Рассмотрено на заседании педагогического совета колледжа Протокол № 1 от «29» 08.2023г. ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ ПОЛОЖЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИЮ! РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «КИЗЛЯРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Кизляр, 2023 1. ЦЕЛЬ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение определяет требования к содержанию, организации и контролю самостоятельной работы студентов в ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж (далее - Колледж) и его структурных подразделений. 1.2. Настоящее Положение изменяется и дополняется решением педагогического совета, утверждается директором ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж». ! 1.3. В рамках настоящего Положения используются следующие сокращения: Закон об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». СРС - самостоятельная работа студентов. ФГОС СПО - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. ЭПОС - электронная информационная образовательная среда. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и иными документами: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 августа 2022г №762 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», - федеральными государственными образовательными стандартами; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - нормативно-методическими документами Министерства Просвещения Российской Федерации; - Уставом ГБПОУ РД «Кизлярский профессионально-педагогический колледж». 2.2. Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, общекультурными/универсальными, общепрофессиональными, профессиональными компетенциями, опытом творческой, исследовательской, проектной деятельности по профилю будущей специальности. СРС способствует развитию самостоятельности, ответственности, организованности, творческого подхода к решению задач учебного и профессионального уровня. 2.3. Задачами СРС являются: - систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; - повышение качественного уровня освоения обучающимся учебного материала; - совершенствование навыков и умений обучающимся использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - углубление и расширение теоретических знаний; - формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; 2 - развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений, формирование опыта творческой исследовательской деятельности; - использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий, на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к промежуточной и государственной итоговой аттестации. 2.4. Объем СРС, планируемый в рамках освоения образовательной программы, зависит от уровня образования, формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации образовательной программы по индивидуальному учебному плану и фиксируется в учебном плане соответствующей образовательной программы (в целом по образовательной программе и по отдельным ее компонентам - дисциплинам (модулям), практикам, государственной итоговой аттестации). 2.5. Обучающиеся должны быть своевременно информированы о целях и задачах СРС, сроках выполнения, формах контроля, трудоемкости СРС. 2.6. Организация СРС может осуществляться с использованием системы электронной поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения ЭИОС, содержащей электронные образовательные ресурсы и обеспечивающей взаимодействие между участниками образовательного процесса. 2.7. Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося. 2.8. Основным принципом организации СРС является комплексный, системный подход, направленный на формирование у обучающихся навыков репродуктивной, поисково-аналитической, практической и творческой (научно-исследовательской) деятельности. 2.9. Мероприятия, создающие условия для реализации самостоятельной работы, должны предусматривать обеспечение каждого обучающегося: методикой при выполнении теоретических (расчетных, графических и т.п.) и практических (лабораторных, учебно исследовательских и др.) работ; информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банки индивидуальных заданий, обучающие программы, пакеты прикладных программ и т.д.); методическими материалами (инструкция, указания, руководства, практикумы и т.п.) контролирующими материалами; материальными ресурсами (ПК, измерительное и технологическое оборудование и др.); временными ресурсами; консультациями преподавателя; возможностью публичного обсуждения теоретических и/или практических результатов, полученных обучающимся самостоятельно (конференции, олимпиады, конкурсы, форумы, вебинары). 2.10. Объем времени, отведенный на самостоятельную работу, находит отражение: в учебном плане - в целом по теоретическому обучению, каждому из модулей дисциплин, по каждой дисциплине, по каждой дисциплине с распределением по семестрам; в рабочих программах учебных дисциплин с распределением по семестрам, разделам и темам. 3. ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 3.1. Содержание СРС определяется заданиями и контрольными мероприятиями, которые обучающийся должен выпблнить по каждой дисциплине (модулю), практике учебного плана осваиваемой образовательной программы. 3.2. Формы СРС определяют разработчики рабочих программ дисциплин, практик в соответствии с содержанием учебной дисциплины (модуля), практики с учетом курса обучения, степени подготовленности обучающихся и других факторов. Они могут иметь учебный, научно-исследовательский, проектный характер. 3 3.3. Основные формы CPC: - работа по освоению отдельных тем, вынесенных на самостоятельное изучение в соответствии с рабочей программой дисциплины (модуля); - решение задач, выполнение заданий, входящих в контрольные мероприятия внутренней системы оценки качества образования; - выполнение текущих домашних заданий для усвоения раздела дисциплины (модуля); - написание рефератов, тематических докладов, эссе, отчетов, подготовка презентаций и др.; , - подготовка к аудиторным занятиям (занятиям лекционного и семинарского типов, лабораторным работам); - выполнение курсовых работ и проектов; - подготовка ко всем видам контрольных испытаний, в том числе экзаменам и зачетам; - подготовка к учебной и производственной практикам и выполнение заданий, предусмотренных программой практики; - подготовка к государственной итоговой аттестации, в том числе выполнение дипломной работы; - другие виды СРС. 3.4. В качестве конкретных видов самостоятельной работы могут использоваться: для овладения знаниями: - работа с текстом (изучение и составление конспектов лекций, тематических разделов учебников и учебных пособий, первоисточников, дополнительной литературы, просмотр и прослушивание аудио- и видео лекций); - работа со словарями и справочниками; - поиск информации по заданным параметрам; - изучение нормативных документов; - самостоятельное изучение отдельных тем, модулей, которые не вошли в аудиторные занятия. Для закрепления, обобщения и систематизации знаний: - повторение и систематизация материала по изученным разделам дисциплины; - самостоятельное определение пробелов в освоении тем и разделов дисциплины (модуля); - составление плана, тезисов ответа, доклада, презентации; - составление таблиц, схем для систематизации учебного материала; - аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование, рецензирование); - подготовка рефератов, докладов, эссе; - подготовка ответов на контрольные вопросы по изученным разделам дисциплины (модуля); - выполнение тестовых заданий. Для формирования умений: - самостоятельное выполнение заданий, связанных с подготовкой к практическим и лабораторным занятиям, к прохождению практики; - решение задач, выполнение упражнений, составление отчетов по лабораторным работам; - выполнение домашних заданий; - выполнение тренинговых заданий; - учебно-исследовательская и научно-исследовательская самостоятельная работа, связанная с овладением исследовательскими умениями; - планирование, подбор методов, организация и проведение экспериментального или эмпирического исследования, интерпретация данных, выводы по работе. 4 Для формирования готовности к решению задач в соответствии с выбранными видами профессиональной деятельности: - выполнение заданий, направленных на овладение методиками анализа учебного материала, решения профессиональных (в том числе педагогических) задач, кейсов; - выполнение учебных, исследовательских заданий в рамках прохождения практики, подготовка к деловым играм; - проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, решение и анализ ситуационных задач в условиях профессиональной деятельности (в рамках прохождения производственной практики); - самостоятельная подготовка научного доклада, статьи (тезисов), курсовой или дипломной работы с применением различных методик исследования и обработки материала и др. 3.5. Текущие работы, выполненные в рамках СРС (конспекты статей, рефераты, аннотации, доклады, презентации и др.), не подлежат обязательному хранению. 4. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ I 4.1. Планирование СРС определяется в соответствии с учебным планом образовательной программы. 4.2. Планирование СРС по дисциплине выполняется преподавателем на основе утвержденной рабочей программы дисциплины (модуля). 4.3. Методическое обеспечение СРС включает в себя: - учебные материалы в печатном или электронном виде, обеспечивающие обучающимся самостоятельное выполнение заданий, освоение отдельных разделов дисциплин (модулей); - перечень учебной литературы (включая электронные библиотечные системы), необходимой для освоения дисциплины / прохождения практики; - перечень интернет-ресурсов, необходимых для освоения дисциплины/ прохождения практики; - перечень программного обеспечения, необходимого для освоения дисциплины/ прохождения практики; - методические рекомендации по выполнению практических, лабораторных, контрольных, курсовых работ; - методические рекомендации по прохождению практик; - методические рекомендации по выполнению дипломных работ. 5.5. Материально-техническое и информационное обеспечение СРС включает: - аудиторный фонд, в том числе помещения, оснащенные компьютерной техникой с возможностью выхода в интернет, наличие достаточного количества посадочных мест в читальных залах библиотеки Колледжа; - доступ обучающихся к электронной информационной образовательной среде Колледжа, электронным библиотечным системам, информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей). 5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 5.1. Организацию и обеспечение выполнения СРС осуществляют преподаватели, руководители практик в рамках реализуемых образовательных программ. 5.2. Преподаватель/ руководитель практики: - информирует обучающихся о цели, трудоемкости, видах СРС, формах отчетности и контроля; 5 - определяет объем содержания и количество часов, отводимых на СРС в соответствии с учебным планом; периодичность контроля; - обеспечивает условия для работы обучающихся в ЭПОС; - разрабатывает методические рекомендации, фонды оценочных средств, пособия по организации СРС, критерии оценки качества СРС; - обеспечивает контроль качества выполнения СРС, доводит информацию о качестве выполненных заданий до обучающихся при контактной работе либо через ЭПОС; - предоставляет обучающимся сведения о наличии учебно-методических материалов, необходимых для выполнения самостоятельной работы. 6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6.1. Контроль за выполнением и результатами СРС осуществляется преподавателем дисциплины (модуля), руководителем практики. 6.2. Контроль осуществляется систематически, в том числе при проведении аудиторных занятий лекционного и семинарского типов. 6.3. Результаты СРС оцениваются в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. Результаты СРС оцениваются преподавателем в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины, практики. 6.4. Контроль результатов СРС может осуществляться в устной, письменной формах, а также с помощью технических средств и информационных систем, с представлением результата деятельности обучающегося, а также с использованием ЭПОС.