я.кизл^ Рассмотрено на заседании педагогического совета колледжа Протокол № 1 от «29» 08.2023г. Утверждено 11' приказом директора ГБПОУ РД «КПЙК» № И 3-Т от «01» 09. 2023 г. ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КИЗЛЯРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Кизляр, 2023 ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В Общие положения I. 1.1. Данное положение разработано в соответствии с: Конституцией РФ ; Федеральным Законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Уставом ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж»; Правилами приема в ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж» 1.2. Подготовка профессионально ориентированных специалистов определяется всей деятельностью учебного заведения, одним из главных разделов которой является профориентационная работа, направленная на развитие у выпускников совокупности свойств и характеристик, определяющих их готовность к эффективной профессиональной деятельности. Цель и задачи профессиональной ориентации II. 2.1. целью Основной профориентационной работы колледжа является формирование и профессиональная подготовка контингента обучающихся в Колледже, предоставления возможности максимального раскрытия их творческих способностей с привлечением инженерно- педагогического состава, студентов к активному участию в научно обоснованной системе мер по профессиональной ориентации молодежи. 2.2. Задачи профориентационной работы: Изучение и прогнозирование перспектив формирования обучающихся Колледжа; - Пропаганда уровней образовательной деятельности Колледжа; - Конструирование системы профориентационной работы Колледжа; контингента - Установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ, предприятий, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. - Отбор и подготовка наиболее одаренных выпускников школ к обучению в Колледже. III. Основные направления 3.1 Профориентационная работа в колледже ведется по следующим направлениям: - профессиональное просвещение; - профессиография; - профессиональная консультация; - профессиональный отбор; - профессиональная адаптация. 3.2. Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися общеобразовательной школы определенной совокупности знаний о социальноэкономических и психофизиологических условиях выбора профессии, идет информирование о наиболее общих признаках возможной будущей специальности. 3.2.1. Основную деятельность по профессиональному просвещению в соответствии с планом проводит приёмная комиссия колледжа. 3.2.2. Работа проводится по различным направлениям: - проведение для учащихся школ анкетирования по профессиональному самоопределению, организация тематических экскурсий; - активизация интереса учащихся к выбору профессии посредством традиционных (День открытых дверей, выставки и др.) и инновационных (Интернет-ресурсы презентации, видеоуроки); - работа с учащимися по профессиональному самоопределению; - организация и проведение встреч абитуриентов с преподавателями колледжа; - организация взаимодействия с ВУЗами по заключению договоров непрерывного профессионального образования; - изготовление рекламных материалов для поступающих: справочников и буклетов о специальностях, информационных справок, рекламных листков с целью привлечения молодежи для обучения по специальностям, реализующих колледжем, согласно их интересам, системе знаний о будущей профессиональной деятельности. 3.3. Профессиография заключается в составление описания специальностей и профессий, по которым ведется подготовка в учебном заведении. Описание содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают успешность личности и удовлетворенность ею в своей будущей профессиональной деятельности. 3.4. Профессиональная консультация предполагает установление соответствия индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей ученика школы специфическим требованиям специальности или профессии. 3.5. Профессиональный отбор позволяет определить для абитуриента его будущую специальность, рекомендовать наиболее подходящее направление. Профессиональный отбор выполняется с учетом имеющихся данных об абитуриенте: личный мотив выбора специальности, стремления и побуждения. 3.6. Профессиональная адаптация. Вопросы профессиональной адаптации (процесс приспособления молодого специалиста на предприятии (организации) к трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной специальности решаются заведующим практикой и цикловыми комиссиями колледжа через мероприятия, направленные на адаптацию молодых специалистов в учреждениях и на предприятиях. В целях повышения престижа выбранной специальности колледж устанавливает связи с высшими профессиональными учебными заведениями для заключения договоров по системе непрерывного профессионального образования на обучение выпускников колледжа. IV. Формы и методы работы 4.1. Проведение информационной, агитационной, разъяснительной работы среди абитуриентов о модели формирования контингента студентов Колледжа; 4.2. Привлечение преподавателей и студентов Колледжа к пропаганде уровня образовательной деятельности Колледжа; 4.3. Реклама Колледжа по подготовке специалистов по образовательным программам, реализуемым в Колледже. 4.4. Изучение спроса государственных органов, предприятий, учреждений на специалистов со средним профессиональным образованием по профилю Колледжа; 4.5. Проведение аналитической и исследовательской работы по изучению перспектив формирования контингента обучающихся, формирование плана набора студентов на 1 курс; 4.6. Подготовка и издание методических материалов для абитуриентов; 4.7. Разработка и издание рекламных материалов в помощь абитуриентам Колледжа. 4.8. Проведение профориентационной работы в соответствии с договорами о сотрудничестве в базовых школах для привлечения потенциальных абитуриентов; 4.9. Организация и проведение профориентационной работы обучающимися в Колледже в ходе производственной практики; 4.10. Создание положительного имиджа Колледжа путем популяризации достижений преподавателей, мастеров производственного обучения, студентов и обучающихся (профессиональных, спортивных, творческих и т. д.) в средствах массовой информации; 4.11. Заключение договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями по подготовке выпускников к поступлению в Колледж V. Планирование и организация работы Профориентационная работа проводится в соответствии с перспективными и текущими планами работы, которые разрабатывается под руководством заместителя директора по учебно-производственной работе совместно с представителями структурных подразделений колледжа, задействованных в мероприятиях. План содержит наименование мероприятий, место и сроки их проведения с указанием ответственных за исполнение. План профориентационной работы утверждается директором колледжа. К принципам профориентационной работы относятся: ' ■ > • > • • ° Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой; Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников - это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения; Систематичность и преемственность в профориентации; Взаимосвязь школы, семьи, предприятий, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации; Воспитывающий характер профориентации - необходимость осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания; Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы; Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости; Оптимальное сочетанное массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями; Соответствие содержания, форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям города (района, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации. VI. Подведение итогов и значение профориентационной работы 6.1. Результаты профориентационной работы обобщаются и анализируются. 6.2. Материалы по работе профориентационной комиссии обсуждаются на педагогических советах, административных совещаниях и заседаниях приёмной комиссии, по результатам которых намечаются пути дальнейшего совершенствования профориентационной работы. 6.3. Правильно спланированная и организованная профориентационная работа будет способствовать привлечению молодежи к обучению в колледже, а также постоянному и планомерному становлению будущего среднего специалиста, способного найти свое место в профессиональной деятельности, остаться востребованным и конкурентоспособным. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА Выстраивая работу по профориентации учащихся, важно опираться на модель личности выпускника, в которой определен ряд наиболее важных компетенций, таких как: Ценностно-смысловая - готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; Социально-трудовая - готовность к гражданско-общественной деятельности, социально-трудовой, сформированность знаний в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении; Общекультурная - осведомленность в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни человека, их влияния на мир, эффективных способах организации свободного времени, его ориентации на полезную, развивающую досуговую деятельность, на здоровый образ жизни; Учебно-познавательная - готовность к освоению на базовом уровне образовательных программ по предметам учебного плана образовательного учреждения, изучению на повышенном уровне сложности образовательных программ по предметам в соответствии с интересами и способностями, сформированностью мотивации к познанию, творчеству, продолжению обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; Информационная - готовность самостоятельно работать с информацией из различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её, мотивация к овладению основами компьютерной грамотности и программирования для успешной социализации в информационном обществе; Личностного самосовершенствования - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, сформированность ценностного отношения к самообразованию; Коммуникативная - готовность к взаимодействию, сотрудничеству с людьми, сформированность навыков работы в группе, способность быстро адаптироваться к различного рода изменениям, ориентироваться в общественной обстановке.