я.кизл^
Рассмотрено на заседании
педагогического совета колледжа
Протокол № 1 от «29» 08.2023г.
Утверждено
11' приказом директора
ГБПОУ РД «КПЙК»
№ И 3-Т от «01» 09. 2023 г.
ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ
БЮДЖЕТНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КИЗЛЯРСКИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Кизляр, 2023
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ В
Общие положения
I.
1.1. Данное положение разработано в соответствии с: Конституцией РФ ;
Федеральным Законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»; Приказ
Министерства Просвещения Российской
Федерации от 24 августа 2022 г. № 762 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования»; Уставом ГБПОУ РД «Кизлярский
профессионально-педагогический колледж»; Правилами приема в ГБПОУ РД
«Кизлярский профессионально-педагогический колледж»
1.2. Подготовка профессионально ориентированных специалистов определяется
всей деятельностью учебного заведения, одним из главных разделов которой
является профориентационная работа, направленная на развитие у выпускников
совокупности
свойств
и
характеристик,
определяющих
их
готовность
к
эффективной профессиональной деятельности.
Цель и задачи профессиональной ориентации
II.
2.1.
целью
Основной
профориентационной
работы
колледжа
является
формирование и профессиональная подготовка контингента обучающихся в
Колледже, предоставления возможности максимального раскрытия их творческих
способностей с привлечением инженерно- педагогического состава, студентов к
активному участию в научно обоснованной системе мер по профессиональной
ориентации молодежи.
2.2. Задачи профориентационной работы:
Изучение
и
прогнозирование
перспектив
формирования
обучающихся Колледжа;
- Пропаганда уровней образовательной деятельности Колледжа;
- Конструирование системы профориентационной работы Колледжа;
контингента
- Установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ,
предприятий,
образовательных
учреждений
начального
и
среднего
профессионального образования.
- Отбор и подготовка наиболее одаренных выпускников школ к обучению в
Колледже.
III. Основные направления
3.1 Профориентационная работа в колледже ведется по следующим
направлениям:
- профессиональное просвещение;
- профессиография;
- профессиональная консультация;
- профессиональный отбор;
- профессиональная адаптация.
3.2. Профессиональное просвещение предусматривает овладение учащимися
общеобразовательной школы определенной совокупности знаний о социальноэкономических и психофизиологических условиях выбора профессии, идет
информирование о наиболее общих признаках возможной будущей
специальности.
3.2.1. Основную деятельность по профессиональному просвещению в
соответствии с планом проводит приёмная комиссия колледжа.
3.2.2. Работа проводится по различным направлениям:
- проведение для учащихся школ анкетирования по профессиональному
самоопределению, организация тематических экскурсий;
- активизация интереса учащихся к выбору профессии посредством традиционных
(День открытых дверей, выставки и др.) и инновационных (Интернет-ресурсы
презентации, видеоуроки);
- работа с учащимися по профессиональному самоопределению;
- организация и проведение встреч абитуриентов с преподавателями колледжа;
- организация взаимодействия с ВУЗами по заключению договоров непрерывного
профессионального образования;
- изготовление рекламных материалов для поступающих: справочников и
буклетов о специальностях, информационных справок, рекламных листков с
целью привлечения молодежи для обучения по специальностям, реализующих
колледжем, согласно их интересам, системе знаний о будущей профессиональной
деятельности.
3.3. Профессиография заключается в составление описания специальностей и
профессий, по которым ведется подготовка в учебном заведении. Описание
содержит основные требования к специалисту, которые обуславливают
успешность личности и удовлетворенность ею в своей будущей
профессиональной деятельности.
3.4. Профессиональная консультация предполагает установление соответствия
индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей ученика
школы специфическим требованиям специальности или профессии.
3.5. Профессиональный отбор позволяет определить для абитуриента его
будущую специальность, рекомендовать наиболее подходящее направление.
Профессиональный отбор выполняется с учетом имеющихся данных об
абитуриенте: личный мотив выбора специальности, стремления и побуждения.
3.6. Профессиональная адаптация. Вопросы профессиональной адаптации
(процесс приспособления молодого специалиста на предприятии (организации) к
трудовому коллективу, условиям труда и особенностям конкретной
специальности решаются заведующим практикой и цикловыми комиссиями
колледжа через мероприятия, направленные на адаптацию молодых специалистов
в учреждениях и на предприятиях.
В целях повышения престижа выбранной специальности колледж устанавливает
связи с высшими профессиональными учебными заведениями для заключения
договоров по системе непрерывного профессионального образования на обучение
выпускников колледжа.
IV. Формы и методы работы
4.1. Проведение информационной, агитационной, разъяснительной работы среди
абитуриентов о модели формирования контингента студентов Колледжа;
4.2. Привлечение преподавателей и студентов Колледжа к пропаганде уровня
образовательной деятельности Колледжа;
4.3. Реклама Колледжа по подготовке специалистов по образовательным
программам, реализуемым в Колледже.
4.4. Изучение спроса государственных органов, предприятий, учреждений на
специалистов со средним профессиональным образованием по профилю
Колледжа;
4.5. Проведение аналитической и исследовательской работы по изучению
перспектив формирования контингента обучающихся, формирование плана
набора студентов на 1 курс;
4.6. Подготовка и издание методических материалов для абитуриентов;
4.7. Разработка и издание рекламных материалов в помощь абитуриентам
Колледжа.
4.8. Проведение профориентационной работы в соответствии с договорами о
сотрудничестве в базовых школах для привлечения потенциальных абитуриентов;
4.9. Организация и проведение профориентационной работы обучающимися в
Колледже в ходе производственной практики;
4.10. Создание положительного имиджа Колледжа путем популяризации
достижений преподавателей, мастеров производственного обучения, студентов и
обучающихся (профессиональных, спортивных, творческих и т. д.) в средствах
массовой информации;
4.11. Заключение договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями
по подготовке выпускников к поступлению в Колледж
V. Планирование и организация работы
Профориентационная работа проводится в соответствии с перспективными и
текущими планами работы, которые разрабатывается под руководством
заместителя директора по учебно-производственной работе совместно с
представителями структурных подразделений колледжа, задействованных в
мероприятиях. План содержит наименование мероприятий, место и сроки их
проведения с указанием ответственных за исполнение. План профориентационной
работы утверждается директором колледжа.
К принципам профориентационной работы относятся:
'
■
>
•
>
•
•
°
Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой;
Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников - это принцип,
предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения;
Систематичность и преемственность в профориентации;
Взаимосвязь школы, семьи, предприятий, средних профессиональных учебных
заведений и общественности в профориентации;
Воспитывающий характер профориентации - необходимость осуществления
профориентационной работы в соответствии с задачами формирования
гармоничной личности, в единстве трудового, экономического нравственного,
эстетического, правового и физического воспитания;
Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению
профориентационной работы;
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от
возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от
различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня
успеваемости;
Оптимальное сочетанное массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и их родителями;
Соответствие содержания, форм и методов профориентационной работы
потребностям профессионального развития личности и одновременно
потребностям города (района, региона) в кадрах определенных профессий и
требуемого уровня квалификации.
VI. Подведение итогов и значение профориентационной работы
6.1. Результаты профориентационной работы обобщаются и анализируются.
6.2. Материалы по работе профориентационной комиссии обсуждаются на
педагогических советах, административных совещаниях и заседаниях приёмной
комиссии, по результатам которых намечаются пути дальнейшего
совершенствования профориентационной работы.
6.3. Правильно спланированная и организованная профориентационная работа
будет способствовать привлечению молодежи к обучению в колледже, а также
постоянному и планомерному становлению будущего среднего специалиста,
способного найти свое место в профессиональной деятельности, остаться
востребованным и конкурентоспособным.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
Выстраивая работу по профориентации учащихся, важно опираться на модель
личности выпускника, в которой определен ряд наиболее важных
компетенций, таких как:
Ценностно-смысловая - готовность видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать
целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать
решения;
Социально-трудовая - готовность к гражданско-общественной деятельности,
социально-трудовой, сформированность знаний в области семейных отношений и
обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном
самоопределении;
Общекультурная - осведомленность в особенностях национальной и
общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и
человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных,
социальных, общественных явлений и традиций, роли науки и религии в жизни
человека, их влияния на мир, эффективных способах организации свободного
времени, его ориентации на полезную, развивающую досуговую деятельность, на
здоровый образ жизни;
Учебно-познавательная - готовность к освоению на базовом уровне
образовательных программ по предметам учебного плана образовательного
учреждения, изучению на повышенном уровне сложности образовательных
программ по предметам в соответствии с интересами и способностями,
сформированностью мотивации к познанию, творчеству, продолжению обучения
в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
Информационная - готовность самостоятельно работать с информацией из
различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её,
мотивация
к
овладению
основами
компьютерной
грамотности
и
программирования для успешной социализации в информационном обществе;
Личностного самосовершенствования - готовность осуществлять физическое,
духовное и интеллектуальное саморазвитие, сформированность ценностного
отношения к самообразованию;
Коммуникативная - готовность к взаимодействию, сотрудничеству с людьми,
сформированность навыков работы в группе, способность быстро адаптироваться
к различного рода изменениям, ориентироваться в общественной обстановке.