)
В качестве источников информации могут служить публикации в книгах
и журналах, работы известных дизайнеров и художников, природа, образцы
прикладного искусства, народного творчества, образцы исторического и
этнографического костюма. Дипломник должен дать описание источника,
который послужил отправной точкой для его творческого процесса,
подчеркнуть его наиболее характерные черты. Если на эту тему уже

разрабатывались коллекции одежды другими дизайнерами, то можно
привести примеры.
II.КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ
1. ТЕХНИЧЕКОЕ ЗАДАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Техническое задание устанавливает основное назначение, исходные
данные проектируемого изделия, технические характеристики, показатели
качества и технико-экономические требования к разрабатываемому изделию,
выполнение необходимых стадий разработки конструкторской документации
и ее состав, а также специальные требования к изделию.
1.1 Наименование, назначение и требования к проектируемому изделию
В этом разделе необходимо указать наименование изделия, его целевое
назначение (повседневное, нарядное и т. д.), характеристика условий
использования (время года, краткая характеристика климатических
особенностей данного региона), конкретные условия эксплуатации изделия.
Рекомендуется отразить морфологические особенности той возрастной
группы людей, для которых разрабатывается изделие (указывается рост,
размер, полнотная и возрастная группа людей).
1.2 Требования к проектируемому изделию
В этом разделе необходимо четко и обоснованно сформулировать
важнейшие потребительские и производственно-технические требования,
которым должно отвечать разрабатываемое изделие.
1.3 Анализ направления моды
В этом разделе на основе анализа литературных источников
описываются перспективные направления моды в одежде, включающие
основные тенденции для создания образной темы в одежде (силуэты,
пропорции, объемы, длина, покрой и т. д.), цветовую гамму для определения
образной темы, модные направления в оформлении тканей, фурнитуры и
отделочных материалов.
Необходимо представить характеристику ассортиментной группы
швейных изделий по теме проекта. Рекомендуется основные ведущие силуэты
проектируемого ассортимента представить в виде иллюстраций с интернетсайтов.
1.3 Выбор и обоснование материалов для изделия
Выбираемые материалы должны соответствовать требованиям,
предъявляемым к проектируемому изделию.
Необходимо обосновать выбор материала для пакета изделия
определенного назначения, сезона, возраста человека с учетом направления
моды, требований производителя и потребителя.

Указать, какими свойствами должны обладать материалы верха,
подкладки,
прокладочные,
отделочные,
укрепляющие,
которые
рекомендуются в пакет проектируемого изделия.
Структура и свойство материалов должны удовлетворять требованиям
потребителя и требованиям к изготовлению одежды, позволять использовать
современные методы их обработки.
КОНФЕКЦИОННАЯ КАРТА.
Таблица № 1
Эскиз модели
Основная ткань Прокладочная
Фурнитура

2. Эскизный проект
Эскизный проект – это совокупность конструкторских документов,
которые должны содержать принципиальные конструктивные решения,
дающие общие представления об изделии, а также данные, определяющие
назначения, основные параметры и габаритные размеры разрабатываемого
изделия.
При разработке эскизного проекта выполняются разработки,
необходимые для обеспечения предъявляемых к изделию требований и
позволяющие установить принципиальные решения изделия.
В этом разделе дипломного проекта необходимо разработать идею и
стиль проектируемой коллекции моделей одежды, основываясь на
тенденциях моды и тематике модных направлений, выполнить не менее 5
эскизов моделей одежды в выбранном ассортименте и тематике модных
тенденций.
3. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Технический проект – это совокупность документов, которые должны
содержать окончательные технические решения, давать полное представление
о конструкции разрабатываемого изделия и иметь исходные данные для
разработки рабочей документации. На стадии технического проекта для
выполнения
графической
части
производится
выбор
методики
конструирования, обоснование исходных данных, расчет конструкции и
построения чертежей основы конструкции. Для построения базовой
конструкции используется Единый метод конструирования одежды ЦОТШЛ,
разработанный в России и принятый программой ФГОС для СПОУ по
специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология
швейных изделий».

Разработка первичных чертежей новой модели осуществляется в два
этапа:

построение чертежей базовой конструкции (БК) деталей по
методике конструирования;

разработка модельных особенностей (МК) на чертеже БК по
техническому рисунку.
Технический проект выполняется с целью окончательного
технического решения модели, дающего полное представление о конструкции
проектируемого изделия.
3.1 Технический рисунок
Технический рисунок представляет собой пропорциональную линейную
прорисовку модели одежды в графической технике рисунка с учётом
положения основных конструктивных поясов типовой фигуры, в двух, иногда
в трёх проекциях: вид спереди, сбоку и сзади, с чётким обозначением
рельефных швов, вытачек, складок, драпировок, воланов, воротников,
вырезов, карманов, конструктивных подрезов, декоративных швов, шлёвок,
басок и других деталей, длины изделия относительно конструктивных поясов
фигуры.
Технический рисунок выполняется на листе формата А4 на фигурине
без прорисовки контура фигуры.
На рисунок модели нанести конструктивные линии поясов (груди,
талии, бёдер, уровень коленей, центральную линию симметрии), что позволяет
более точно определить пропорции изделия, положение линий членения и
декоративно – функциональных элементов. Технический рисунок может
содержать прикреплённый образец ткани, из которой будет отшиваться
модель одежды. Сложные или оригинальные детали могут изображаться на
этом же рисунке в «лупе» с помощью графических пояснений.
3.2 Техническое описание модели
При описании внешнего вида модели необходимо проанализировать ее
с точки зрения художественного оформления и конструктивного решения.
Описание
внешнего
вида
модели
выполняют
в
следующей
последовательности:

название изделия (ассортимент), его назначение,

вид используемого материала.

описание конструктивного решения:

силуэт модели по линии плечевого пояса, груди, талии и низа, его
конструктивное решение; особенности деталей переда, спинки,

расположение и конфигурация конструктивно – декоративных
линий и членений,


покрой и форма рукавов;

вид застежки и форма воротника;

конструктивные особенности деталей переда и спинки;

отделка швов, краев и т.д.

используемые размеры и рост.
Если разрабатывается комплект, то дается описание всех входящих в
него изделий. При описании поясных изделий (брюки, юбка) следует
указывать их силуэт, количество продольных и поперечных швов и вытачек,
вид застежки, пояса и карманов, наличие складок и манжет (если таковые
имеются).
3.3 Выбор и обоснование системы конструирования
Характеристика различных методик конструирования, достоинства,
недостатки. Конструкции изделий рекомендуется разрабатывать по любой из
современных систем конструирования: Единая методика конструирования
одежды, разработанная ЦНИИШП; Единый метод конструирования одежды,
изготовляемой по индивидуальным заказам, разработанный ЦОТШЛ; ЕМКО
СЭВ; Muller и сын и др. В работе необходимо указать, по какой из методик
осуществляется проектирование чертежей деталей будущей модели. Во время
защиты аргументировать свой выбор.
3.4 Исходные данные для проектирования
Исходные данные для разработки чертежей основных деталей изделия
определяют исходя из выбранной методики конструирования. В известных
расчетно– графических методах в качестве исходной информации используют
размерные признаки типовых фигур и конструктивные прибавки к ним,
учитывающие силуэтное решение и форму одежды, а также эскиз и описание
модели.
Построение чертежей деталей моделей состоит из двух этапов:

разработка базовых конструкций (БК);

разработка модельных особенностей, то есть построение
модельных конструкций (МК) на исходной БК.
Величины размерных признаков типовой фигуры необходимые для
проектирования базового чертежа конструкции изделия сводится в таблицу. В
данном разделе необходимо дать антропометрическую характеристику
потребителя, указать рекомендуемые шкалы ростов и размеров.
Размерные признаки необходимые для построения чертежа БК

Таблица 2
Обозначение
измерения

Р

Наименование измерения

Величина
измерения,
см.

Рост

170

Сш

Полуобхват шеи

17,7

Сг1

Полуобхват груди первый

42,9

Сг2

Полуобхват груди второй

46,2

3.5 Обоснование прибавок на свободное облегание
Прибавки на свободное облегание являются одним из определяющих
факторов формообразования одежды, поэтому правильный их выбор
позволяет с наименьшими затратами создавать более точную конструкцию
проектируемой формы. Прибавки определяют в зависимости от вида изделия,
его покроя, силуэта и окончательно уточняются в процессе изготовления.
Величины прибавок на свободное облегание определяются данными на основе
технического рисунка и описания модели изделия.
При обосновании прибавок на свободное облегание необходимо
указать:

вид изделия;

силуэт изделия;

объем по уровням груди, талии, бедер;

форму плечевого пояса;

форму, покрой и объем рукава;

форму застёжки и степень прилегания воротника к шее.
Данные о прибавках на свободное облегание к основным
конструктивным участкам вносят в таблицу 3.
Таблица 3
Наименование
Условное обозначение
величины прибавок
прибавки
На свободу проймы
Пспр
1,5…2,5
К ширине горловины
Пшгс
0,5…1,0
линии
К высоте горловины
Пвгс
спинки
К длине средней линии
Пдтс
0.5
спинки
К ширине спинки
Пшс
1,0…1,4

3.6. Расчет и построение базовой конструкции.
Построение чертежа конструкции спинки и переда производится в
соответствии с выбранными методами конструирования одежды, которые
могут включать в себя построение базисной сетки чертежа, конструктивных и
модельных линий. В расчеты БК входят: предварительный расчет чертежа
конструкции плечевого изделия и основные расчеты конструкции плечевого и
поясного изделий. Расчёт чертежа базовой конструкции рекомендуется
представлять
в
виде
таблицы
(допускается
также
текстовая
последовательность построения), а также описание методов конструктивного
моделирования БК для получения предполагаемой формы изделия.
Таблица 4
Отрезок
Расчетная формула и
Длина
Маштаб
расчет
отрезка,см 1:5
Построение базисной сетки
Ао а1
Ао а1= Сr3+Пг+ 0,3…1,5= 44+6,0+0,5
50,5
10,1
Ао а
Ао а = Шс+Пшс=17,3+1,4
18,7
3,47
а1а2
а1а2=Шг+(Сr2- Сr1)+Пшп=16,5+(46,420,8
4,16
41,9)+0,8
АоУ
АоУ=0,4Дтс2=0,4х42,7
17,08
3,4
АоГ
АоГ=Впрз+Пспр+0,5Пдтс=20,9+1,5х0,
22,65
4,53
5
Чертежи в пояснительной записке выполняют в масштабе 1:5. В случае
большой длины на деталях конструкции выполняют разрывы в соответствии с
требованиями стандартов ЕСКД к оформлению конструкторской
документации. На чертеже наносят все основные и вспомогательные линии
черным цветом. Толщина вспомогательных линий чертежа должна
соотноситься с толщиной основных линий как 1:2. При заходе на чертеже
одной детали на другую основные линии нижней детали оформляют
пунктиром.
3.7 Разработка модельной конструкции
Используя технический рисунок, на базовую конструкцию модели
наносят модельные особенности.
Модельную конструкцию (МК) разрабатывают в следующей
последовательности:
1. Уточняют линии внешнего контура конструкции: укорачивают или
удлиняют линию плеч, определяют длину изделия и рукава, расширяют и
очерчивают линию горловины, проймы и т.п.
2. Наносят конструктивные, декоративно – конструктивные и
декоративные линии и элементы: линии рельефов, подрезов, кокеток,
лацканов, бортов и др.
3. Выполняют моделирование: определяют новое положение вытачек в

соответствии с моделью, производят параллельное и коническое разведение
деталей для образования сборок, фалд, складок и других форм.
На чертеже модельной конструкции обязательно должны быть
вычерчены все декоративные и декоративно-конструктивные детали
(воротник, карманы, клапаны, хлястики, шлевки, планки, петли, пояса и т.п.).
4. РАБОЧИЙ ПРОЕКТ
Разработка рабочей конструкторской документации - заключительная
стадия проектирования.
Рабочая конструкторская документация включает создание комплекта
лекал деталей изделия из основного материала, подкладки, приклада,
вспомогательных шаблонов и их спецификации. На этой стадии
проектирования уточняют чертежи, определяют норму расхода материалов на
модель. Исходными данными для разработки комплекта лекал деталей
конструкции являются чертеж конструкции МК изделия, сведения о
выбранных методах обработки и технологическом оборудовании,
технологическая последовательность изготовления изделия.
4.1 Изготовление лекал модельной конструкции
В данном разделе необходимо составить спецификацию лекал МК, в
которой нужно перечислить все детали изделия, с указанием количества лекал
и деталей кроя, разрабатываемой модели. На проектируемую модель
составляется спецификация лекал и деталей кроя основной ткани,
дополнительной, подкладки и приклада в табличной форме.

Спецификация деталей
Таблица 5
Наименование детали

№ детали

Количество
деталей изделия

Плательная ткань
Спинка цельнокроеная с рукавом
1

2

Перед цельнокроеный с рукавом

2

1

Обтачка горловины переда

3

1

Обтачка горловины спинки

4

2

Технологические припуски в лекалах
Детали кроя
1
Спинка цельнокроеная с
рукавом

Перед цельнокроеный с
рукавом

Срезы по которым
дается припуск
2
Платье
по плечевому и
верхнему срезу рукава
по горловине
по низу рукава
по боковому и нижнему
срезу рукава
по низу изделия
по плечевому и
верхнему срезу рукава

Таблица 6
Величина
припуска
3
1,0
0,7
1,0
1,0
4,0
1,0

При оформлении лекал на них должны быть указаны: направления нитей
основы, положение линий полузаноса и сгибов, контрольные знаки. Кроме
того, должны быть надписи следующего содержания: модель, наименования
детали изделия и материала, размер, рост, номер детали из спецификации, из
общего количества деталей.
4.2 Нормирование расхода материала на модель
В данном подразделе дается описание технических условий раскладки
лекал и раскроя проектируемого изделия. При раскрое изделий расход ткани
должен быть минимальным, при раскладке лекал на ткани необходимо
учитывать направление ворса, рисунок ткани, разнооттеночностъ,
направление нитей основы и утка, дополнительные надставки и припуски на
швы.
Студенту необходимо выполнить раскладки лекал для основной ткани
и подкладочной ткани. В ДП на отдельном листе прилагается вариант
раскладки лекал кроя для основной ткани, выполненный в масштабе 1:5 с
соблюдением всех необходимых требований:

раскладка должна быть рациональной;

должны быть указаны длина, ширина ткани и характер лицевой
поверхности ткани.
Площадь раскладки
Полезная площадь лекал - Sполез л (м2) определяется суммированием
площадей лекал кроя для основной ткани согласно спецификации (Таблица 6),
расчет ведется по формуле:

Sполез л =Sл1+Sл2+Sл3… ,
где Sл1 (м ) и т.д.- площадь одного лекала, например, переда, Sл2 (м2) площадь лекала спинки и т.д.
Площадь одного лекала – Sл1 (м2) определяется геометрическим
способом, где каждое лекало разбивают на ряд простейших фигур
(Приложение Л), затем подсчитывают площадь составляющих его фигур и
находят их сумму:
Sл1=S1+S2+S3+S4+S5… ,
2
где S1=а×в (м ) и т.д., рассчитываются по математическим формулам
площадей соответствующих формам фигур. Площадь фигур со сложной
контурной линией вычисляют приближенно (ошибка подсчета составляет 23%).
Расчет площади шаблонов вносится в таблицу
Расчет площади шаблонов
2

Наименование детали

Спинка цельнокроеная с
рукавом
Перед цельнокроеный с
рукавом
Обтачка горловины переда

Таблица 7
Общая
площадь,см2

Количество
деталей в
изделии ед.
Платье
2

Площадь
шаблона,
см2
5862,5

11725

1

11787,5

11787,5

1

165

165

Расчетами определяется полезная площадь лекал как (Sполез л), площадь
раскладки (Sp) и процент межлекальных выпадов (Во). Расчет процента
межлекальных выпадов – Во в раскладке выполняют по формуле:
Во= Sмеж л : Sр ×100% ,
где Sмеж л - площадь межлекальных выпадов (м2);

Sл – полезная площадь лекал (м2).
После заполнения таблицы требуется сделать вывод
нормировании расхода материала на проектируемую модель.

о

4.4 Выбор и обоснование методов технологической обработки
Эффективность технологических процессов в значительной степени
определяется выбранными методами обработки и оборудованием.
Прогрессивным считается, такой вариант обработки, который обеспечивает
высокое качество и максимальную экономическую эффективность. Методы

обработки должны обеспечивать минимальную трудоёмкость, максимальную
степень использования оборудования и приспособлений малой механизации,
а также использование клеевых прокладочных материалов.
В данном подразделе необходимо осуществить выбор методов
обработки проектируемого изделия, обосновав его. Задача выбора методов
обработки швейных изделий заключается в подборе наиболее эффективных
способов обработки деталей.
При выполнении дипломного проекта выбор методов обработки
представляется в виде схем поузловой обработки всех основных узлов,
применяемых при изготовлении изделия. Выбранные методы обработки
должны обеспечивать сокращение затрат времени и повышение
производительности труда.
Виды швов и узлов применяемые при изготовлении изделия.
Таблица 8
Название
Схема узла
Область
применения
стачной в
Соединение
разутюжку
боковых,
плечевых
срезов, вытачек
4.5 Технологическая последовательность обработки
Технологическая последовательность обработки проектируемой модели
составляется по форме, приведенной в таблице8.
Последовательность технологической обработки модели
Таблица 9
№ Наименование операции
Вид,
Время Оборудование,
разряд
приспособления,
работы
инструменты
Платье
Подготовка деталей к запуску
1 Проверить наличие всех деталей
Р3
1,66
2 перевести меловые линии, нанесенные
Р3
8,33
картон натертый
закройщицей на вторую половину
мелом резец без
изделия на вторую половину изделия из
зубцов линейка
материалов, не затрудняющих обработку,
мел
минимальная сложность
Обработка линии середины переда и спинки

3 нанести линию середины переда

Р4

0,97

линейка карандаш
мел

Указать общее количество неделимых операций.
III. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Экономический раздел включает в себя расчет стоимости проектируемого
изделия и анализ конкурентоспособности этого изделия на рынке. Стоимость
основных материалов (Таблица 10).
Таблица 10
Наименование
материала

Расход
на
изделие
(м.)

Розничная
цена метра

Торговая
скидка
25%
Руб.

Оптовая
цена

Сумма
на
изделие

Итого:

Себестоимость комплекта составила _____руб.
Б) транспортно-заготовительные расходы принять в размере 0,1-0,2 от
стоимости основных материалов
Ртз = 2607х 0,2=521,4
2 статья
Сумма, получаемая от реализации расходов.
Сотх=Св+Сп+Су.п.
Св - отх.верха (8%)
Сп– отх.подк.(4%)
Спр=отх.пр(2%)
Сотх = 208,5 + 0 + 52,14 = 260,6
Змат = Смат + Ртз – Сотх
Где: Змат – затраты на материалы;
Смат – стоимость материалов;
Ртз - транспортно-заготовительные расходы;
Сотх – сумма отходов.
Змат=2607 + 521,4 – 260,6 =2867,8
3 статья:
Заработная плата основная (ЗПосн) производственных рабочих:
З= Од хТфак+(( 1+Кдоп)/100)
Fд
Где: Од – должностной оклад,руб;

Тфак - фактически отработанное время за расчетный период дни (259)
Fд- действительный фонд времени (259-20)
Кдоп- величина дополнительной выплаты и премии (30% от Од)
З год= ЗхКр.
Кдоп = 13 890 х259*(1+30/100) = 3597510* 0,31 =1115 228,1
3 = 13890 х 259+1115 228,1 = 19718,57
239
Мсм = Кр х Тсм / Тобр;
Где: Мсм - расчетный выпуск потока в смену, ед.;
Кр - количество рабочих.
Тсм- рабочее время смены
Тоб- затраты времени на обработку
Мсм = 6 х 8 :6,13 = 7,8
Вгод= 7,8 х 239 = 1864,2
Фгод = 19718,57 х 6 х 12= 1 419 737,04
Где: Фгод – годовой фонд зарплаты.
1419737,04: 1864,2 = 761,6
4 статья:
Стоимость электроэнергии на единицу изделия
Сэ= Эдв х Ткв.ч / Аz;
Где:
Эдв – затраты энергии, потребляемой электродвигателями в швейном
оборудовании.
Эдв= Рв х Мз х Т;
H
Где: Рв - мощность машины, кВт=0,37;
Мз - колличество машин =6;
Т - число часов работы в год =1616;
Н -коэффициент,учитывающий стоимость электроэнергии =0,85
Эдв=0,37 х 6 х 1616 = 3587,52
0,85
Сэ = 3587,52 х384/3486=395,18
Сэ =395,18: 12= 32,93
5 статья:
Отчисление на социальное страхование, принятое в размере 26% от 34%
основной зарплаты
ЗПосн х 26/100 = 761,6 х 26/100 = 198

6 статья:
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (39%)
Рсод = 761,6х 39/100 = 297
7 статья:
Расходы на подготовку и освоение производства 2% от зарплаты
Рпр = 761,6 х 2/100 = 15,2
8 статья:
Цеховые расходы
Рцех=ЗПосн х Пцех/100
Где: Пцех – процент цеховых расходов = 16%;
Рцех= 761,6 х16/100 =121,8
9 статья:
Общефабричные расходы
Робщ= ЗПосн х Поф/100;
Где: Поф – процент общефабричных расходов = 8%
Робщ = 761,6 х 8/100 =60,9
10 статья
Прочие расходы = 1,5 – 3%
ЗПосн х 1,5/100 = 761,6 х 1,5/100=11,4
Производственная себестоимость рассчитывается как сумма десяти
статей:
Спр = 6973,6
11 статья:
Внепроизводственные расходы определяются в процентном
отношении от производственной себестоимости и равна 2%
6973,6 х 2/100=139,5
12 статья:
Потери от брака равны 1,5% от производственной себестоимости
6973,6 х 1,5/100=104,6
Сумма двенадцати статей образует полную себестоимость
основного изделия:
Себестоимость полная = 7217,7
2. Расчет рентабельности изделия
Оптовая отпускная цена
Цоптопт = С/с + НДС + Кр;

Где: НДС – налог на добавленную стоимость, равен 20% от
себестоимости;
Кр - коммерческие расходы составляют 10-30% от себестоимости;
Цоптопт=7217,7+ 1443,5 + 2165,3 = 10826
Розничная отпускная цена
Црознотп= Цопт + ТН;
Где: ТН – торговая надбавка, равна 25% от оптовой цены.
Црознотп = 10826 + 2706,5 = 13532,5
Прибыль изделия
Пр = Цопт – С/с-НДС (20%)
Пр = 10826 –7217,7– 1443,5 = 2164,8
Рентабельность изделия
Р = Пр х 100;
С/с
Где: Пр – прибыль;
С/с – себестоимость изделия;
Р = 2164,8 х 100 = 29,9 %
7217,7
Заключение
В заключении рассматривается значимость рассматриваемых вопросов
дипломного проекта, приводятся выводы, характеризующие в сжатом виде
итоги проделанной работы.
В выводах по дипломному проекту необходимо:
 прописать достоинства и преимущества данной работы;
 отразить соответствие проектируемой модели направлению моды;
 указать наиболее интересные результаты проделанной работы;
 дать оценку экономической эффективности реализации проекта;
 дать рекомендации по практическому применению разработанной
модели.
Текст заключения не должен повторять текста введения, а также не
должен содержать иллюстраций и таблиц. В выводе делаются собственные
обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную
проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной
темой, рекомендации относительно возможностей использования материалов
дипломного проекта.
V. Требования к оформлению дипломного проекта

Дипломный проект выполняется на одной стороне белой бумаги
формата А4 (296×210 мм):
 оформляется на компьютере в текстовом процессоре Microsoft Word
шрифтом Times NewRoman, 14 кегль;
 поля документа: верхнее – 2, нижнее – 2, левое – 2, правое – 1;
 межстрочный интервал - 1,5;
 выравнивание текста по ширине, отступ слева (абзац) - 1,5;
 расположение номера страниц – арабскими цифрами, в правом,
нижнем углу, без точки в конце, соблюдая сквозную нумерацию по
всему тексту, включая приложения;
Титульный лист включается в общую нумерацию страниц дипломного
проекта. Номер страницы на титульном листе, на задании и содержании не
проставляется. Нумерация начинается с ВВЕДЕНИЯ.
Объём пояснительной записки к дипломному проекту составляет от 50
до 70 страниц машинописного текста. В этот объем включается: титульный
лист, задание на проектирование, содержание, введение, основная часть,
заключение, список используемых источников. Приложения в общий объем не
включаются.
При оформлении дипломного проекта необходимо соблюдать
равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения по всей
работе. Не должно быть помарок, перечеркивания.
Оформление разделов, подразделов
Заголовки
структурных
элементов
(разделов)
печатают
ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ (полужирное начертание) и располагают по
центру страницы. Заголовки структурных элементов (подразделов)
печатаются строчными буквами с первой прописной (полужирное
начертание) и располагают по центру страницы. Если заголовок или
подзаголовок включает несколько предложений, их разделяют точкой. Между
нумерацией и названием раздела и подраздела ставится точка, затем пробел и
только потом название раздела, подраздела. Точки в конце заголовков не
ставятся, переносы слов не допускаются.
Все структурные элементы работы «ВВЕДЕНИЕ», «СОДЕРЖАНИЕ»
«РАЗДЕЛЫ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» должны начинаться
с новой страницы.
Расстояние между названием раздела и подраздела: междустрочный
интервал 3 (нажатие клавиши «Enter» 2 раза), затем сразу название подраздела,
а между подразделом и последующим текстом должно быть 1,5 интервала

(нажатие клавиши «Enter» 1 раз) и сразу текст.
Подраздел может продолжать незаконченную страницу предыдущего
подраздела, если расстояние до конца страницы составляет не менее 1/3
страницы. Отрывать заголовок от относящегося к нему текста, если хотя бы
одна его строка не может быть размещена на данной странице недопустимо.
Основная часть дипломного проекта должна иметь порядковую
нумерацию в пределах каждого раздела и обозначаться арабскими цифрами с
точкой. Нумерация включает в себя номер раздела и порядковый номер
подраздела, отделённый точкой и пробелом, например,1.1., 1.2., 2.1., 2.2., 2.3.
и т.д.
Пример:
1. НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
(междустрочный интервал 1,5 или нажатие раз интера и сразу текст)

Название подраздела
(1,5 интервала, нажатие 1 раз интер и сразу текст)

Практическая функция одежды заключается в том, чтобы предохранить
человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить
оптимальные температурные условия. Но кроме этого одежда должна
украшать человека, скрывать его недостатки и подчеркивать достоинства.
Оформление перечислений
В тексте дипломного проекта, как правило, внутри разделов могут быть
приведены перечисления. Перечисления оформляются маркированным
списком с абзацным отступом (в едином стиле на протяжении всего текста
дипломного проекта) и завершают точкой с запятой, а последнее перечисление
точкой в конце.
Пример:
1. Психология цвета:
 желтый – оптимистичный, веселый, открытый, он одновременно
и расслабляет психику, и стимулирует интеллект;
 оранжевый – творческий, жизнерадостный, игривый, вызывает
ощущение стабильности, безопасности и тепла;
 зеленый – успокаивает, сохраняет природную энергию,
способствует
развитию
творчества,
ассоциируется
со
стабильностью и защищенностью.
Текст в перечислениях должен соответствовать правилам
грамматического согласования.
Оформление табличного материала
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения
показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее
содержание, быть точным, кратким.

Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного
отступа в одну строку с ее номером через тир. Название следует помещать над
таблицей с прописной буквы, в соответствии с рисунком 1 (точку в конце
названия не ставят).
При переносе части таблицы название помещают только над первой
частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу,
не проводят.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором
она упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости
в приложении.
На все таблицы должны быть ссылки по тексту. При ссылке следует
писать слово «Таблица» с указанием ее номера.
Пример:
Данные по прибавкам приведены в таблице 1.
Технологическая последовательность (Таблица 1).
Оформление таблиц должно соответствовать ГОСТ 1.5 и ГОСТ 2.105.
Оформление формул
Формулы выделяются из текста в отдельную строку, располагаются по
центру. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена одна свободная
строка. Если формула не умещается в одну строку, она переносится после
знаков: равенства (=), сложения (+), вычитания (-), умножения (х), деления (:),
других математических знаков. Нумеровать следует наиболее важные
формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Не
рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок в тексте.
Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых
скобках, у правого края страницы.
Пояснение значений символов формулы и числовых коэффициентов
приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в
которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового
коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения
начинают со слова "где" без двоеточия. В последней строке пояснения
указывается источник.
Оформление ссылок
При ссылках на структурные элементы текста, который имеет
нумерацию из цифр (букв), не разделенных точкой, указывают наименование
этого элемента полностью.
Примеры:
 в соответствии с разделом 5;
 по пункту 3;

 в соответствии с приложением А;
 приведен в приложении В.
При ссылках на структурные элементы рекомендуется использовать
следующие формулировки: «…в соответствии с разделом 2», «… согласно
3.1», «… по 3.1», «… в соответствии с перечислением б) 4.2.2», «… по формуле
(3.3)», «… в соответствии с таблицей 1», «… в части показателя 1 таблицы 2»
и т.д.
При ссылках на отдельные структурные элементы приложений
рекомендуется использовать следующие формулировки: «… в соответствии
сА.1 (Приложение А)», «…на рисунке А.2 (Приложение А)», «…в таблице Б.2
(Приложение Б)» и т.д.
Оформление рисунков
Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором
они упоминаются впервые, или на следующей странице, а при необходимости
– в приложении.
На все рисунки должны быть даны ссылки по тексту.
Пример: Выбранный орнамент соответствует рисунку 2.
Рисунки, за исключением рисунков в приложениях, следует нумеровать
арабскими цифрами. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».
Слово «Рисунок» и его название располагают по центру. Нумерация сквозная.
Перед рисунком и после названия рисунка оставляется одна пустая строка.
Пример:

Рисунок – 2 Этнические мотивы
Рисунки каждого приложения обозначаются отдельной нумерацией

арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Оформление чертежей
Чертеж, как конструкторский документ стандартизирован ГОСТ 2.104 –
2006 «Основные надписи» (5 мм от правой, нижней и верхней стороны
внешней рамки, слева 20мм, в правом углу формата размещается штамп);
Штамп выполняется по Единой системе конструкторской документации
(ГОСТ 2.109-73). Масштабы выполняются по Единой системе
конструкторской документации (ГОСТ 2.302-68); Каждый чертеж должен
иметь буквенно-цифровое обозначение по ГОСТ 2.201-80.
Все надписи на чертеже должны быть по возможности краткими и
соответствовать принятой терминологии. Штамп заполняется печатными
буквами (чертежный шрифт) карандашом, графа «подпись» заполняется
ручкой. Также возможно использование готового листа формата А4 с рамкой
(Приложение Б).
Оформление приложений
В приложениях помещаются материалы, дополняющие основной текст
пояснительной
записки.
Рекомендуется
включать
материалы
иллюстрационного и вспомогательного характера, дополняющие текст
пояснительной записки к дипломному проекту.
В приложения могут быть помещены:
 таблицы и рисунки;
 дополнительные расчеты;
 описания применяемого в работе нестандартного оборудования и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЯ обозначаются прописными буквами русского
алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова
ПРИЛОЖЕНИЕ следует буква, обозначающая его последовательность.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху
по центру слово ПРИЛОЖЕНИЕ и его обозначения, а под ним заголовок
приложения, который записывают симметрично относительно текста с
прописной буквы отдельной строкой (начертание обычное).
Информационные источники
Для написания дипломного проекта должно быть использовано не менее
25 источников, в том числе Интернет источников и периодической
литературы.
Библиографическое описание документов производится в соответствии с
ГОСТ Р 7.0.100–2018 «Библиографическая запись. Библиографическое
описание. Общие требования и правила составления».
Используется основная литература не старше 5 лет от нынешнего года
написания пояснительной записки к дипломному проекту. Список

используемых источников оформляется по следующему порядку:
 законодательные и нормативные материалы;
 книга под фамилией автора;
 электронные ресурсы;
 статьи из журнала или газеты;
 интернет источники и веб-сайты удаленного доступа.
Образцы оформления:
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ:
Законы: Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон
от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21 дек. 2012 г. :
одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Российская газета. – 2012. –
31 дек. – Текст : непосредственный.
или
Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 дек.
2012 г. № 273-ФЗ : [с изменениями на 2 декабря 2019 года] – Текст :
электронный // Техэксперт : [сайт]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/zakonrf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (дата обращения: 28.09.2019).
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ:
Стандарты: ГОСТ Р 54393-2011. Группа М09. Национальный
стандарт российской федерации. Изделия швейные и трикотажные. Термины
и определения. ОКС 59.060.01. Дата введения 2013-01-01. Разработан
открытым
акционерным
обществом
"Всероссийский
научноисследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС"). Внесен
Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального
агентства по техническому регулированию и метрологии. Утвержден и введен
в действие Приказом Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии от 12 сентября 2011 г. N 274-ст. Электронный
текст документа, подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: официальное
издание М.: Стандартинформ, 2014 12 с. – Текст : непосредственный.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
1.
Кузьмичев, В.Е. Конструирование швейных изделий: системное
проектирование: учебное пособие для среднего профессионального
образования / В. Е. Кузьмичев, Н.И. Ахмедулова, Л.П. Юдина; под научной
редакцией В. Е. Кузьмичева.— 3-е изд., испр. и доп.— Москва : Издательство
Юрайт, 2020. — 392 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-08530-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/4549221.
2.
Ермаков, А. С. Оборудование швейного производства : учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. С. Ермаков. — 2-е

изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 259 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07297-6. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/470768
3.
Шершнева, Л.П. Конструктивное моделирование одежды в
терминах, эскизах и чертежах : учеб, пособие / Л.П. Шершнева, Е.А.
Дубоносова, С.Г. Сунаева, Е.В. Баскакова. - Москва : ИД «ФОРУМ» :
ИНФРА-М, 2021. - 271 с. - (СПО). – Текст: непосредственный.
VIII. Рекомендации к подготовке и оформлению презентаций
Важным этапом подготовки к защите
дипломного проекта является
подготовка презентации. Презентация - системный итог исследовательской
работы студента по теме, в нее вынесены все основные результаты
исследовательской деятельности. Выполнение презентаций для защиты
дипломного проекта позволяет логически выстроить
материал,
систематизировать его, представить к защите, приобрести опыт выступления
перед аудиторией, формирует коммуникативные компетенции студентов.
Для оптимального отбора содержания материала работы в презентации
необходимо выделить ключевые понятия, теории, проблемы, которые
раскрываются в презентации в виде схем, таблиц, с указанием авторов. На
каждом слайде определяется заголовок к содержанию материала.
Соотношения в презентации теоретической и практической частей
исследования 1-3 времени представления материала.
8.4. Оптимальное количество слайдов, предлагаемое к защите работы –
10- 12. Объем материала, представленного в одном слайде должен отражать в
основном заголовок слайда.
8.5. Для оформления слайдов презентации рекомендуется использовать
простые шаблоны без анимации, соблюдать единый стиль оформления всех
слайдов. Не рекомендуется на одном слайде использовать более 3 цветов:
один для фона, один для заголовков, один для текста. Смена слайдов
устанавливается по щелчку без времени.
8.6. Шрифт, выбираемый для презентации должен обеспечивать
читаемость на экране. Для слайдов может использоваться любой шрифт.
Однако кегль лучше выбрать не меньше 28, а в заголовках использовать кегль
не менее 36. Шрифт на слайдах презентации должен соответствовать
выбранному шаблону оформления. Не следует использовать разные шрифты
в одной презентации. При копировании текста из программы Word на слайд
он должен быть вставлен в текстовые рамки на слайде.

8.7. Алгоритм выстраивания презентации соответствует логической
структуре работы и отражает последовательность ее этапов. Независимо от
алгоритма выстраивания презентации, следующие слайды являются
обязательными.
- В содержание первого слайда выносится полное наименование
образовательного учреждения, согласно уставу, тема выпускной
квалификационной работы, фамилия, имя, отчество студента, фамилия,
имя, отчество руководителя.
Образец:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»
Дипломный проект по теме:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Студентки(та):______________________________________________________
Специальности:__________________________________________________
Руководитель:______________________________________________________
Примерная схема презентации дипломного проекта (работы)
Слайд 1 — название работы, ФИО выпускника и руководителя
Слайд 2 — Цель и задачи работы.
Слайды с рисуками
Слайды с чертежами
Слайды с выводами
Последний слайд – Спасибо за внимание!
В среднем количество слайдов в презентации дипломного проекта
(работы) – 10-12.

Приложение 1
Титульный лист дипломного проекта
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»
СОГЛАСОВАНО
Председатель П(Ц)К
_______________________________

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
Зам.директора по УР
___________________________

(ФИО, подпись)

«____»____________________20__г

«____»_______________________20__г.

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
По
теме
_____________________________________________________________
(тема)

Выполнена стдентом (кой)____________________________________________
(Фамилия И.О.)

_______________
(номер группы)

Основная профессиональная образовательная программа по специальности
__________________________________________________________________
(шифр и наименование специальности)

Форма обучения ____________________________________________________
Руководитель ______________________________________________________
(Фамилия И.О.)

Кизляр, 20_

Приложение 2
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»
ОТЗЫВ
НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Студента(ки)_______________________________________________________
__
Группа __________
Специальность_____________________________________________________
__
Форма обучения__________________
Тема______________________________________________________________
__________________________________________________________________
____
__________________________________________________________________
__

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____
Дипломный проект рекомендован (а) к защите с предполагаемой
оценкой______________________________________________
Руководитель
________________________________________________________
Подпись ______________________
«____»__________________202__г.

Приложение 3
Министерство образования и науки Республики Дагестан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Дагестан
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»
РЕЦЕНЗИЯ
НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ (РАБОТУ)
Студента (ки)
Группа __________
Специальность ______________________________________________________
Форма обучения________________
Тема______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________
Оценка за дипломный проект (работу)___________________________________
Рекомендуется (не рекомендуется) к защите______________________________
Рецензент
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Подпись _________________________
«_____» _______________________202__г.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.