Положение о самостоятельной работе студентов

Рассмотрено на заседании
педагогического совета колледжа
Протокол № 1 от «29» 08.2023г.

ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ

ПОЛОЖЕНИЕ
О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЮ! РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
«КИЗЛЯРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ»

Кизляр, 2023

1. ЦЕЛЬ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет требования к содержанию, организации и
контролю
самостоятельной
работы
студентов
в
ГБПОУ
РД
«Кизлярский
профессионально-педагогический колледж (далее - Колледж) и его структурных
подразделений.
1.2. Настоящее Положение изменяется и дополняется решением педагогического
совета, утверждается директором ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический
колледж».
!
1.3. В рамках настоящего Положения используются следующие сокращения:
Закон об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
СРС - самостоятельная работа студентов.
ФГОС СПО - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования.
ЭПОС - электронная информационная образовательная среда.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими
нормативными правовыми актами и иными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022г
№762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования»,
- федеральными государственными образовательными стандартами;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
- нормативно-методическими документами Министерства Просвещения Российской
Федерации;
- Уставом ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж».
2.2.
Целью
СРС
является
овладение
фундаментальными
знаниями,
профессиональными умениями и навыками, общекультурными/универсальными,
общепрофессиональными, профессиональными компетенциями, опытом творческой,
исследовательской, проектной деятельности по профилю будущей специальности. СРС
способствует развитию
самостоятельности,
ответственности,
организованности,
творческого подхода к решению задач учебного и профессионального уровня.
2.3. Задачами СРС являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических
умений;
- повышение качественного уровня освоения обучающимся учебного материала;
- совершенствование навыков и умений обучающимся использовать теоретические знания
при выполнении практических задач;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование
умений
использовать нормативную,
правовую,
справочную
документацию и специальную литературу;

2

- развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и самореализации;
развитие
исследовательских
умений,
формирование
опыта
творческой
исследовательской деятельности;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий, на
семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и
выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к промежуточной и
государственной итоговой аттестации.
2.4. Объем СРС, планируемый в рамках освоения образовательной программы,
зависит от уровня образования, формы обучения, применяемых образовательных
технологий, реализации образовательной программы по индивидуальному учебному плану
и фиксируется в учебном плане соответствующей образовательной программы (в целом по
образовательной программе и по отдельным ее компонентам - дисциплинам (модулям),
практикам, государственной итоговой аттестации).
2.5. Обучающиеся должны быть своевременно информированы о целях и задачах
СРС, сроках выполнения, формах контроля, трудоемкости СРС.
2.6. Организация СРС может осуществляться с использованием системы
электронной поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения ЭИОС,
содержащей электронные образовательные ресурсы и обеспечивающей взаимодействие
между участниками образовательного процесса.
2.7. Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося.
2.8. Основным принципом организации СРС является комплексный, системный
подход, направленный на формирование у обучающихся навыков репродуктивной,
поисково-аналитической, практической и творческой (научно-исследовательской)
деятельности.
2.9. Мероприятия, создающие условия для реализации самостоятельной работы,
должны предусматривать обеспечение каждого обучающегося: методикой при выполнении
теоретических (расчетных, графических и т.п.) и практических (лабораторных, учебно­
исследовательских и др.) работ; информационными ресурсами (справочники, учебные
пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных
программ и т.д.); методическими материалами (инструкция, указания, руководства,
практикумы и т.п.) контролирующими материалами; материальными ресурсами (ПК,
измерительное и технологическое оборудование и др.); временными ресурсами;
консультациями преподавателя; возможностью публичного обсуждения теоретических
и/или практических результатов, полученных обучающимся самостоятельно (конференции,
олимпиады, конкурсы, форумы, вебинары).
2.10. Объем времени, отведенный на самостоятельную работу, находит отражение:
в учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из модулей дисциплин,
по каждой дисциплине, по каждой дисциплине с распределением по семестрам; в рабочих
программах учебных дисциплин с распределением по семестрам, разделам и темам.

3. ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
3.1. Содержание СРС определяется заданиями и контрольными мероприятиями,
которые обучающийся должен выпблнить по каждой дисциплине (модулю), практике
учебного плана осваиваемой образовательной программы.
3.2. Формы СРС определяют разработчики рабочих программ дисциплин, практик в
соответствии с содержанием учебной дисциплины (модуля), практики с учетом курса
обучения, степени подготовленности обучающихся и других факторов. Они могут иметь
учебный, научно-исследовательский, проектный характер.
3

3.3. Основные формы CPC:
- работа по освоению отдельных тем, вынесенных на самостоятельное изучение в
соответствии с рабочей программой дисциплины (модуля);
- решение задач, выполнение заданий, входящих в контрольные мероприятия
внутренней системы оценки качества образования;
- выполнение текущих домашних заданий для усвоения раздела дисциплины
(модуля);
- написание рефератов, тематических докладов, эссе, отчетов, подготовка
презентаций и др.;
,
- подготовка к аудиторным занятиям (занятиям лекционного и семинарского типов,
лабораторным работам);
- выполнение курсовых работ и проектов;
- подготовка ко всем видам контрольных испытаний, в том числе экзаменам и
зачетам;
- подготовка к учебной и производственной практикам и выполнение заданий,
предусмотренных программой практики;
- подготовка к государственной итоговой аттестации, в том числе выполнение
дипломной работы;
- другие виды СРС.
3.4. В качестве конкретных видов самостоятельной работы могут использоваться:
для овладения знаниями:
- работа с текстом (изучение и составление конспектов лекций, тематических
разделов учебников и учебных пособий, первоисточников, дополнительной литературы,
просмотр и прослушивание аудио- и видео лекций);
- работа со словарями и справочниками;
- поиск информации по заданным параметрам;
- изучение нормативных документов;
- самостоятельное изучение отдельных тем, модулей, которые не вошли в
аудиторные занятия.
Для закрепления, обобщения и систематизации знаний:
- повторение и систематизация материала по изученным разделам дисциплины;
- самостоятельное определение пробелов в освоении тем и разделов дисциплины
(модуля);
- составление плана, тезисов ответа, доклада, презентации;
- составление таблиц, схем для систематизации учебного материала;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование, рецензирование);
- подготовка рефератов, докладов, эссе;
- подготовка ответов на контрольные вопросы по изученным разделам дисциплины
(модуля);
- выполнение тестовых заданий.
Для формирования умений:
- самостоятельное выполнение заданий, связанных с подготовкой к практическим и
лабораторным занятиям, к прохождению практики;
- решение задач, выполнение упражнений, составление отчетов по лабораторным
работам;
- выполнение домашних заданий;
- выполнение тренинговых заданий;
- учебно-исследовательская и научно-исследовательская самостоятельная работа,
связанная с овладением исследовательскими умениями;
- планирование, подбор методов, организация и проведение экспериментального или
эмпирического исследования, интерпретация данных, выводы по работе.
4

Для формирования готовности к решению задач в соответствии с выбранными
видами профессиональной деятельности:
- выполнение заданий, направленных на овладение методиками анализа учебного
материала, решения профессиональных (в том числе педагогических) задач, кейсов;
- выполнение учебных, исследовательских заданий в рамках прохождения практики,
подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной
деятельности, решение и анализ ситуационных задач в условиях профессиональной
деятельности (в рамках прохождения производственной практики);
- самостоятельная подготовка научного доклада, статьи (тезисов), курсовой или
дипломной работы с применением различных методик исследования и обработки
материала и др.
3.5. Текущие работы, выполненные в рамках СРС (конспекты статей, рефераты,
аннотации, доклады, презентации и др.), не подлежат обязательному хранению.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
I

4.1. Планирование СРС определяется в соответствии с учебным планом
образовательной программы.
4.2. Планирование СРС по дисциплине выполняется преподавателем на основе
утвержденной рабочей программы дисциплины (модуля).
4.3. Методическое обеспечение СРС включает в себя:
- учебные материалы в печатном или электронном виде, обеспечивающие
обучающимся самостоятельное выполнение заданий, освоение отдельных разделов
дисциплин (модулей);
- перечень учебной литературы (включая электронные библиотечные системы),
необходимой для освоения дисциплины / прохождения практики;
- перечень интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины/
прохождения практики;
- перечень программного обеспечения, необходимого для освоения дисциплины/
прохождения практики;
- методические рекомендации по выполнению практических, лабораторных,
контрольных, курсовых работ;
- методические рекомендации по прохождению практик;
- методические рекомендации по выполнению дипломных работ.
5.5. Материально-техническое и информационное обеспечение СРС включает:
- аудиторный фонд, в том числе помещения, оснащенные компьютерной техникой с
возможностью выхода в интернет, наличие достаточного количества посадочных мест в
читальных залах библиотеки Колледжа;
- доступ обучающихся к электронной информационной образовательной среде
Колледжа, электронным библиотечным системам, информационным справочным
системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
5.1. Организацию и обеспечение выполнения СРС осуществляют преподаватели,
руководители практик в рамках реализуемых образовательных программ.
5.2. Преподаватель/ руководитель практики:
- информирует обучающихся о цели, трудоемкости, видах СРС, формах отчетности
и контроля;
5

- определяет объем содержания и количество часов, отводимых на СРС в
соответствии с учебным планом; периодичность контроля;
- обеспечивает условия для работы обучающихся в ЭПОС;
- разрабатывает методические рекомендации, фонды оценочных средств, пособия по
организации СРС, критерии оценки качества СРС;
- обеспечивает контроль качества выполнения СРС, доводит информацию о качестве
выполненных заданий до обучающихся при контактной работе либо через ЭПОС;
- предоставляет обучающимся сведения о наличии учебно-методических
материалов, необходимых для выполнения самостоятельной работы.

6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
6.1. Контроль за выполнением и результатами СРС осуществляется преподавателем
дисциплины (модуля), руководителем практики.
6.2. Контроль осуществляется систематически, в том числе при проведении
аудиторных занятий лекционного и семинарского типов.
6.3. Результаты СРС оцениваются в ходе текущего контроля и промежуточной
аттестации. Результаты СРС оцениваются преподавателем в соответствии с содержанием
рабочей программы дисциплины, практики.
6.4. Контроль результатов СРС может осуществляться в устной, письменной
формах, а также с помощью технических средств и информационных систем, с
представлением результата деятельности обучающегося, а также с использованием ЭПОС.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.